Воронежский государственный педагогический
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А.
Естественнонаучная картина мира
Учебное пособие
Часть II
ВОРОНЕЖ - 2014
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2.
КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
ГЛАВА 3.
ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЖИВЫХ СИСТЕМ
§5.МНОГООБРАЗИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ
1. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее
функции.
2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
3. Физика колебаний, волновые явления. Циклические процессы жизнедея-
тельности как колебательный процесс.
4. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости
биосферы.
5.1. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее функции
Современное естествознание - совокупность наук, тесно связанных между собой и отражающих единый мир. Природный мир многообразен, поэтому каждая из естественных наук имеет свой предмет, изучает тот или иной вид материи. Одной из таких наук является биология, изучающая живую материю.
Биология – наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и неживой природой.
По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая микроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение тканей; цитология, исследующая строение живых клеток.
В биологии выделяют три основных этапа развития: 1) систематики (К. Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биология микромира (Г. Мендель).
Тесты для самоконтроля
Тест № 1
1. Укажите название элементарных частиц, которые не относятся к адронам.
Варианты ответов:
1) протоны; 2) нейтроны; 3) электроны; 4) нуклоны; 5) барионы.
2. Укажите название науки, в которой изучаются соединения углерода с другими элементами и законы их превращений.
Варианты ответов:
1) неорганическая химия; 2) органическая химия; 3) физическая химия;
4) аналитическая химия; 5) химия полимеров.
3. Укажите обозначение марганца в таблице химических элементов.
Варианты ответов:
1) Мn; 2) Мо; 3) Mg; 4) Ma; 5) Md.
4. Укажите значение ЭДС источника тока, если его внутреннее сопротивление равно 3 Ом, а будучи замкнутым на нагрузку с сопротивлением 12 Ом, он создает в цепи ток 2А.
Варианты ответов:
1) 24 В; 2) 12 В; 3) 8 В; 4) 18 В; 5) 30 В.
5. Укажите значение длины волны, которую излучает радиопередатчик, работающий на частоте 20 МГц.
Варианты ответов:
1) 2/30м; 2) 2/3 м; 3) 3/2 м; 4) 0,15 м; 5) 15 м.
6. Материальная точка удалена от центра Земли на расстояние, большее ее радиуса в три раза. Укажите значение силы тяготения, приложенной к ней, если на поверхности Земли она равна 36 Н.
Варианты ответов:
1)4Н; 2) 9 Н; 3) 12 Н; 4) 36 Н; 5) 1 Н.
Тест № 2
1. Укажите значение расстояния между Землей и Луной, которое получится из условия, что радиосигнал, посланный в сторону Луны и отраженный от ее поверхности, принимается на Земле через 2,5 с.
Варианты ответов:
1) 0,8· 108м; 2)3,0·108м; 3)3,75·108м; 4) 4,5·108м; 5) 7,5· 108м.
2.Укажите название физической величины, известной как «четвертое измерение».
Варианты ответов:
1) масса; 2) объем; 3) скорость; 4) ускорение; 5) время.
3. Укажите значение глубины моря под кораблем, при вычислении ее из условия, что звуковой сигнал эхолота принимается на нем через 6 с после его посылки, а скорость звука в воде — 1500 м/с.
Варианты ответов:
1) 9000 м; 2) 6000 м; 3) 4500 м; 4) 3000 м; 5) 2250 м.
4. Уравнение движения точки имеет вид:
х = at2 + bt + с,
где а, b, с — постоянные величины. Укажите значение ускорения точки через 1 с после начала движения.
Варианты ответов:
1) а; 2) 2а; 3) а/2; 4) 2а + b; 5) а + b.
5. Укажите, что произойдет с двумя стеклянными бутылками, из которых одна наполнена водой, а другая ртутью, при опускании их в воду и ртуть соответственно.
Варианты ответов:
1) обе потонут; 2) обе не потонут; 3) со ртутью потонет, с водой — нет;
4) с водой потонет, со ртутью - нет; 5) результат зависит от массы бутылок.
6. Укажите физическую величину, которая измеряется в единицах, названных именем автора «Математических начал натуральной философии».
Варианты ответов:
1) сила; 2) масса; 3) ток; 4) время; 5) освещенность.
Тест № 3
1. Точка совершает прямолинейные гармонические колебания по закону косинуса, причем амплитуда равна 6 см, период 6 с, а начальная фаза p/6 рад. Укажите удаление точки от положения равновесия через 0,5 с после начала движения.
Варианты ответов:
1) 6 см; 2) 2 см; 3) 1 см; 4) 4 см; 5) 3 см.
2. Укажите название науки, которая не относится к группе естественных.
Варианты ответов:
1) физическая химия; 2) астрофизика; 3) микроэкономика; 4) анатомия; 5) биомеханика.
3. Укажите фамилию ученого, который не являлся естествоиспытателем.
Варианты ответов:
1) Леонардо да Винчи; 2) Адам Смит; 3) Галилео Галилей;
4) Иоганн Кеплер; 5) Иван Вышнеградский.
4. Укажите наименование объекта, принимаемого за начало отсчета географической долготы.
Варианты ответов:
1) экватор; 2) нулевой меридиан; 3) точка их пересечения; 4) Северный полюс; 5) меридиан 180°.
5. Укажите географические координаты крайней южной точки Евразии — мыса Пиай.
Варианты ответов:
1) 78° с. ш. и 104° в. д.; 2) 39° с. ш. и 10° з. д.; 3) 66° с. ш. и 170° з. д.;
4) 1° с. ш. и 103° в. д.; 5) 1° ю. ш. и 93° з. д.
6. Укажите название превышения земной поверхности над уровнем моря.
Варианты ответов:
1) абсолютная высота; 2) азимут; 3) относительная высота;
4) абрис; 5) масштаб.
Тест № 4
1. Укажите средний радиус Земли, измеренный в километрах.
Варианты ответов:
1) 4087; 2) 6370; 3) 12740; 4) 6800; 5) 9200.
2. Укажите название внешнего слоя земного шара.
Варианты, ответов:
1) геосфера; 2) тропосфера; 3) литосфера; 4) ионосфера; 5) ноосфера.
3. Укажите название технологии регистрации колебаний при землетрясениях.
Варианты ответов:
1) голография; 2) ризография; 3) томография; 4) сейсмография; 5) орфография.
4. Укажите определение магнитуды.
Варианты ответов:
1) амплитуда электромагнитных колебаний; 2) характеристика энергии землетрясения; 3) рыба, реагирующая на магнитное поле; 4) расплавленная масса, образующаяся в глубинных зонах Земли; 5) линия на поверхности Земли, проходящая через магнитный полюс.
5. Укажите основное географическое следствие шарообразности Земли.
Варианты ответов:
1) смена дня и ночи; 2) смена времен года; 3) широтная зональность;
4) высотная поясность; 5) удержание атмосферы.
6. Укажите полезные ископаемые, которые имеют преимущественно магматическое происхождение.
Варианты ответов:
1) каменный и бурый уголь; 2) нефть и природный газ; 3) руды цветных
металлов; 4) железная руда; 5) соли.
Тест № 5
1. Укажите место на Земле, в котором ярче всего представлен средиземно-
морский тип климата.
Варианты ответов:
1) на севере Австралии; 2) на востоке Азии; 3) на юге Европы;
4) на востоке Африки; 5) в районе Кубы.
2. Укажите название линий, соединяющих на климатических картах точки с одинаковым атмосферным давлением.
Варианты ответов:
1) изоанты; 2) изобары; 3) изобаты; 4) изогиеты; 5) изотермы.
3. Укажите место земного шара, над которым находится Солнце в полдень в дни весеннего и осеннего равноденствия.
Варианты ответов:
1) над Северным тропиком; 2) над Южным тропиком; 3) над экватором;
4) над Северным полюсом; 5) над Южным полюсом.
4. Укажите название устойчивых на протяжении года воздушных течений в тропических широтах океанов.
Варианты ответов:
1) бризы; 2) циклоны; 3) муссоны; 4) пассаты; 5) антипассаты.
5. Укажите горный массив, в котором находится самая высокая вершина земного шара — гора Джомолунгма (Эверест).
Варианты ответов:
1) Альпы; 2) Кордильеры; 3) Кавказ; 4) Памир; 5) Гималаи.
6. Укажите название территории, с которой река собирает все свои воды.
Варианты ответов:
1) речная система; 2) речной бассейн; 3) водораздел; 4) эстуарий; 5) дельта.
Тест № 6
1. Укажите происхождение вод, которые называют артезианскими.
Варианты ответов:
1) межпластовые напорные; 2) межпластовые ненапорные; 3) грунтовые;
4) почвенные; 5) вулканические.
2. Укажите, что называют озоном.
Варианты ответов:
1) элементарную частицу; 2) прибор; 3) единицу измерения;
4) погасшую звезду; 5) модификацию кислорода.
3. Укажите название науки, в которой изучается живое вещество на клеточном уровне.
Варианты ответов:
1) цитология; 2) генетика; 3) геронтология; 4) эмбриология;
5) молекулярная биология.
4. Укажите названия объектов, которые вместе с растениями принимают участие в создании первичной продукции экосистемы.
Варианты ответов:
1) грибы; 2) микроорганизмы; 3) насекомые; 4) птицы; 5) животные.
5. Укажите название органоидов клеток зеленых листьев, в которых происходит фотосинтез.
Варианты ответов:
1) митохондрии; 2) рибосомы; 3) полисомы; 4) хромосомы; 5) хлоропласты.
6. Укажите название организмов, которые не являются гетеротрофами.
Варианты ответов:
1) дробянки; 2) грибы; 3) микроорганизмы; 4) животные; 5) человек.
Тест № 7
1. Укажите тип животных, к которым относятся киты.
Варианты ответов:
1) простейшие; 2) кишечнополостные; 3) хордовые; 4) рыбы; 5) оболочники.
2. Укажите название генетических изменений.
Варианты ответов:
1) мутации; 2) модуляции; 3) миграции; 4) инсинуации; 5) деформации.
3. Укажите вид энергии, который используют растения в процессе фотосинтеза.
Варианты ответов:
1) тепловая; 2) химических связей; 3) биологическая; 4) активации; 5) солнечная.
4. Укажите название содержимого живой клетки, находящегося в ее оболочке.
Варианты ответов:
1) протоплазма; 2) цитоплазма; 3) матрикс; 4) кариоплазма; 5) гиалоплазма.
5. Укажите название процесса удвоения молекул ДНК.
Варианты ответов:
1) репликация; 2) транскрипция; 3) трансляция;
4) транслитерация; 5) дублирование.
6. Укажите часть мозга человека, которая обеспечивает равновесие тела и координацию движений.
Варианты ответов:
1) большой мозг; 2) средний мозг; 3) мозжечок; 4) промежуточный мозг;
5) продолговатый мозг.
Тест № 8
1. Укажите название внешнего слоя земной атмосферы.
Варианты ответов:
1) стратосфера; 2) тропосфера; 3) мезосфера; 4) термосфера; 5) экзосфера.
2. Укажите название газа, который разрушает озон.
Варианты ответов:
1) азот; 2) метан; 3) пропан; 4) хлор; 5) углекислый газ.
3. Материальная точка удалена от центра Земли на расстояние, большее ее радиуса в два раза. Укажите силу тяготения, приложенную к ней, если на поверхности Земли она равна 16 Н.
Варианты ответов:
1) 4 Н; 2) 8 Н; 3) 16 Н; 4) 32 Н; 5) 64 Н.
4. Укажите явление, которое не входит в число метеорологических:
Варианты ответов:
1) дальность видимости; 2) продолжительность солнечного сияния;
3) температура почвы; 4) магнитные бури; 5) состояние снежного покрова.
5. Укажите значение ЭДС источника тока, если его внутреннее сопротивление равно 2 Ом, а будучи замкнутым на нагрузку с сопротивлением 12 Ом, он создает в цепи ток 6 А.
Варианты ответов:
1) 72 В; 2) 12 В; 3) 84 В; 4) 60 В; 5) 36 В.
6. Материальной точке массы m1 сила F сообщает ускорение a1, а точке массы т2 — ускорение а2 Укажите массу материальной точки, которой эта сила сообщит ускорение (a1+ а2).
Варианты ответов:
1) m1 + т2; 2) (m1 + т2)/2; 3) ; 4) (m1 т2)/ (m1 + т2);
5) 2 (m1 т2)/ (m1 + т2).
Тесты для оценки знаний по дисциплине КСЕ
I.
ЗАДАНИЕ N 1.
Выберите пять фундаментальных естественных наук:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
физика, биология, химия, астрономия, геология
физика, математика, биология, химия, геология
физика, история, химия, биология, геология
физика, биология, химия, астрология, геология
ЗАДАНИЕ N 2.
Особенностями естествознания античного периода были
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
механицизм
метафизичность
отсутствие эксперимента
теологизм
ЗАДАНИЕ N 3.
Установить соответствие между функцией науки и ее содержанием
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) выявление существенных свойств и отношений действительности из всего
многообразия предметов и явлений окружающего мира
2) систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его
возникновения и развития
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
объяснительная
описательная
ЗАДАНИЕ N4.
Процесс научного познания начинается с ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
построения модели
наблюдения и сбора фактов
выдвижения гипотезы
постановки эксперимента
ЗАДАНИЕ N 5.
Важнейшим отличием естественнонаучных знаний от гуманитарных является ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
математичность
историчность
однозначность и строгость языка
эмпирическая проверяемость
ЗАДАНИЕ N 6.
Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Общие закономерности самоорганизации изучают ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
химическая кинетика
неравновесная термодинамика
синергетика
равновесная термодинамика
ЗАДАНИЕ N 7.
Установите соответствие между объектом и структурным уровнем материи, к которому он принадлежит
1) галактика
2) океан
3) атом
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
макромир
микромир
мегамир
ЗАДАНИЕ N 8.
Установите соответствие между системой и типом взаимодействия, доминирующим в ней
1) атом
2) ядро атома
3) галактика
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
сильное
электромагнитное
гравитационное
ЗАДАНИЕ N 9.
В теории относительности Эйнштейна утверждается, что пространство и время ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
существуют независимо друг от друга
относительны
абсолютны
существуют как единая четырехмерная структура
ЗАДАНИЕ N 10.
Укажите положение, которое соответствует квантовой механике:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
квантовая механика является динамической теорией
в квантовомеханических закономерностях существенна дискретность величин с размерностью действия
любые физические характеристики в квантовой механике могут принимать непрерывный ряд чисел
квантовая механика описывает микромир как совокупность движущихся материальных точек
ЗАДАНИЕ N 11.
Укажите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание:
A) учение о составе;
Б) учение о закономерностях химических процессов;
B) эволюционная химия;
Г) структурная химия.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А-Г-Б-В
Г-А-Б-В
А-Б-В-Г
Б-А-Г-В
ЗАДАНИЕ N 12.
С современной точки зрения систематизирующим фактором периодической системы Д.И. Менделеева является...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
масса ядра атома
заряд ядра атома
заряд атома
масса атома
ЗАДАНИЕ N 13.
В процессе смешивания двух растворов энтропия...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
уменьшается
не изменяется
возрастает
сначала остается постоянной, затем увеличивается
ЗАДАНИЕ N 14.
Закон действующих масс в химической кинетике выражает...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
зависимость скорости реакции от природы катализатора
влияние внешних воздействий на смещение равновесия
влияние температуры на скорость реакции
зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ
ЗАДАНИЕ N 15.
Укажите правильную последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему):
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
биосфера
популяция
биогеоценоз
вид
ЗАДАНИЕ N 16.
Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий, - это...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
популяционные волны
мутационный процесс
изоляция
миграция
ЗАДАНИЕ N 17.
Укажите верные утверждения, касающиеся состава первичной атмосферы Земли в абиогенный период возникновения жизни:
A) первичная атмосфера Земли состояла из водяных паров, углекислого газа
с небольшой примесью других газов
Б) в первичной атмосфере присутствовал газообразный кислород
B) первичная атмосфера имела озоновый слой
Г) в первичной атмосфере отсутствовал газообразный кислород
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А и Б
АиГ
ВиГ
Б и В
ЗАДАНИЕ N 18.
Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
генотип
генофонд
геном
ген
ЗАДАНИЕ N 19.
Информационный стресс - это реакция на ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
неожиданную информацию
негативную информацию
любую информацию
информационные перегрузки
ЗАДАНИЕ N 20.
Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
накапливать различные вещества
выделять химические вещества
осуществлять сложные превращения веществ в живых телах
поглощать и выделять кислород, углекислый газ
ЗАДАНИЕ N 21.
Современная концепция общения с Природой - это ...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
преобразование Природы
установление гармонии человека и Природы
главенство человека над Природой
установка: «нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача»
ЗАДАНИЕ N 22.
Новое состояние биосферы, когда человеческая мысль и деятельность становятся определяющими факторами развития жизни на Земле, это …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
тропосфера
литосфера
техносфера
ноосфера
II.
1. Установите соответствие между объектом и структурным уровнем материи…
1) Автомобиль мегамир
2) Кварк микромир
3) Млечный путь макромир
2. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
вещество - материальное образование, состоящее из взаимодействующих
элементарных частиц, имеющих массу покоя
материя состоит из мельчайших частиц и ее деление возможно лишь до известного предела
свойства вещества (в химическом смысле) определяются составом его молекул.
3. Самая низкокачественная форма энергии:
механическая
тепловая при низкой температуре
тепловая при высокой температуре
химическая
4. Из общей теории относительности вытекает ряд следствий ...
пространство вблизи массивных тел искривлено
масса тела является инвариантом относительно изменения системы отсчета
частота света в поле тяготения должна смещаться в сторону более низких значений
масса тела убывает при увеличении его скорости
5. Установите соответствие между уровнем организации живой материи и его элементарной единицей:
популяция особь ген
6. Основой всех естественных наук является...
биология химия геологи физика
7. Согласно атомно-молекулярному учению, в основе
которого лежит принцип дискретного строения,
вещество состоит из...
одинаковых молекул элементарных частиц атомов одного вида смеси различных молекул
8. К параметрическому загрязнению окружающей среды относятся....
выбросы предприятий теплоэнергетики, автомобильного транспорта, авиации
использование в сельском хозяйстве химикатов для уничтожения вредных насекомых, грибков
шум автомагистралей, реактивных самолетов, излучение станций сотовой связи
радиоволны, электрические поля, тяжелые металлы, транс генные продукты
9. Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро- и макроэволюций. Особенности микроэволюции в том, что ...
происходит за сравнительно небольшой исторический период времени
эволюционный материал - это незначительные наследственные изменения
недоступна для наблюдения
приводит к образованию новых видов
10. Динамическая теория:
не использует аппарат теории вероятностей
позволяет по заданному состоянию системы _рассчитать лишь вероятность того или иного значения физических величин, характеризующих систему
позволяет по начальному состоянию системы однозначно установить значения характеризующих ее физических величин на любой момент времени
учитывает случайные отклонения от нормы
11. Современная научная картина мира представляет пространство и время как …
вместилище материальных тел и событий
условные категории для описания событий и процессов
единую форму существования движущейся материи
независимые друг от друга субстанции
12. В макромире доминируют взаимодействия:
электромагнитное, гравитационное
слабое ядерное, гравитационное
сильное ядерное, слабое
сильное ядерное, электромагнитное
13. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
движение любых материальных тел регулируется законами механики
кроме механического существуют и другие более сложные формы движения, например,
химическая форма движения материи
источник «насильственного» движения тел - это внешняя причина, некая сила
14. Примеры проявления принципа дополнительности в широком смысле:
белый цвет как целостность цветов радуги
физический вакуум как целостность разнообразных виртуальных частиц
человек как целостность его биологического и социального начал
культура как целостность ее научной и гуманитарно-художественной составляющих
15. Укажите стабильные элементарные частицы:
протон, нейтрино, фотон, электрон
свободный нейтрон, электрон, нейтрино
протон, электрон, их античастицы и свободный нейтрон
фотон, протон, резонансы и свободный нейтрон
16. Примером самоорганизации может служить:
возникновение правильного севооборота при достаточно высоком уровне развития аграрной науки
возникновение периодического режима химической реакции при достаточно высоких концентрациях реагентов
возникновение жизни при достаточно мощном потоке падающего на планету солнечного света
возникновение кристаллов в достаточно концентрированном растворе
17. Методологический подход в вопросе происхождения жизни, основанный
на убеждении в первичности макромолекулярной системы со свойствами
первичного генетического кода, называется...
генобиоз симбиоз коэволюция голобиоз
18. Выберите верный принцип этики научных исследований:
интересы науки и общества всегда совпадают, любое знание - благо
ученый не свободен в выборе предмета исследования, он выполняет социальный заказ
ученый не несет ответственности за достоверность приводимых данных
в науке является нормой критика как уже принятых, так и новых идей
19. Совокупность всех генов организма, локализованных в его хромосомах, это...
кариотип фенотип генотип генофонд
20. Следствием однородности пространства является закон сохранения ...
заряда массы импульса энергии
21. Метод познания, основывающийся на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посыпок, называется:
анализ индукция дедукция
22. Основные черты эволюции биосферы Земли:
нарастание биоразнообразия
увеличение биомассы в течение геологического периода
изменение основ биохимических процессов в организмах
общее усложнение экосистем и возрастание «суммы жизни»
23. Согласно специальной теории относительности инвариантными относительно инерциальной системы отсчета являются ....
отрезок времени между двумя событиями
пространственно-временной интервал между событиями
скорость света длина и масса тела
24. Космическая сингулярность это…
структурное соответствие объектов
критическое состояние в развитии Вселенной, из которого она скачком переходит в новое устойчивое более упорядоченное состояние
асимметрия космических объектов
состояние Вселенной в прошлом, которое характеризуется бесконечно малыми размерами и бесконечно высокой плотностью
III.
1. Энтропия:
замкнутой системы может только убывать
незамкнутой системы может как возрастать, так и убывать
замкнутой системы может как возрастать, так и убывать
незамкнутой системы может только возрастать
2. Укажите положения, которые отражают суть принципа соответствия в
научном познании:
классическая механика Ньютона является приближением квантовой механики при
описании движения макрообъектов
объективным закономерностям природы соответствуют только динамические теории
динамической теории соответствует более точный статис