Пятый раунд «связь с жизнью»
Урок №22 «Контроль знаний по теме «Химические компоненты живых организмов»
Задача учащихся: показать знания по главе «Химические компоненты живых организмов».
Педагогическая технология - перевёрнутый урок.
Подготовительная работа:учащимся за 2 занятия раздаются вопросы, которые будут на уроке контроля знаний. Эти вопросы с учащимися предварительно обсуждаются. Затем составляются билеты.
Вступительное слово. Сегодня между учащимися профильных групп по биологии СШ №126 и СШ №96 состоится интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Темой нашей беседы будет «Химические компоненты живых организмов». Игра будет состоять из раундов. Что обозначает это слово? Раунд – это повторяющееся, циклическое событие. Наша игра будет состоять из 10 раундов.
Первый раунд - раунд переговоров. Я предлагаю познакомиться командам. Участник называет своё имя и свою характеристику в одно слово. Например, Ирина – мирная. И присаживается на своё место. Члены другой команды должны вспомнить все имена членов команды – соперницы.
Во втором раундевы тянете билеты с вопросами и письменно отвечаете на них. На ответ вам отводится 12 минут. Работу подписываете и сдаёте.
Билет№1
1.Назовите основные химические элементы?
2.Дайте определение понятию «Реакция фосфорилирования»
3.Назовите макро- и микро- элементы. Какое их количество, в процентах.
4.Назовите хотя бы одну роль каждого химического элемента.
5.Перечислите функции углеводов?
6.Какая среда в желудке?
7.Запишите общую формулу аминокислоты. Обозначьте в ней функциональные группы.
Билет № 2
1.Какие две группы веществ входят в состав живых организмов?
2.Для чего необходимо знать кислотность среды?
3.Назовите незаменимые аминокислоты?
4.Запишите образование дипептида.
5.Какие из гексоз наиболее часто встречаются?
6.Перечислите свойства белков.
7.Перечислите группы липидов.
Билет №3
1. Запишите общую формулу нейтральных жиров.
2. Какая среда в тонком кишечнике?
3. Какие органические соединения относятся к низкомолекулярным соединениям?
4. Какие функции выполняют белки?
5.Какие связи участвуют в образовании первичной структуры белка?
6Какие виды нуклеиновых кислот вам известны?
7.Сколько цепей соединено в одну молекулы ДНК?
Билет №4
1.Назовите состав нуклеотида молекулы РНК.
2. Какая молекула ДНК будет плавиться быстрее, та у которой больше А и Т, или Г и Ц?
3.Какое процентное соотношение воды в живых организмах?
4. Что является мономером полисахарида?
5. Какие белки называются неполноценными?
6. Какие связи участвуют в образовании первичной структуры белка?
7. Какие связи участвуют в образовании первичной структуры белка?
Билет №5
1.. Назовите классификацию моносахаридов.
2.Где содержатся витамины А,Д,С,В1,В6 . Какова их функция?
3.Назовите основные свойства воды?
4.Что является мономером нуклеиновой кислоты?
5.Какие связи участвуют в образовании вторичной, третичной и четвертичной структуры?
6..Какая среда у нас во рту?(
7.. Какими физическими свойствами обладают полисахара?
Билет №6
1. .Какими физическими свойствами обладают моносахара?
2. Назовите чем образована каждая группа жиров?
3.С помощью каких связей соединены нуклеотиды двух цепей?
4. Укажите местонахождение и функции всех видов РНК.
5. Какие из гексоз наиболее часто встречаются?
6. . Какие белки называются неполноценными?(Состоят из заменимых аминокислот.
7.Какой раствор мы называем буферным?
Билет № 7
1.На какие группы делятся вещества по отношению к воде?
2. Как называется внутриклеточное давление?
3.Назовите основные гормоны эндокринных желез. Какова их роль?
4. Укажите состав АТФ.
5.В каких органоидах клетки образуется АТФ?
6.Назовите состав нуклеотида молекулы ДНК.
7.Преобразуйте формулу нейтральных жиров в фосфолипиды, стероиды.
Билет №8
1.Назовите классификацию углеводов.
2. Приведите примеры полисахаридов.
3.Какие вещества относятся к биологически активным веществам?
4.Какие органические соединения относятся к полимерам?
5.Какие пространственные формы могут принимать молекулы белков? 6.Перечислите функции углеводов?
7. По какому принципу соединены нуклеотиды двух цепей?
Билет № 9
1.Сколько цепей имеет молекула РНК?
2.Какова биологическая природа гормонов?
3. Какова биологическая природа данных гормонов?
4.С помощью каких связей соединены нуклеотиды двух цепей?
5. Перечислите функции жиров.
6. Какие белки называются полноценными?
7. Сколько аминокислот входит в состав природных белков?
Третий раунд на знание молекулы ДНК.
А) Пойти к доске и показать нуклеотид, в состав которого входит :азотистое основание аденин, азотистое основание тимин.
Б) Показать два нуклеотида одной цепи ДНК; два нуклеотида, которые связаны между собой и входят в состав разных цепей ДНК;
В) Показать ковалентные связи в молекуле ДНК; водородные связи в молекуле ДНК.
Г) Показать на схеме ДНК: дезоксирибозу, азотистое основание.
Д) Запишите длину одного витка молекулы ДНК; сколько входит нуклеотидов в один виток молекулы ДНК.
Ж) Записать принцип комплементарности в молекуле ДНК; правило Чаргаффа.
З) Синтезировать на участке левой цепи молекулы ДНК правую цепь.
Левая цепь ДНК:-АТГЦААТГГЦГГЦ-; на одном из участков молекулы ДНК и-РНК.
И) Если мы знаем, что в данной цепи содержится 10% А-нуклеотидов, то сколько приходится на Т,Г,Ц нуклеотиды.
Четвёртый раунд.
Вам будут предложены вопросы и варианты ответов. Вам необходимо будет выбрать правильный ответ. Тема « « Белки. Жиры. Углеводы».
А)На доске записаны примеры белков: А- гемоглобин, Б- амилаза, В- инсулин, Г- фибриноген, Д- опсин, Е- кератин, Ж- тубулин.Я буду называть функцию белков, а вы должны подобрать соответствующий этой функции белок:1) структурная,2) каталитическая,3) транспортная,4) защитная, 5)сократительная,6) регуляторная,7) сигнальная.(Ответ: 1е,2б,3а,4г,5ж,6в,7д
Б) На доске записаны примеры углеводов: А - глюкоза, Б - рибоза, В - дезоксирибоза, Г- гликоген, Д- целлюлоза, Ж - крахмал, З - Хитин. Я буду называть одну из них характеристику. 1- входит в состав клеточной оболочки, 2- является запасающим веществом в растительной клетке, 3- входит в состав нуклеотида РНК, 4- оказывает влияние на кровяное давление, 5- входит в состав нуклеотида РНК, 6-является запасающим веществом в животной клетке, 7-входит в состав покрова тела насекомых.(Ответ: 1д,2ж,3б,4а, 5б,6г,7з)
В) На доске записаны примеры липидов: 1-липиды, 2-жиры, 3-фосфолипиды, 4- стероиды, 5- воски. Я буду зачитывать определения. Вы должны подобрать соответствия.
А – вещества, построенные на основе спирта холестерина, Б - соединения, имеющие полярные головки и неполярные хвосты; в их молекуле один или два остатка высших карбоновых кислот замещены остатком фосфорной кислоты. В - сложные эфиры одноатомных высокомолекулярных спиртов и высших карбоновых кислот. Г - жироподобные органические вещества, обладающие среди биомолекул наименьшей относительной молекулярной массой. Д- вещества, образованные молекулой трёхатомного спирта глицерина и тремя остатками высших карбоновых кислот. (Ответ: А4, Б3, В5, Г1,Д2)
5) На доске записаны примеры неорганических веществ. Я буду называть соответствующие функции этих веществ. Соотнесите вещества с функциями: А-создание мембранного потенциала и обеспечение возбудимости клеточных мембран, Б- участие в создании буферных растворов, В- обеспечение в клетке тургора, Г- участие в терморегуляции, Д- входят в состав костей, зубов, раковин, Е-растворитель веществ, Ж- среда для протекания химических реакций.(Ответ:1е, ж,г,в,2а,3б,4д)
Пятый раунд «Связь с жизнью».
1) Представим себе, что у вас в холодильнике всего три продукта: творог, картофель и сало ( в равных количествах). Вам можно скушать только один продукт. Какой вы будете кушать продукт, чтобы насытиться как можно на более длительный период? Почему?(Ответ: сало, т.к. из 1г жира выделяется 39 кдж, а из 1 г углевода и белка – 17,6 кдж.)
2) Какой вы будете кушать продукт , чтобы вырасти здоровыми и крепкими? (Творог, т.к. в твороге содержатся незаменимые аминокислоты: аргинин, гистидин, валин, лейцин, изолейцин, фенолаланин, треонин, метионин, лизин, триптофан.)
3) Какой продукт в обработанном виде начнёт расщепляться уже во рту. (Картофель, т.к. углеводы под воздействием амилазы и мальтазы расщепляются уже во рту.)
4) Биологически активные вещества- алкалоиды содержатся в 2500 растений. Мы знаем, что некоторые алкалоиды являются настоящими ядами для животных и человека. Так, гревнегреческий философ Сакрат, в конце своей жизни собрал своих учеников и выпил яд цикуты (веха ядовитого) . А какую роль они играют в жизни растений?
5) Какое воздействие на сосуды человеческого организма оказывает адреналин? Как можно объяснить буйную реакцию молодых людей на современной дискотеке?
Шестой раунд– «Спроси соперника». В этом раунде команды задают друг другу вопросы.
Встречу целесообразно закончить беседой за чашкой чая всех участников игры.
Д/ З.Познакомиться с материалом лекции (или видеоролика) по теме «Клеточная теория»