Темы: «Морфология и физиология микроорганизмов»

Тестовые задания

Выберите один или несколько вариантов правильных ответов:

Задание 1

Сущность открытия Д.И. Ивановского:

  1. создание первого микроскопа
  2. открытие вирусов
  3. открытие явления фагоцитоза
  4. получение антирабической вакцины
  5. открытие явления трансформации

Задание 2

С именем Луи Пастера связаны следующие научные открытия: а) разработка метода аттенуации микроорганизмов; б) открытие явления фагоцитоза; в) создание антирабической вакцины; г) открытие и изучение процессов брожения у микроорганизмов; д) введение в практику микробиологии метода выделения чистых культур бактерий на плотных питательных средах. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а, в, г
  2. б, в, г
  3. а, г, д
  4. в, г, д
  5. б, г, д

Задание 3

Световая микроскопия включает в себя следующие разновидности: а) фазово-контрастную микроскопию; б) электронную микроскопию; в) темнопольную микроскопию; г) микроскопию в затемненном поле; д) иммерсионную микроскопию. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а, в, г, д
  2. а, б, г, д
  3. б, в, г, д
  4. б, в, г
  5. в, г, д

Задание 4

Темнопольная микроскопия применяется для изучения:

  1. кишечной палочки
  2. риккетсий
  3. стафилококка
  4. хламидий
  5. бледной трепонемы

Задание 5

Для какого типа микроскопической техники готовят нативные неокрашенные препараты:

  1. для световой микроскопии
  2. для темнопольной микроскопии.
  3. для люминесцентной микроскопии
  4. для фазово-контрастной микроскопии
  5. для электронной микроскопии
  6. для поляризационной микроскопии

Задание 6

Структурными компонентами, характерными только для прокариотических клеток, являются:

  1. обособленное ядро
  2. нуклеоид
  3. мезосомы
  4. рибосомы
  5. клеточная стенка, содержащая пептидогликан

Задание 7

К микроорганизмам с прокариотным типом организации клетки относят: а) плесневые грибы; б) спирохеты; в) хламидии; г) микоплазмы; д) актиномицеты. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а, б, в
  2. б, в, г, д
  3. в, г, д
  4. а, в, г, д
  5. б, г, д

Задание 8

Какие структуры обязательны для обычных бактериальных клеток:

  1. жгутики
  2. капсула
  3. микроворсинки (фимбрии)
  4. клеточная стенка
  5. ЦПМ
  6. мезосомы
  7. генофор (нуклеоид)
  8. рибосомы


Задание 9

Какие структуры обязательны для L-форм бактерий:

  1. капсула
  2. ЦПМ
  3. цитоплазма
  4. генофор (нуклеоид)
  5. клеточная стенка
  6. волютиновые зёрна

Задание 10

Какие морфологические структуры бактерий и особенности их строения обусловливают положительную или отрицательную окраску по Граму:

  1. клеточная стенка
  2. ЦПМ
  3. цитоплазма
  4. генофор (нуклеоид)
  5. капсула
  6. жгутики

Задание 11

Для структуры клеточной стенки бактерий характерны все нижеуказанные свойства, кроме:

  1. включает сложный полимер пептидогликан
  2. строение обусловливает способность воспринимать окраску по Граму
  3. представляет уникальную гибкую и пластичную структуру
  4. содержит D-изомеры аминокислот
  5. клеточная стенка грамотрицательных бактерий более чувствительна к действию лизоцима, чем грамположительных бактерий
  6. имеет поры.

Задание 12

Какие компоненты образуют клеточную стенку грамотрицательных бактерий:

  1. пептидогликан
  2. липиды
  3. тейхоевые кислоты
  4. белок А
  5. ЛПС
  6. флагеллин

Задание 13

Укажите локализацию наследственной информации в бактериальной клетке:

  1. ЦПМ
  2. генофор (нуклеоид)
  3. митохондрии
  4. мезосомы
  5. плазмиды
  6. шероховатая эндоплазматическая сеть

Задание 14

Укажите свойства плазмид:

  1. продуцируют различные БАВ
  2. несут определённую генетическую информацию
  3. постоянно присутствуют в бактериальной клетке
  4. являются фактором патогенности
  5. способны встраиваться в генетический аппарат бактериальной клетки
  6. определяют образование жгутиков

Задание15

Какие структуры бактерий определяет способность прикрепляться к поверхности клеток:

  1. капсулы
  2. жгутики
  3. микроворсинки (пили)
  4. мезосомы
  5. пермеазы
  6. никакие из указанных выше.

Задание 16

Какие функции выполняют запасные гранулы у бактерий:

  1. депо метаболитов
  2. депо воды
  3. депо питательных веществ
  4. депо ферментов
  5. депо экзотоксинов
  6. образованы плазмидами

Задание 17

Спорообразование является механизмом:

  1. биосинтеза белка
  2. размножения бактерий
  3. защиты от фагоцитоза
  4. сохранения вида
  5. прикрепления бактерий

Задание 18

К спорообразующим бактериям относят

  1. стрептококки
  2. клостридии
  3. нейссерии
  4. сальмонеллы
  5. коринебактерии
  6. бациллы

Задание 19

Форма бактерий зависит от генетически запрограммированного строения:

1. тейхоевых кислот

2. липополисахаридов

3. фосфолипидов

4. пептидогликана

5. белка флагеллина

Задание 20

К грамотрицательным относятся: а) энтеробактерии; б) клостридии; в) псевдомонады; г) бактероиды; д) нейссерии. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а, в, г, д
  2. а, б, в, г
  3. б, в, г, д
  4. в, г, д
  5. б, г, д

Задание 21

Стафилококки – это грамположительные кокки, формирующие:

  1. цепочки
  2. группы в виде «виноградной грозди»
  3. группы в виде объемных пакетов, кубиков
  4. группы их четырех кокков
  5. группы из двух кокков

Задание 22

К кокковым формам микроорганизмов относятся: а) Neisseria meningitides; б) Klebsiella pneumoniae; в) Streptococcus pneumoniae; г) Bacteroides fragilis; д) Staphylococcus aureus. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а, б, в
  2. а, в, д
  3. б, в, д
  4. б, г, д
  5. в, г, д

Задание 23

Риккетсии отличаются от большинства бактерий:

  1. отсутствием клеточной стенки
  2. отсутствием мембраны, окружающей нуклеоид
  3. наличием мезосом
  4. способностью размножаться только в живых клетках
  5. отсутствием ядра

Задание 24

Микоплазмы отличаются от большинства бактерий:

  1. отсутствием клеточной стенки
  2. отсутствием мембраны, окружающей нуклеоид
  3. наличием мезосом
  4. способностью размножаться только в живых клетках
  5. отсутствием ядра

Задание 25

Бациллы – это:

  1. грамотрицательные веретенообразные палочки
  2. грамположительные спорообразующие кокки
  3. грамположительные спорообразующие палочки
  4. грамотрицательные извитые формы
  5. грамположительные аспорогенные палочки

Задание 26

Клостридии – это:

  1. кокки, образующие споры
  2. палочки, не образующие спор
  3. аэробные палочки, образующие споры
  4. анаэробные палочки, образующие споры
  5. извитые формы

Задание 27

К бактериям, образующим эндоспоры относятся: а) бациллы; б) бифидобактерии; в) клостридии; г) стафилококки; д) лактобактерии. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. г, д
  2. б, в
  3. а, в
  4. б, г
  5. а, б

Задание 28

К облигатным анаэробам относятся: а) коринебактерии; б) бациллы; в) бактероиды; г) клостридии; д) бифидобактерии. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а, б, в
  2. в, г, д
  3. б, г, д
  4. а, в, д
  5. б, в, д

Задание 29

Какой из факторов влияет на рост бактерий:

  1. давление кислорода
  2. содержание в окружающей среде неорганических ионов
  3. парциальное давление двуокиси углерода
  4. содержание в окружающей среде органических соединений
  5. наличие ростовых факторов
  6. все перечисленные

Задание 30

По источникам углерода для питания бактерии подразделяют на:

  1. фототрофы
  2. аутотрофы
  3. гетеротрофы
  4. хемотрофы
  5. ауксотрофы

Задание 31

По источникам энергии для клетки бактерии подразделяются на:

  1. аутотрофы
  2. фототрофы
  3. хемотрофы
  4. гетеротрофы
  5. ауксотрофы

Задание 32

Колония микроорганизмов – это:

  1. видимое скопление особей нескольких видов микроорганизмов
  2. 1 микробная клетка
  3. видимое скопление особей одного вида микроорганизмов
  4. смесь неоднородных микроорганизмов, выделенных из естественных субстратов

Задание 33

Какие правила взятия материала обеспечивают адекватность результатов бактериологического исследования:

  1. материал забирают из очагов поражения и прилежащих тканей
  2. материал следует забирать до начала антимикробной терапии
  3. материал следует немедленно направлять в лабораторию
  4. взятие материала проводят многократно на фоне антимикробной терапии
  5. материал забирают в ограниченном количестве для предотвращения травматизации очага поражения

Задание 34

Какие среды наиболее часто применяют для выделения неприхотливых бактерий:

  1. КА (кровяной агар)
  2. среда Эндо
  3. среда Плоскирева
  4. среда Борде-Жангу
  5. КУА
  6. МПА

Задание 35

Основные цели применения дифференциально-диагностических сред:

  1. изучение биохимической активности микробов
  2. изучение культуральных свойств микробов
  3. определения чувствительности к антибиотикам
  4. дифференциация различных видов микробов
  5. транспортировка материала в лабораторию

Задание 36

Для чего применяют элективные (селективные) питательные среды:

  1. для предупреждения отмирания патогенных бактерий и подавления роста сапрофитов
  2. для накопления определённой группы бактерий
  3. для первичного посева материала или для пересева с консервирующих сред или сред обогащения
  4. для изучения и идентификации отдельных типов, видов и групп бактерий
  5. для изучения биохимических свойств бактерий
  6. для изучения патогенных свойств бактерий

Задание 37

Для культивирования анаэробов без анаэростата используется среда:

  1. кровяной агар
  2. желточно-солевой агар
  3. Эндо
  4. тиогликолевая
  5. Клауберга

Задание 38

Наличие ферментов бактерий выявляют по разложению:

  1. углеводов
  2. минеральных солей
  3. индикатора
  4. агар-агара
  5. пептона

Задание 39

Бактериологический метод диагностики применяется для:

  1. выделения и идентификации вирусов – возбудителей заболеваний
  2. выделения антигена в исследуемом материале
  3. выделения и идентификации бактерий – возбудителей заболеваний
  4. обнаружения антител в сыворотке больного

Задание 40

Какие методы считают основными при выявлении патогенных микроорганизмов:

  1. изучение морфологических и тинкториальных свойств возбудителей
  2. определение биохимической активности возбудителей
  3. серологическое типирование основных Аг возбудителей
  4. выявление Аг возбудителя в исследуемом материале
  5. изучение культуральных свойств
  6. биологическая проба

Наши рекомендации