Человек как вершина эволюции – или как результат деградации?
Господь Иисус Христос в Святом Евангелии утверждает изначальность создания человека: Несте ли чли, яко Сотворивый исконимужеский пол и женский сотворил я есть (Мф. 19, 4); От зачала же создания мужа и жену сотворил я есть Бог (Мк. 10, 6).
По мнению Святых Отцов, учителей Церкви, подобие человека животным свидетельствует не об эволюционном восхождении ветви Homo Sapiens, а напротив, говорит о падении с божественной высоты царского достоинства и чести, на которую Адам изначально был поставлен Создателем. Образ Божий в человеке состоит в том, что отличает человека от прочих тварей: бессмертие души, свободная воля, разум (словесная природа), творчество, власть и прочее. Ни одно из этих качеств человеческой природы не могло стать продуктом эволюции бессловесной твари. Господь по образу Своему сотвори я;и положи страх Его на всяцей плоти, еже властелствовати зверми и скоты и птицами. Помышление и язык, и очи, уши и сердце даде им размышляти; художеством разума исполни я, и добрая и злая показа им. Положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел Своих, да имя святыни Его восхвалят и да поведают величества дел Его. Приложил им художество и закон живота даде в наследие им (Сир. 17, 3–9).
Изначальное наличие образа Божия в человеке, служит доказательством невозможности происхождения человека от нечеловека. Остановимся кратко на одном Божественном качестве человека – его божественной царственности, господстве, власти над всем мiром.
Святитель Иоанн Златоустобъясняет, что достоинство человека есть не достоинство природы, а господство над природой, поэтому и сказано: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверми, и скотами... и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт. 1, 26); вся покорил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския (Пс. 8, 7–9). Человек – венец мiроздания; весь мiр сотворен не сам по себе, но ради человека. И в этой фразе нет гордости и самообольщения, ибо речь идет не о реальных достоинствах и заслугах человека, а о его великом предназначении – стать подобным Богу: будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех (Мф. 5, 45), и через собственное богоуподобление, творя и исполняя волю Отца Небесного, способствовать обожению и прочей твари. «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные... Бог сотворил человека властителемвсего существующего на земле» [52, с. 60, 62].
«Пусть эллины повторяют свое лжеучение хоть до истощения сил, я громко взываю, что все это создано для человеческого рода, потому что, будучи вседоволен, Творец не имел нужды ни в одной из этих тварей, но, чтобы показать Свою любовь к нам, Он создал все это, показывая нам то, как Он ценит род человеческий, и научая тому, чтобы мы, руководясь этим, воздавали подобающее Ему поклонение» [Там же, с. 47].
«Человек вначале имел полную власть над животными... А что теперь, мы боимся и пугаемся зверей, и не имеем власти над ними, этого я не отвергаю; только это не делает ложным обещания Божия. Вначале не так было, но боялись звери и трепетали, и повиновались своему владыке. Когда же он преслушанием потерял дерзновение, то и власть его умалилась... Пока имел он дерзновение пред Богом, дотоле страшен был и зверям; а когда пал, то сам стал бояться и последних из сорабов своих... Если уже и теперь, когда есть и страх, и наказания, и мучения, люди не сохраняют любомудрия, то какими бы они были, если бы не терпели никаких тяжелых последствий за свои преступления? Бог отнял у нас власть по своей о нас заботливости и промышлению» [Там же, с. 69–70].
Святитель Василий Великий:«Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость (Притч.20, 6); его драгоценность заключается в естественном устройстве. Ибо что иное на земле сотворено по образу Создателя? Кому иному даны начальство и власть над всеми тварями, живущими на суше, в водах и в воздухе?.. Человек не разуме, но, перестав подражать Богу и уподобляться Создателю, сделавшись рабом страстей, приложися скотом несмысленным, и уподобися им... Но подлинно, это избыток несмысленности и скотского неразумия, если созданный по образу Творца не сознает первоначального своего устройства, не хочет уразуметь всего Божия о нем домостроительства, и по оному заключать о собственном своем достоинстве... Если не помнишь начального своего происхождения, то составь понятие о своем достоинстве по возданной за тебя цене» [19, с. 313–315].
Святоотеческая мысль наблюдает в человеческом роде не «эволюцию», но напротив, свидетельствует об общей деградации, потере достоинства. Уравнение с животными произошло вследствие падения с первоначального уровня, а не в результате восхождения от дикого устроения до образа Божия.
Святитель Иоанн Златоустотмечал, что нехристианское сознание, видя, как поведение человека действительно во многом подобно поведению зверя, легко соглашается на мысль, что бессловесные животные являются дальними родственниками человеку, его «меньшими братьями». «Язычники заблудились так потому, что во всем доверились собственным умствованиям и не хотели обратить внимания на слабость своей природы; возмечтавши о себе свыше меры и выступив за свои границы, они лишились принадлежащей им чести. Те, которые одарены разумом, получили от Создателя честь первенства и были превосходнее всех видимых тварей, – эти самые дошли до такого неразумия, что стали покланяться собакам, обезьянам, крокодилам и другим еще низшим тварям...Указывая на таких людей, пророк сказал: приложися скотам несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 21). Одаренный, говорит, разумом и удостоившийся такой мудрости стал похож на бессловесных, а может быть и хуже их. Те (бессловесные), как существа неразумные не подвергнутся наказаниям; а одаренный разумом, если унизится до их неразумности, потерпит тяжкое наказание за то, что оказался непризнательным к такому благодеянию» [52, с. 56–57].
Святоотеческому учению глубоко враждебна мысль о родстве(в смысле общего предка) человека с бессловесными животными. Православному сознанию всегда были чужды языческие идеи тотемизма, в том числе и современной его разновидности – «научного эволюционизма», согласно которому человек имеет предком различных животных – обезьян, рыб и других. Напротив того, Отцы Церкви учат, что сами зверовидные страсти человек в себе обнаружил, когда обрел, вследствие грехопадения, вместо подобия Божия «сродство»с бессловесной тварью: приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48, 21). Засвидетельствуем сказанное следующими высказываниями.
Святитель Григорий Нисский: «Поскольку пришла в мiр сей жизнь бессловесных, а человек по названной причине (грехопадение) и от такой природы взял нечто, я говорю о рождении (способ которого по грехопадении стал тем же самым, что у бессловесных), то из-за этого он стал сопричастником и остального, усматриваемого в той природе. Ведь подобие человека Божественному – не по гневу, и не удовольствием отличается преимуществующая природа, а трусость и наглость, желание большего и ненависть к умалению и все тому подобное далеки от боголепных черт. Так что все это человеческая природа добавила к себе от бессловесной части [25, с. 59–60].
Преподобный Максим Исповедник:«Удовольствие и скорбь, и следующие за ними пожелание и страх, не были первоначально созданы вместе с естеством человеческим; иначе они принадлежали бы к числу черт, определяющих сие естество; но, говоря согласно с учением великого Григория Нисского, они введены после потери свойственного нашей природе совершенства, быв привиты к неразумнейшей части нашего естества: и чрез них тотчас по преступлении заповеди обнаружилось явно и ясно наше подобие бессловесным животным, вместо блаженного образа Божия» [39, Т. 3, с. 258].
Святитель Иоанн Златоуст:«Как на этой Обширной и пространной земле одни животные более кротки, другие более свирепы, так и в душе нашей одни помыслы – неразумные и скотские, другие – зверские и дикие... Между тем в звере лютость – по природе, а кротость – против природы; а в тебе, напротив, кротость – по природе, а зверскость и лютость – против природы» [52, с. 69].
Святитель Василий Великий:«Ты обладаешь всяким родом диких зверей. Но, скажешь, нет ли диких зверей во мне? Есть, множество. Это, точно громадная толпа диких зверей, которых ты носишь в себе. Не принимай это за обиду. Не есть ли гнев маленький свирепый зверь, который лает в твоем сердце? Не более ли он дик, чем любая собака? И разве обман, пресмыкающийся в вероломной душе, не более жесток, чем пещерный медведь?.. Какого рода диких зверей нет в нас?.. Ты был сотворен, чтобы обладать; ты владыка страстей, владыка диких зверей, владыка змей, владыка птиц... Будь владыкой помышлений внутри себя, чтобы стать владыкой всех существ» [цит. по 119, с. 81–82].
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):«Особенно характерно в наше время моральное превращение человека в обезьяну. Отдаваясь низменным страстям, как, например, пьянству, человек сперва навеселе, становится туп и глуп, как овца и каждый стрижет его, как хочет; а если выпьет еще, то уже мнит себя львом, становится высокомерным и буйным; а упиваясь все более и более, он уподобляется обезьяне – прыгает, кривляется, совершает различные глупости. Упившийся до потери сознания превращается в свинью и, как животное, валяется в грязи. Разве мы не наблюдаем в окружающем нас обществе это превращение человека в овцу, в свинью и обезьяну? Но ни одна обезьяна из всей истории земли не имела и не имеет здравого человеческого смысла и мышления» [85, с. 42].
Наши звероподобные страсти – не рудиментарное наследие от животных предков (во что веруют «просвещенные» эволюционисты-тотемисты), но проявление греховности. Предназначение же человека – царствовать над мiром. Предназначение всякой твари состоит в служении человеку. Изначально весь мiр создан для человека. Человек же утратил в значительной степени свою власть над мiром, оказавшись сам его недостойным. Подтверждение тому можно найти не только в писаниях св. мужей, но и в многочисленных житиях преподобных и мучеников, которых дикие львы, медведи, крокодилы и иные бессловесные твари не только не трогали, но и беспрекословно им служили.