Подготовительные тесты по КСЕ.
1. Место естествознания в современной культуре:
* оно является основой современной культуры;
* оно является необходимой составляющей современной культуры;
* в современной культуре оно не играет заметной роли;
* с развитием компьютеров и виртуальной реальности знание законов
реального мира утратило своё значение.
2. Научное познание начинается:
* с проведения эксперимента;
* с выдвижения какой-нибудь гипотезы;
* с наблюдения природных явлений;
* с изучения литературы.
3. Эмпирическое знание — это знание:
* основанное на опыте;
* основанное на точной теории;
* предположительное, не проверенное экспериментом;
* псевдонаучное.
4. Выделите положение, несвойственное псевдонауке:
* замена общих законов сценариями ирассказами о частных случаях;
* критический анализ исходных данных теории;
* нарушение этических норм при получении и распространении знаний;
* распространение своих взглядов преимущественно через газеты, телевидение, радио.
5. Что внесли в метод познания Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей:
* опору теоретических построений на опытные данные и их систематическую проверку экспериментом;
* аксиоматически-дедуктивное построение теории;
* изложение результатов исследований в образной форме;
* использование специальных измерительных приборов.
6. В механической картине мира считалось, что:
* движение — это любое изменение;
* материя существует в форме четырех стихий, вечных и неизменных;
* любое движение сводится к перемещению тел и частиц;
* пространство и время есть система отношений между материальными телами.
7. Программа редукционизма несостоятельна, потому что:
* свести к физике даже химические явления, не говоря уже о биологических, слишком трудно;
* живые организмы способны нарушать законы физики;
* на каждом уровне организации материи — физическом, химическом, биологическом и социальном — возникают свои специфические закономерности, дополняющие закономерности более низких уровней;
* каждая из естественных наук описывает свою часть мира, независимую от частей, изучаемых другими науками.
8. Однородность — это:
* одинаковость свойств во всех точках;
* одинаковость свойств во всех направлениях;
* неизменяемость свойств с течением времени;
* неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения.
9. Каким свойством симметрии время не обладает?
* однородностью; * изотропностью;
* независимостью от выбора единиц измерения;
* независимостью от выбора начала отсчета лет.
10. Согласно теореме Нётер, каждая симметрия:
* влечет сохранение определенной физической величины;
* влечет несохранение определенной физической величины;
* является следствием сохранения определенной физической величины;
* является следствием несохранения определенной физической величины.
11. В механической картине мира:
* как и в реальности, мир необратим;
* как и в реальности, мир полностью обратим;
* в отличие от реальности, мир необратим;
* в отличие от реальности, мир обратим.
12. Принцип относительности заключается в том, что:
* значения всех физических величин относительны, зависят от выбора системы отсчета;
* результаты измерений любой физической величины не зависят от того, в какой системе отсчета они выполнялись;
* все системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной;
* все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.
13. Движение со сверхсветовыми скоростями:
* возможно для частиц с нулевой массой покоя;
* в принципе возможно, но пока технически неосуществимо;
* невозможно, поскольку привело бы к нарушению принципа причинности;
* невозможно, поскольку привело бы к нарушению принципа относительности.
14. Принцип соответствия устанавливает, что:
* форма теории должна соответствовать ее содержанию;
* теория должна соответствовать определенным критериям;
* в пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты;
* между структурами старой и новой теорий всегда существует взаимно однозначное соответствие (изоморфизм).
15. Формула Е = тс2 устанавливает, что:
* масса может превращаться в энергию;
* энергия может превращаться в массу;
* масса и энергия физически полностью эквивалентны;
* масса и энергия являются взаимно дополнительными характеристиками материального объекта.
16. Уравнения Эйнштейна в общей теории относительности:
* устанавливают связь между характером движения наблюдателя и измеряемыми им пространственными и временными промежутками;
* устанавливают связь между геометрией пространства-времени и распределением и движением материальных тел;
* позволяют вычислить сумму углов треугольника;
* позволяют рассчитать вторую космическую скорость.
17. В современном естествознании возобладала концепция:
* атомистическая;
* континуальная;
* обе оказались необходимыми и взаимодополняющими;
* обе оказались неверными.
18. Длина волны больше:
* у красного света;
* у синего;
* поскольку свет представляет собой поток частиц — фотонов, о его длине волны говорить бессмысленно;
* это зависит от выбора системы отсчета.
19. Укажите верное утверждение:
* радиус электромагнитного взаимодействия бесконечно велик, но оно несущественно в космических масштабах из-за взаимной компенсации электрических зарядов;
* радиус гравитационного взаимодействия бесконечно велик, но оно несущественно в космических масштабах из-за взаимной компенсации гравитационных зарядов;
* сильное ядерное взаимодействие наиболее существенно в макроскопических масштабах;
* радиус слабого ядерного взаимодействия бесконечен, но оно несущественно в космических масштабах из-за взаимной компенсации своих зарядов.
20. Принцип дополнительности:
* позволяет не обращать внимания на противоречивые результаты экспериментов;
* указывает на неотделимость свойств предмета исследования от действий исследователя;
* после измерения одних характеристик объекта делает невозможным измерение других;
* подчеркивает принадлежность человека к миру животных.
21. Квантовая механика дает вероятностное описание природы, потому что:
* это упрощает вычисления;
* не может учесть влияние некоторых скрытых параметров, определяющих поведение частиц;
* случайность и неопределенность объективно присущи природе;
* является неполной теорией.
22. Динамическая теория:
* позволяет по заданному начальному состоянию системы однозначно установить значение характеризующих ее физических величин на любой момент времени;
* это развивающаяся, не закостеневшая теория;
* это теория, позволяющая по заданному состоянию системы установить лишь вероятность того или иного значения физических величин, характеризующих систему;
* это, например, термодинамика.
23. Соотношение между динамическими и статистическими теориями:
* для каждой динамической теории существует статистическая теория, играющая роль ее приближения, которое облегчает расчеты;
* для каждой статистической теории существует динамическая теория, играющая роль ее приближения, справедливого, когда можно пренебречь флуктуациями;
* сначала возникает приближенная статистическая теория, которая по мере уточнения превращается в строгую динамическую теорию;
* динамическая теория всегда описывает более широкий круг явлений, чем ее статистический аналог.
24. Не является свидетельством конечного возраста Вселенной:
* отсутствие стационарных решений у уравнений Эйнштейна;
* разбегание галактик;
* закон всемирного тяготения;
* реликтовое излучение.
25. Гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы:
* оказалась принципиально неверной и полностью отброшена;
* столкнулась с принципиальными трудностями, но продолжает использоваться, поскольку ничего лучшего все равно нет;
* оказалась перспективной и легла в основу современной физико-химической теории происхождения Солнечной системы;
* оказалась полностью верной, не требующей существенных изменений и уточнений.
26. Движущей силой геологической и геотектонической активности Земли является:
* непрерывно поступающая на Землю солнечная энергия;
* продолжающаяся дифференциация вещества внутри Земли;
* вращение Земли вокруг своей оси;
* лунные и солнечные приливы.
27. Специфическим признаком жизни не является:
* обмен веществ;
* структурная и функциональная асимметрия;
* преобладание легких элементов в химическом составе;
* целостность, системная организация.
28. Концепция химической эволюции:
* остается малообоснованной гипотезой;
* имеет статус одной из более или менее правдоподобных гипотез происхождения жизни;
* является весьма правдоподобной, но все же гипотезой;
* приобрела статус последовательной теории, подтвержденной экспериментами и практикой.
29. Основное свойство нейрона:
* разветвленная форма;
* способность переключаться между разными состояниями в зависимости от состояния соседних нейронов;
* способность к мышлению;
* способность к обучению.
30. Роль воспитания и наследственности в формировании способностей человека:
* все люди рождаются с одинаковыми потенциальными возможностями, и лишь от воспитания зависит, до какого уровня они разовьются;
* способности человека полностью определяются наследственностью и не могут быть скорректированы никаким воспитанием и образованием;
* средний уровень способностей определяется генетическими факторами, однако влияние воспитания и среды может привести к заметным отклонениям от этого уровня;
* способности определяются наследственностью только у однояйцовых близнецов, а у остальных людей — воспитанием и образованием.
31. Агрессивное поведение:
* уменьшает количество едоков и помогает выжить оставшимся;
* ужесточает естественный отбор и тем самым ускоряет эволюцию;
* способствует формированию социальной структуры и организации коллективных действий;
* подготавливает детеныша к будущим схваткам с врагами.
32. Не является принципиальным отличием человека от животных:
* прямохождение;
* речь;
* изготовление разнообразных орудий;
* использование огня.
33. Укажите правильное утверждение:
* биогеоценоз состоит из биотопа и биоценоза;
* биогеоценоз состоит из продуцентов, консументов и редуцентов;
* биоценоз — это экосистема нижнего уровня иерархии;
* биосфера является примером биогеоценоза.
34. Не является атрибутом понятия «эволюция»:
* направленность;
* обусловленность естественными законами;
* случайность;
* необратимость.
35. Не является необходимым компонентом дарвиновского
механизма эволюции:
* естественный отбор;
* благоприятные условия окружающей среды;
* случайные изменения генофонда;
* механизм воспроизводства себе подобных.
36. Синтетическая теория эволюции не утверждает, что:
* факторами эволюции, помимо естественного отбора,
являются мутации, генетический дрейф и изоляция;
* эволюция протекает постепенно и дивергентно;
* эволюция идет через целесообразные, адекватные
требованиям окружающей среды изменения организма;
* эволюционные изменения случайны и ненаправленны,
но условия среды и сложившаяся форма организмов ограничивают и направляют их.
37. Неверно, что с течением времени:
* энтропия замкнутой системы увеличивается;
* энергия замкнутой системы уменьшается;
* беспорядок в замкнутой системе возрастает;
* любые структуры в замкнутой системе разрушаются.
38. Укажите правильное утверждение:
* закон возрастания беспорядка подтвержден опытом, значит, противоречащая ему эволюционная теория неверна;
* эволюционная теория лежит в основе биологии, лидирующей в современном естествознании, а противоречащий ей закон возрастания энтропии отвергнут;
* факт биологической эволюции противоречит второму закону термодинамики, а это значит, что живые организмы не подчиняются обычным физическим законам;
* закон роста энтропии применим лишь к замкнутым системам и потому не может противоречить выводам биологии, которая имеет дело только с открытыми системами.
39. Укажите правильное утверждение:
* Земля выбрасывает в космос больше энтропии, чем получает от Солнца;
* Земля выбрасывает в космос больше энергии, чем получает от Солнца;
* выброс энтропии с Земли в космос меньше, чем поступление ее от Солнца плюс производство на Земле;
* выброс энергии с Земли в космос меньше, чем поступление ее от Солнца плюс производство на Земле.
40. Единственно эффективный путь смягчения последствий глобального
экологического кризиса в том, чтобы:
* остановить все промышленные предприятия и электростанции и вернуться к натуральному хозяйству;
* перейти на полностью безотходные технологии;
* за счет развития технологий добиваться удовлетворения каждой из потребностей человека ценой все меньшей нагрузки на окружающую среду;
* переселиться на одну из ближайших планет с неистощенными природными ресурсами.
41. Какое из следующих условий не является необходимым для начала самоорганизации в системе:
* неравновесность системы;
* сильная неравновесность системы;
* наличие химических градиентов в системе;
* нелинейность системы.
42. В точке бифуркации:
* большие флуктуации в системе сильно подавляются;
* система выбирает путь развития, ведущий к состоянию с максимальной энтропией;
* система выбирает путь развития, требующий минимальной энергии;
* путь развития системы определяется имеющимися в данный момент флуктуациями.
43. В результате самоорганизации энтропия системы:
* понижается, как и энтропия окружающей среды;
* возрастает, а энтропия окружающей среды понижается;
* понижается, как и скорость производства энтропии;
* понижается, а скорость производства энтропии возрастает.
44. Аксиомы и постулаты научной теории появляются так:
* ученые придумывают их произвольно и смотрят, что из этого выйдет;
* выводятся с помощью логических рассуждений;
* формулируются на основе обобщения эмпирического опыта;
* извлекаются из подсознания с помощью интуиции.
45. Псевдонаука — это:
* астрология, алхимия и другие пережитки прошлого;
* деятельность, которая, представляясь научной, не является таковой
по своему содержанию, методам или результатам;
* ложные и ошибочные гипотезы, отвергнутые при дальнейшем развитии науки;
* результаты деятельности верующих ученых.
4 6. Наука в современном смысле этого слова возникла:
* в Древней Греции;
* в эпоху Возрождения;
* в XVII-XVIII вв.;
* в XX в.
4 7. Изотропность — это:
* одинаковость свойств во всех точках;
* одинаковость свойств во всех направлениях;
* неизменяемость свойств с течением времени;
* неизменяемость взглядов, несмотря на любые возражения.
4 8. Пространство не обладает:
* однородностью;
* изотропностью;
* независимостью от движения наблюдателя;
* независимостью от масштаба измерения длин.
4 9. Закон сохранения:
* энергии вытекает из изотропности времени;
* энтропии вытекает из неизотропностивремени;
* импульса вытекает из изотропности пространства;
* импульса вытекает из однородности времени.
50. Укажите правильное утверждение:
* поле — одна из форм вещества;
* вещество— одна из форм поля;
* вещество материально, поле нематериально;
* и поле, и вещество материальны.
51. Впервые плодотворно был применен вероятностный подход
к описанию природных явлений:
* в квантовой механике;
* в молекулярно-кинетической теории газов;
* в дарвиновской эволюционной теории;
* в генетике.
52. Динамической теорией является:
* специальная теория относительности;
* молекулярно-кинетическая теория газов;
* дарвиновская эволюционная теория;
* квантовая механика.
53. Статистическая теория — это:
* теория, позволяющая по заданному начальному состоянию системы однозначно установить значение характеризующих ее физическихвеличин в заданный момент времени;
* теория, описывающая статическое равновесие;
* теория, позволяющая по заданному состоянию системы установить вероятность того или иного значения характеризующих систему физических величин в заданный момент;
* гидростатика или электростатика.
54. He является эволюционной концепцией:
* ламаркизм;
* дарвинизм;
* креационизм;
* генетический антидарвинизм.
55. Из концепций происхождения жизни современным научным
данным лучше соответствует:
* креационизм;
* однократный абиогенез;
* перманентное самозарождение;
* панспермия.
56. Второй закон термодинамики указывает:
* способы превращения тепловой энергии океана в электроэнергию;
* что время имеет физически выделенное направление;
* как предотвратить разрушение упорядоченных структур в замкнутой
системе;
* как получать информацию о состоянии замкнутой системы.
57. Синергетика:
* рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе;
* рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса;
* это современное название для теории биологической эволюции;
* это философское учение о будущем человечества.
58. Реакция Белоусова - Жаботинского замечательна тем, что:
* имеет широкое промышленное применение;
* является каталитической реакцией;
* является автокаталитической реакцией;
* является колебательной реакцией.
59. Флуктуация — это:
* появление нового решения у уравнений, описывающих состояние системы;
* мера хаотического, неупорядоченного теплового движения молекул и
атомов;
* случайное отклонение от наиболее вероятного состояния системы, вызванное тепловым движением молекул;
* момент возникновения ячеек в опыте Бенара.
60. В точке бифуркации:
* большие флуктуации в системе сильно подавляются;
* система становится неустойчивой по отношению к большим флуктуациям;
* система всегда выбирает тот путь развития, который требует минимальной энергии;
*путь развития системы определяется имеющимися на данный момент флуктуациями.
61. Расширение Вселенной:
* теоретически обосновал А. Эйнштейн;
* теоретически обосновал А. А. Фридман;
* теоретически обосновал Э. Хаббл;
* доказал наблюдениями А. А. Фридман.
62. Вселенная в первые мгновения своего существования была:
* сверхплотной и сверхгорячей;
* абсолютно пустой и холодной;
* бесконечной, но имеющей границы;
* бесконечно малой и бесплотной.
63. Большой взрыв — это:
* бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 г.;
* падение астероида, погубившее динозавров;
* общепринятая сейчас модель ранней Вселенной;
* вспышка Сверхновой звезды.
64. Термоядерные реакции — это:
* любые ядерные реакции при высоких температурах;
* реакции синтеза тяжелых атомных ядер из более легких, идущие при высоких температурах;
* реакции, происходящие при взрыве атомной бомбы;
* химические реакции в раскаленном ядре Земли.
65. По научным представлениям, возраст Вселенной:
* около 10 тыс. лет;
* 4,6 млрд. лет;
* от 13 до 15 млрд. лет;
* от 100 до 200 млрд. лет.
66. Возраст Земли:
* 6-8 тыс. лет;
* 25 млн. лет;
* 4,6 млрд. лет;
* 13-15 млрд. лет.
67. Возраст Земли был определен по времени, необходимому:
* для остывания горячей Земли;
* для засоления океана Земли;
* для определенных радиоактивных превращений в земных горных породах;
* для определенных радиоактивных превращений в земных горных породах и метеоритах.
68. Жизнь возникла:
* в почве;
* в воде;
* в воздухе;
* в подземных нефтяных пластах.
69. Млекопитающие произошли от:
* земноводных;
* пресмыкающихся;
* динозавров
* обезьян
70. Поведение животных определяется:
* безусловными рефлексами;
* условными рефлексами;
* комбинацией врожденных программ поведения;
* для всех животных, обладающих психикой(т. е. начиная с пчелы), поведение определяется разумом.
71. Альтруистическое поведение:
* невыгодно животному и потому является признаком наличия морали и этики;
* выгодно животному, при условии, что большинство других особей ведет себя так же;
* у животных не встречается и присуще только человеку;
* возникло в ходе эволюции раньше, чем агрессивное.
72. Современные человекообразные обезьяны:
* являются предками человека;
* имеют с человеком общего предка, жившего 18-20 млн. лет назад;
* приобрели прямохождение позже человека;
* не умеют управлять каждым пальцем руки, как человек.
73. Первые представители рода Homo появились на Земле:
* около 20 млн. лет назад;
* около 3 млн. лет назад;
* около 400 тыс. лет назад;
* около 40 тыс. лет назад.
74. Антропный принцип заключается в том, что:
* факт существования человека ограничивает возможные физические свойства Вселенной;
* существование человека непосредственно влияет на физические свойства Вселенной;
* физические свойства Вселенной изначально таковы, чтобы обеспечить возникновение живых и разумных существ;
* Бог устроил Вселенную так, чтобы человеку было удобно в ней жить.
Тесты для самоконтроля
Тест № 1
1. Укажите название элементарных частиц, которые не относятся к адронам.
Варианты ответов:
1) протоны; 2) нейтроны; 3) электроны; 4) нуклоны; 5) барионы.
2. Укажите название науки, в которой изучаются соединения углерода с другими элементами и законы их превращений.
Варианты ответов:
1) неорганическая химия; 2) органическая химия; 3) физическая химия;
4) аналитическая химия; 5) химия полимеров.
3. Укажите обозначение марганца в таблице химических элементов.
Варианты ответов:
1) Мn; 2) Мо; 3) Mg; 4) Ma; 5) Md.
4. Укажите значение ЭДС источника тока, если его внутреннее сопротивление равно 3 Ом, а будучи замкнутым на нагрузку с сопротивлением 12 Ом, он создает в цепи ток 2А.
Варианты ответов:
1) 24 В; 2) 12 В; 3) 8 В; 4) 18 В; 5) 30 В.
5. Укажите значение длины волны, которую излучает радиопередатчик, работающий на частоте 20 МГц.
Варианты ответов:
1) 2/30м; 2) 2/3 м; 3) 3/2 м; 4) 0,15 м; 5) 15 м.
6. Материальная точка удалена от центра Земли на расстояние, большее ее радиуса в три раза. Укажите значение силы тяготения, приложенной к ней, если на поверхности Земли она равна 36 Н.
Варианты ответов:
1)4Н; 2) 9 Н; 3) 12 Н; 4) 36 Н; 5) 1 Н.
Тест № 2
1. Укажите значение расстояния между Землей и Луной, которое получится из условия, что радиосигнал, посланный в сторону Луны и отраженный от ее поверхности, принимается на Земле через 2,5 с.
Варианты ответов:
1) 0,8· 108м; 2)3,0·108м; 3)3,75·108м; 4) 4,5·108м; 5) 7,5· 108м.
2.Укажите название физической величины, известной как «четвертое измерение».
Варианты ответов:
1) масса; 2) объем; 3) скорость; 4) ускорение; 5) время.
3. Укажите значение глубины моря под кораблем, при вычислении ее из условия, что звуковой сигнал эхолота принимается на нем через 6 с после его посылки, а скорость звука в воде — 1500 м/с.
Варианты ответов:
1) 9000 м; 2) 6000 м; 3) 4500 м; 4) 3000 м; 5) 2250 м.
4. Уравнение движения точки имеет вид:
х = at2 + bt + с,
где а, b, с — постоянные величины. Укажите значение ускорения точки через 1 с после начала движения.
Варианты ответов:
1) а; 2) 2а; 3) а/2; 4) 2а + b; 5) а + b.
5. Укажите, что произойдет с двумя стеклянными бутылками, из которых одна наполнена водой, а другая ртутью, при опускании их в воду и ртуть соответственно.
Варианты ответов:
1) обе потонут; 2) обе не потонут; 3) со ртутью потонет, с водой — нет;
4) с водой потонет, со ртутью - нет; 5) результат зависит от массы бутылок.
6. Укажите физическую величину, которая измеряется в единицах, названных именем автора «Математических начал натуральной философии».
Варианты ответов:
1) сила; 2) масса; 3) ток; 4) время; 5) освещенность.
Тест № 3
1. Точка совершает прямолинейные гармонические колебания по закону косинуса, причем амплитуда равна 6 см, период 6 с, а начальная фаза p/6 рад. Укажите удаление точки от положения равновесия через 0,5 с после начала движения.
Варианты ответов:
1) 6 см; 2) 2 см; 3) 1 см; 4) 4 см; 5) 3 см.
2. Укажите название науки, которая не относится к группе естественных.
Варианты ответов:
1) физическая химия; 2) астрофизика; 3) микроэкономика; 4) анатомия; 5) биомеханика.
3. Укажите фамилию ученого, который не являлся естествоиспытателем.
Варианты ответов:
1) Леонардо да Винчи; 2) Адам Смит; 3) Галилео Галилей;
4) Иоганн Кеплер; 5) Иван Вышнеградский.
4. Укажите наименование объекта, принимаемого за начало отсчета географической долготы.
Варианты ответов:
1) экватор; 2) нулевой меридиан; 3) точка их пересечения; 4) Северный полюс; 5) меридиан 180°.
5. Укажите географические координаты крайней южной точки Евразии — мыса Пиай.
Варианты ответов:
1) 78° с. ш. и 104° в. д.; 2) 39° с. ш. и 10° з. д.; 3) 66° с. ш. и 170° з. д.;
4) 1° с. ш. и 103° в. д.; 5) 1° ю. ш. и 93° з. д.
6. Укажите название превышения земной поверхности над уровнем моря.
Варианты ответов:
1) абсолютная высота; 2) азимут; 3) относительная высота;
4) абрис; 5) масштаб.
Тест № 4
1. Укажите средний радиус Земли, измеренный в километрах.
Варианты ответов:
1) 4087; 2) 6370; 3) 12740; 4) 6800; 5) 9200.
2. Укажите название внешнего слоя земного шара.
Варианты, ответов:
1) геосфера; 2) тропосфера; 3) литосфера; 4) ионосфера; 5) ноосфера.
3. Укажите название технологии регистрации колебаний при землетрясениях.
Варианты ответов:
1) голография; 2) ризография; 3) томография; 4) сейсмография; 5) орфография.
4. Укажите определение магнитуды.
Варианты ответов:
1) амплитуда электромагнитных колебаний; 2) характеристика энергии землетрясения; 3) рыба, реагирующая на магнитное поле; 4) расплавленная масса, образующаяся в глубинных зонах Земли; 5) линия на поверхности Земли, проходящая через магнитный полюс.
5. Укажите основное географическое следствие шарообразности Земли.
Варианты ответов:
1) смена дня и ночи; 2) смена времен года; 3) широтная зональность;
4) высотная поясность; 5) удержание атмосферы.
6. Укажите полезные ископаемые, которые имеют преимущественно магматическое происхождение.
Варианты ответов:
1) каменный и бурый уголь; 2) нефть и природный газ; 3) руды цветных
металлов; 4) железная руда; 5) соли.
Тест № 5
1. Укажите место на Земле, в котором ярче всего представлен средиземно-
морский тип климата.
Варианты ответов:
1) на севере Австралии; 2) на востоке Азии; 3) на юге Европы;
4) на востоке Африки; 5) в районе Кубы.
2. Укажите название линий, соединяющих на климатических картах точки с одинаковым атмосферным давлением.
Варианты ответов:
1) изоанты; 2) изобары; 3) изобаты; 4) изогиеты; 5) изотермы.
3. Укажите место земного шара, над которым находится Солнце в полдень в дни весеннего и осеннего равноденствия.
Варианты ответов:
1) над Северным тропиком; 2) над Южным тропиком; 3) над экватором;
4) над Северным полюсом; 5) над Южным полюсом.
4. Укажите название устойчивых на протяжении года воздушных течений в тропических широтах океанов.
Варианты ответов:
1) бризы; 2) циклоны; 3) муссоны; 4) пассаты; 5) антипассаты.
5. Укажите горный массив, в котором находится самая высокая вершина земного шара — гора Джомолунгма (Эверест).
Варианты ответов:
1) Альпы; 2) Кордильеры; 3) Кавказ; 4) Памир; 5) Гималаи.
6. Укажите название территории, с которой река собирает все свои воды.
Варианты ответов:
1) речная система; 2) речной бассейн; 3) водораздел; 4) эстуарий; 5) дельта.
Тест № 6
1. Укажите происхождение вод, которые называют артезианскими.
Варианты ответов:
1) межпластовые напорные; 2) межпластовые ненапорные; 3) грунтовые;
4) почвенные; 5) вулканические.
2. Укажите, что называют озоном.
Варианты ответов:
1) элементарную частицу; 2) прибор; 3) единицу измерения;
4) погасшую звезду; 5) модификацию кислорода.
3. Укажите название науки, в которой изучается живое вещество на клеточном уровне.
Варианты ответов:
1) цитология; 2) генетика; 3) геронтология; 4) эмбриология;
5) молекулярная биология.
4. Укажите названия объектов, которые вместе с растениями принимают участие в создании первичной продукции экосистемы.
Варианты ответов:
1) грибы; 2) микроорганизмы; 3) насекомые; 4) птицы; 5) животные.
5. Укажите название органоидов клеток зеленых листьев, в которых происходит фотосинтез.
Варианты ответов:
1) митохондрии; 2) рибосомы; 3) полисомы; 4) хромосомы; 5) хлоропласты.
6. Укажите название организмов, которые не являются гетеротрофами.
Варианты ответов:
1) дробянки; 2) грибы; 3) микроорганизмы; 4) животные; 5) человек.
Тест № 7
1. Укажите тип животных, к которым относятся киты.
Варианты ответов:
1) простейшие; 2) кишечнополостные; 3) хордовые; 4) рыбы; 5) оболочники.
2. Укажите название генетических изменений.
Варианты ответов:
1) мутации; 2) модуляции; 3) миграции; 4) инсинуации; 5) деформации.
3. Укажите вид энергии, который используют растения в процессе фотосинтеза.
Варианты ответов:
1) тепловая; 2) химических связей; 3) биологическая; 4) активации; 5) солнечная.
4. Укажите название содержимого живой клетки, находящегося в ее оболочке.
Варианты ответов:
1) протоплазма; 2) цитоплазма; 3) матрикс; 4) кариоплазма; 5) гиалоплазма.
5. Укажите название процесса удвоения молекул ДНК.
Варианты ответов:
1) репликация; 2) транскрипция; 3) трансляция;
4) транслитерация; 5) дублирование.
6. Укажите часть мозга человека, которая обеспечивает равновесие тела и координацию движений.
Варианты ответов:
1) большой мозг; 2) средний мозг; 3) мозжечок; 4) промежуточный мозг;
5) продолговатый мозг.
Тест № 8
1. Укажите название внешнего слоя земной атмосферы.
Варианты ответов:
1) стратосфера; 2) тропосфера; 3) мезосфера; 4) термосфера; 5) экзосфера.
2. Укажите название газа, который разрушает озон.
Варианты ответов:
1) азот; 2) метан; 3) пропан; 4) хлор; 5) углекислый газ.
3. Материальная точка удалена от центра Земли на расстояние, большее ее радиуса в два раза. Укажите силу тяготения, приложенную к ней, если на поверхности Земли она равна 16 Н.
Варианты ответов:
1) 4 Н; 2) 8 Н; 3) 16 Н; 4) 32 Н; 5) 64 Н.
4. Укажите явление, которое не входит в число метеорологических:
Варианты ответов:
1) дальность видимости; 2) продолжительность солнечного сияния;
3) температура почвы; 4) магнитные бури; 5) состояние снежного покрова.
5. Укажите значение ЭДС источника тока, если его внутреннее сопротивление равно 2 Ом, а будучи замкнутым на нагрузку с сопротивлением 12 Ом, он создает в цепи ток 6 А.
Варианты ответов:
1) 72 В; 2) 12 В; 3) 84 В; 4) 60 В; 5) 36 В.
6. Материальной точке массы m1 сила F сообщает ускорение a1, а точке массы т2 — ускорение а2 Укажите массу материальной точки, которой эта сила сообщит ускорение (a1+ а2).
Варианты ответов:
1) m1 + т2; 2) (m1 + т2)/2; 3) ; 4) (m1 т2)/ (m1 + т2);
5) 2 (m1 т2)/ (m1 + т2).
Тесты для оценки знаний по дисциплине КСЕ
I.
ЗАДАНИЕ N 1.
Выберите пять фундаментальных естественных наук:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
физика, биология, химия, астрономия, геология
физика, математика, биология, химия, геология
физика, история, химия, биология, геология
физика, биология, химия, астрология, геология
ЗАДАНИЕ N 2.
Особенностями естествознания античного периода были
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
механицизм
метафизичность
отсутствие эксперимента
теологизм
ЗАДАНИЕ N 3.
Установить соответствие между функцией науки и ее содержанием
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) выявление существенных свойств и отношений действительности из всего
многообразия предметов и явлений окружающего мира
2) систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его
возникновения и развития
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
объяснительная
описательная
ЗАДАНИЕ N4.
Процесс научного познания начинается с ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
построения модели
наблюдения и сбора фактов
выдвижения гипотезы
постановки эксперимента
ЗАДАНИЕ N 5.
Важнейшим отличием естественнонаучных знаний от гуманитарных является ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
математичность
историчность
однозначность и строгость языка
эмпирическая проверяемость
ЗАДАНИЕ N 6.
Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации мате