Тема 2. Возникновение и тенденции развития естествознания

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

ТВЕРЬ 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины  
Учебная программа дисциплины  
Календарный план изучения учебной дисциплины  
Фондовые лекции  
Тематические планы изучения учебной дисциплины  
Темы рефератов  
Учебно-методические указания по проведению семинарских и практических занятий  
Оценка самостоятельной работы и текущий контроль знаний студентов по учебной дисциплине  
Тестовые материалы  
Вопросы к зачету для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине  
Карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине  
Учебно-методические и информационные материалы по подготовке к зачету  
Обучающие компьютерные программы, альбомы схем и другие наглядные пособия

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины

«Концепции современного естествознания»

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; на­учный метод; история естествознания; панорама совре­менного естествознания; тенденции развития; корпуску­лярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодейст­вие; близкодействие, дальнодействие; состояние; прин­ципы суперпозиции, неопределенности, дополнительно­сти; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопиче­ских процессах; принцип возрастания энтропии; хими­ческие процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодина­мическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня ор­ганизации материи; принципы эволюции, воспроизвод­ства и развития живых систем; многообразие живых ор­ганизмов - основа организации и устойчивости биосфе­ры; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, не­обратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Учебная программа дисциплины

Раздел I. НАУКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, КАРТИНА МИРА

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естествознание как наука об окружающем мире. Концепция «двух культур» (Ч.П. Сноу) - естественнона­учной и гуманитарно-художественной. Путь к единой культуре. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство. Специфика естественнонаучного и гуманитарного позна­ния: цели и задачи; объект и субъект, методы и средст­ва, ценности и идеалы, методологические установки и стиль мышления.

Проблема понимания и описания, понимания и ин­теграции, понимания и оценки в естественнонаучном и гуманитарном познании. Идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках (М.М. Бах­тин). Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникно­вение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира, формирование единой техногенной культуры.

Социокультурный смысл современного естествозна­ния. Значение его достижений в утверждении идеалов научно-рационального отношения к действительности. Влияние естествознания на различные сферы деятельно­сти людей. Необходимость изучения концепций совре­менного естествознания специалистами гуманитарного профиля.

Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Структура учебного курса, логика его построения и особенности изучения студентами институ­та.

Тема 2. Возникновение и тенденции развития естествознания

Предпосылки возникновения элементов естество­знания в рамках «синкретического» знания. Влияние развивающихся орудий труда, возникновения письмен­ности и общественного разделения труда на рационали­зацию форм деятельности и мышления.

«Преднаука» и наука. Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетиче­ский. Формирование идеи рациональности и первых ее естественнонаучных программ (математическая, атомистическая, аристотелевская) в период античности. Пер­вые попытки классификации наук.

История естествознания. Формирование логиче­ских форм научного мышления, доминирование ценно­стного над познавательным в эпоху средневековья. Рас­пространение ненаучных знаний - алхимии, астрологии, магии. Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и в Новое время. Возникновение экспериментального метода и его соеди­нение с математическим описанием природы. Научная революция XVII в.: возникновение классической меха­ники. Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук. Формирование неоклассического ти­па рациональности в XIX в. Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХУII-ХIХ вв.

Панорама современного естествознания. Революция в естествознании на рубеже XX в. и формирование пост классического типа рациональности. Возникновение ре­лятивистской и квантовой физики. Перестройка естест­веннонаучной картины мира и изменение стиля мышле­ния. Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в XX в.

Неопозитивистская и постпозитивистская модели развития науки как выражение радикального сциентиз­ма. Логико-методологическая концепция К. Поппера. Теория «роста знаний» как логика принятия и смены теорий. Концепция научных революций Т. Куна. Поня­тие парадигмы и нормальной науки. Научная револю­ция как смена парадигм. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. История науки как процесс рождения, жизни и гибели исследовательских программ. Принцип пролиферации (размножения) теории в плюралиетической методологии П. Фейерабенда. Эволюцион­ная модель развития науки Ст. Тулмина, тематический анализ науки Дж. Холтона и др.

Наши рекомендации