Задания по теме 3. Раздел 3. Наука и научный метод
Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний.
Цель задания: глубоко усвоить особенности научных знаний, чтобы затем использовать научные знания и факты в качестве аргументов; отличать научные знания от лженаучных и обыденных; применять алгоритм научного познания в профессиональной деятельности; продемонстрировать умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь.
Содержание:
1. Подготовить эссе по одному из следующих вопросов:
a. Виды научных знаний: эмпирические и теоретические, их особенности.
b. Принципиальное отличие научных знаний от обыденных, житейских.
c. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
d. Примеры применения алгоритма научного познания в различных сферах деятельности (в т.ч. профессиональной) и обыденной жизни.
2. Выполнить тесты по теме 3 (приложение).
3. Ответить на вопросы по теме 3 (раздел 6.1).
Срок выполнения: к следующему занятию.
Ориентировочный объем: 1-2 стр. рукописного текста.
Отчетность: устные выводы по результатам анализа.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1-3, 6;
Дополнительные 11, 14, 17, 37, 38, 52
Задания по теме 4. Раздел 3. Наука и научный метод.
Наиболее общие законы и особенности описания природы.
Цель задания: уяснить две основные концепции, применяемые для описания действительности (мира) как в естественных, так и в гуманитарных науках, чтобы затем использовать их в практической деятельности; выявить отличие статистических законов от динамических.
Содержание:
1. Дополнить конспект лекций по теме 4.
2. Выполнить тесты по теме 4 (приложение).
3. Ответить на вопросы по теме 4 (раздел 6.1).
Срок выполнения: к следующему занятию.
Ориентировочный объем: 3 -5 страниц рукописного текста.
Отчетность: доработанный конспект лекций.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1 – 3, 6;
Дополнительные 9, 10, 17, 21, 24, 26, 35, 38
Задания по теме 5. Раздел 4. Физическая картина мира
Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий.
Цель задания: усвоить особенности законов, применяемых для описания на каждом из уровней организации материи в физической картине мира; продемонстрировать культуру мышления на специфическом (непрофессиональном) материале.
Содержание:
1. Подготовить эссе по одному из следующих вопросов:
a. Отличие законов микромира от законов других уровней иерархии
b. Философский смысл принципа суперпозиции состояний и соотношения неопределенностей.
c. Роль фундаментальных взаимодействий в существовании Вселенной.
d. Принцип дополнительности и его роль в гуманитарных науках.
2. Дополнить конспект лекций по теме 5.
3. Выполнить тесты по теме 5 (приложение).
4. Ответить на вопросы по теме 5 (раздел 6.1).
Срок выполнения: к следующему занятию.
Ориентировочный объем: 3-5 и 1-2 стр. рукописного текста (конспект и эссе соответственно).
Отчетность: доработанный конспект лекций, устные выводы по результатам анализа.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1- 4, 6;
Дополнительные 7 -12, 18 – 20, 22, 24, 46, 48, 49, 58-60
Задания по теме 6. Раздел 4. Физическая картина мира
Концепции пространства и времени. Принципы симметрии и законы сохранения.
Цель задания: философское осмысление отличий концепций абсолютных и относительного пространства-времени; усвоение принципов симметрии и их роли в существовании Вселенной; продемонстрировать умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь.
Содержание:
1. Подготовить эссе по одному из следующих вопросов:
a. Сущность концепций пространства и времени И.Ньютона и А.Эйнштейна.
b. Гипотеза Большого взрыва как следствие общей теории относительности.
c. Свойства пространства и времени.
d. Принципы инвариантности законов природы, философские выводы.
2. Выполнить тесты по теме 6 (приложение).
3. Ответить на вопросы по теме 6 (раздел 6.1).
Срок выполнения: ко второму семинарскому занятию.
Ориентировочный объем: 1-2 стр. рукописного текста.
Отчетность: устное сообщение на семинаре.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1 - 6;
Дополнительные 9 - 12, 18 – 20, 22, 24, 52, 58 - 60
Задания по теме 7. Раздел 4. Физическая картина мира
Основные начала термодинамики.
Цель задания: глубокое уяснение сущности и особенности тепловых процессов; философское осмысление понятия «энтропия» и возможности его применения в гуманитарных научных дисциплинах; развитие культуры мышления на специфическом (непрофессиональном) материале.
Содержание:
1. Дополнить конспект лекций по теме 7.
2. Выполнить тесты по теме 7 (приложение).
3. Ответить на вопросы по теме 7 (раздел 6.1).
Срок выполнения: к следующему занятию.
Ориентировочный объем: не менее трех страниц рукописного текста.
Отчетность: доработанный конспект лекций.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1, 2;
Дополнительные 15 - 16, 18 – 20, 22, 24, 52 - 54, 56, 58 - 60
Задания по теме 8. Раздел 5. Химическая картина мира
Основные понятия химии, химические процессы.
Цель задания: глубокое усвоение смысла Периодического закона Д.И.Менделеева как одного из фундаментальных законов природы; развитие интеллектуального и общекультурного уровня.
Содержание:
1. Подготовить эссе по одному из следующих вопросов:
a. Отличие физических процессов от химических, особенности химических реакций.
b. Физический смысл Периодического закона.
c. Зависимость реакционной способности веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе.
d. Типы химической связи.
2. Дополнить конспект лекций по теме 8, ориентируясь на вопросы к семинару 3.
3. Выполнить тесты по теме 8 (приложение).
4. Ответить на вопросы по теме 8 (раздел 6.1).
Срок выполнения: к третьему семинарскому занятию.
Ориентировочный объем: 3-5 и 1-2 стр. рукописного текста (конспект и эссе соответственно).
Отчетность: доработанный конспект лекций, устные выводы по результатам анализа.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1, 3, 6;
Дополнительные 10, 11, 21, 27, 26, 54, 56, 58 - 64