Воронежский государственный педагогический

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А.

Естественнонаучная картина мира

Учебное пособие

Часть II

ВОРОНЕЖ - 2014

ГЛАВА 1.

ГЛАВА 2.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ГЛАВА 3.

ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВА

ЖИВЫХ СИСТЕМ

§5.МНОГООБРАЗИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ

1. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее

функции.

2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

3. Физика колебаний, волновые явления. Циклические процессы жизнедея-

тельности как колебательный процесс.

4. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости

биосферы.

5.1. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка и ее функции

Современное естествознание - совокупность наук, тесно связанных между собой и отражающих единый мир. Природный мир многообразен, поэтому каждая из естественных наук имеет свой предмет, изучает тот или иной вид материи. Одной из таких наук является биология, изучающая живую материю.

Биология – наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и неживой природой.

По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая микроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение тканей; цитология, исследующая строение живых клеток.

В биологии выделяют три основных этапа развития: 1) систематики (К. Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биология микромира (Г. Мендель).

Тесты для самоконтроля

Тест № 1

1. Укажите название элементарных частиц, которые не относятся к адронам.

Варианты ответов:

1) протоны; 2) нейтроны; 3) электроны; 4) нуклоны; 5) барионы.

2. Укажите название науки, в которой изучаются соединения углерода с другими элементами и законы их превращений.

Варианты ответов:

1) неорганическая химия; 2) органическая химия; 3) физическая химия;

4) аналитическая химия; 5) химия полимеров.

3. Укажите обозначение марганца в таблице химических элементов.

Варианты ответов:

1) Мn; 2) Мо; 3) Mg; 4) Ma; 5) Md.

4. Укажите значение ЭДС источника тока, если его внутреннее сопротивление равно 3 Ом, а будучи замкнутым на нагрузку с сопротивлением 12 Ом, он создает в цепи ток 2А.

Варианты ответов:

1) 24 В; 2) 12 В; 3) 8 В; 4) 18 В; 5) 30 В.

5. Укажите значение длины волны, которую излучает радиопередатчик, рабо­тающий на частоте 20 МГц.

Варианты ответов:

1) 2/30м; 2) 2/3 м; 3) 3/2 м; 4) 0,15 м; 5) 15 м.

6. Материальная точка удалена от центра Земли на расстояние, большее ее радиуса в три раза. Укажите значение силы тяготения, приложенной к ней, если на поверхности Земли она равна 36 Н.

Варианты ответов:

1)4Н; 2) 9 Н; 3) 12 Н; 4) 36 Н; 5) 1 Н.

Тест № 2

1. Укажите значение расстояния между Землей и Луной, которое получится из условия, что радиосигнал, посланный в сторону Луны и отраженный от ее поверхности, принимается на Земле через 2,5 с.

Варианты ответов:

1) 0,8· воронежский государственный педагогический - student2.ru 108м; 2)3,0·108м; 3)3,75·108м; 4) 4,5·108м; 5) 7,5· 108м.

2.Укажите название физической величины, известной как «четвертое измерение».

Варианты ответов:

1) масса; 2) объем; 3) скорость; 4) ускорение; 5) время.

3. Укажите значение глубины моря под кораблем, при вычислении ее из усло­вия, что звуковой сигнал эхолота принимается на нем через 6 с после его посылки, а скорость звука в воде — 1500 м/с.

Варианты ответов:

1) 9000 м; 2) 6000 м; 3) 4500 м; 4) 3000 м; 5) 2250 м.

4. Уравнение движения точки имеет вид:

х = at2 + bt + с,

где а, b, с — постоянные величины. Укажите значение ускорения точки через 1 с после начала движения.

Варианты ответов:

1) а; 2) 2а; 3) а/2; 4) 2а + b; 5) а + b.

5. Укажите, что произойдет с двумя стеклянными бутылками, из которых одна наполнена водой, а другая ртутью, при опускании их в воду и ртуть соот­ветственно.

Варианты ответов:

1) обе потонут; 2) обе не потонут; 3) со ртутью потонет, с водой — нет;

4) с водой потонет, со ртутью - нет; 5) результат зависит от массы бутылок.

6. Укажите физическую величину, которая измеряется в единицах, названных именем автора «Математических начал натуральной философии».

Варианты ответов:

1) сила; 2) масса; 3) ток; 4) время; 5) освещенность.

Тест № 3

1. Точка совершает прямолинейные гармонические колебания по закону коси­нуса, причем амплитуда равна 6 см, период 6 с, а начальная фаза p/6 рад. Укажите удаление точки от положения равновесия через 0,5 с после нача­ла движения.

Варианты ответов:

1) 6 см; 2) 2 см; 3) 1 см; 4) 4 см; 5) 3 см.

2. Укажите название науки, которая не относится к группе естественных.

Варианты ответов:

1) физическая химия; 2) астрофизика; 3) микроэкономика; 4) анатомия; 5) биомеханика.

3. Укажите фамилию ученого, который не являлся естествоиспытателем.

Варианты ответов:

1) Леонардо да Винчи; 2) Адам Смит; 3) Галилео Галилей;

4) Иоганн Кеплер; 5) Иван Вышнеградский.

4. Укажите наименование объекта, принимаемого за начало отсчета геогра­фической долготы.

Варианты ответов:

1) экватор; 2) нулевой меридиан; 3) точка их пересечения; 4) Северный полюс; 5) меридиан 180°.

5. Укажите географические координаты крайней южной точки Евразии — мыса Пиай.

Варианты ответов:

1) 78° с. ш. и 104° в. д.; 2) 39° с. ш. и 10° з. д.; 3) 66° с. ш. и 170° з. д.;

4) 1° с. ш. и 103° в. д.; 5) 1° ю. ш. и 93° з. д.

6. Укажите название превышения земной поверхности над уровнем моря.

Варианты ответов:

1) абсолютная высота; 2) азимут; 3) относительная высота;

4) абрис; 5) масштаб.

Тест № 4

1. Укажите средний радиус Земли, измеренный в километрах.

Варианты ответов:

1) 4087; 2) 6370; 3) 12740; 4) 6800; 5) 9200.

2. Укажите название внешнего слоя земного шара.

Варианты, ответов:

1) геосфера; 2) тропосфера; 3) литосфера; 4) ионосфера; 5) ноосфера.

3. Укажите название технологии регистрации колебаний при землетрясениях.

Варианты ответов:

1) голография; 2) ризография; 3) томография; 4) сейсмография; 5) орфография.

4. Укажите определение магнитуды.

Варианты ответов:

1) амплитуда электромагнитных колебаний; 2) характеристика энергии землетрясения; 3) рыба, реагирующая на магнитное поле; 4) расплавлен­ная масса, образующаяся в глубинных зонах Земли; 5) линия на поверхно­сти Земли, проходящая через магнитный полюс.

5. Укажите основное географическое следствие шарообразности Земли.

Варианты ответов:

1) смена дня и ночи; 2) смена времен года; 3) широтная зональность;

4) высотная поясность; 5) удержание атмосферы.

6. Укажите полезные ископаемые, которые имеют преимущественно магматическое происхождение.

Варианты ответов:

1) каменный и бурый уголь; 2) нефть и природный газ; 3) руды цветных

металлов; 4) железная руда; 5) соли.

Тест № 5

1. Укажите место на Земле, в котором ярче всего представлен средиземно-­
морский тип климата.

Варианты ответов:

1) на севере Австралии; 2) на востоке Азии; 3) на юге Европы;

4) на востоке Африки; 5) в районе Кубы.

2. Укажите название линий, соединяющих на климатических картах точки с одинаковым атмосферным давлением.

Варианты ответов:

1) изоанты; 2) изобары; 3) изобаты; 4) изогиеты; 5) изотермы.

3. Укажите место земного шара, над которым находится Солнце в полдень в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Варианты ответов:

1) над Северным тропиком; 2) над Южным тропиком; 3) над экватором;

4) над Северным полюсом; 5) над Южным полюсом.

4. Укажите название устойчивых на протяжении года воздушных течений в тропических широтах океанов.

Варианты ответов:

1) бризы; 2) циклоны; 3) муссоны; 4) пассаты; 5) антипассаты.

5. Укажите горный массив, в котором находится самая высокая вершина земного шара — гора Джомолунгма (Эверест).

Варианты ответов:

1) Альпы; 2) Кордильеры; 3) Кавказ; 4) Памир; 5) Гималаи.

6. Укажите название территории, с которой река собирает все свои воды.

Варианты ответов:

1) речная система; 2) речной бассейн; 3) водораздел; 4) эстуарий; 5) дельта.

Тест № 6

1. Укажите происхождение вод, которые называют артезианскими.

Варианты ответов:

1) межпластовые напорные; 2) межпластовые ненапорные; 3) грунтовые;

4) почвенные; 5) вулканические.

2. Укажите, что называют озоном.

Варианты ответов:

1) элементарную частицу; 2) прибор; 3) единицу измерения;

4) погасшую звезду; 5) модификацию кислорода.

3. Укажите название науки, в которой изучается живое вещество на клеточ­ном уровне.

Варианты ответов:

1) цитология; 2) генетика; 3) геронтология; 4) эмбриология;

5) молекулярная биология.

4. Укажите названия объектов, которые вместе с растениями принимают участие в создании первичной продукции экосистемы.

Варианты ответов:

1) грибы; 2) микроорганизмы; 3) насекомые; 4) птицы; 5) животные.

5. Укажите название органоидов клеток зеленых листьев, в которых происходит фотосинтез.

Варианты ответов:

1) митохондрии; 2) рибосомы; 3) полисомы; 4) хромосомы; 5) хлоропласты.

6. Укажите название организмов, которые не являются гетеротрофами.

Варианты ответов:

1) дробянки; 2) грибы; 3) микроорганизмы; 4) животные; 5) человек.

Тест № 7

1. Укажите тип животных, к которым относятся киты.

Варианты ответов:

1) простейшие; 2) кишечнополостные; 3) хордовые; 4) рыбы; 5) оболочники.

2. Укажите название генетических изменений.

Варианты ответов:

1) мутации; 2) модуляции; 3) миграции; 4) инсинуации; 5) деформации.

3. Укажите вид энергии, который используют растения в процессе фотосинтеза.

Варианты ответов:

1) тепловая; 2) химических связей; 3) биологическая; 4) активации; 5) солнечная.

4. Укажите название содержимого живой клетки, находящегося в ее оболочке.

Варианты ответов:

1) протоплазма; 2) цитоплазма; 3) матрикс; 4) кариоплазма; 5) гиалоплазма.

5. Укажите название процесса удвоения молекул ДНК.

Варианты ответов:

1) репликация; 2) транскрипция; 3) трансляция;

4) транслитерация; 5) дублирование.

6. Укажите часть мозга человека, которая обеспечивает равновесие тела и координацию движений.

Варианты ответов:

1) большой мозг; 2) средний мозг; 3) мозжечок; 4) промежуточный мозг;

5) продолговатый мозг.

Тест № 8

1. Укажите название внешнего слоя земной атмосферы.

Варианты ответов:

1) стратосфера; 2) тропосфера; 3) мезосфера; 4) термосфера; 5) экзосфера.

2. Укажите название газа, который разрушает озон.

Варианты ответов:

1) азот; 2) метан; 3) пропан; 4) хлор; 5) углекислый газ.

3. Материальная точка удалена от центра Земли на расстояние, большее ее радиуса в два раза. Укажите силу тяготения, приложенную к ней, если на поверхности Земли она равна 16 Н.

Варианты ответов:

1) 4 Н; 2) 8 Н; 3) 16 Н; 4) 32 Н; 5) 64 Н.

4. Укажите явление, которое не входит в число метеорологических:

Варианты ответов:

1) дальность видимости; 2) продолжительность солнечного сияния;

3) температура почвы; 4) магнитные бури; 5) состояние снежного покрова.

5. Укажите значение ЭДС источника тока, если его внутреннее сопротивле­ние равно 2 Ом, а будучи замкнутым на нагрузку с сопротивлением 12 Ом, он создает в цепи ток 6 А.

Варианты ответов:

1) 72 В; 2) 12 В; 3) 84 В; 4) 60 В; 5) 36 В.

6. Материальной точке массы m1 сила F сообщает ускорение a1, а точке массы т2 — ускорение а2 Укажите массу материальной точки, которой эта сила сообщит ускорение (a1+ а2).

Варианты ответов:

1) m1 + т2; 2) (m1 + т2)/2; 3) воронежский государственный педагогический - student2.ru ; 4) (m1 т2)/ (m1 + т2);

5) 2 (m1 т2)/ (m1 + т2).

Тесты для оценки знаний по дисциплине КСЕ

I.

ЗАДАНИЕ N 1.

Выберите пять фундаментальных естественных наук:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru физика, биология, химия, астрономия, геология

физика, математика, биология, химия, геология воронежский государственный педагогический - student2.ru

воронежский государственный педагогический - student2.ru физика, история, химия, биология, геология

воронежский государственный педагогический - student2.ru физика, биология, химия, астрология, геология

ЗАДАНИЕ N 2.

Особенностями естествознания античного периода были

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru механицизм

воронежский государственный педагогический - student2.ru метафизичность

воронежский государственный педагогический - student2.ru отсутствие эксперимента

воронежский государственный педагогический - student2.ru теологизм

ЗАДАНИЕ N 3.

Установить соответствие между функцией науки и ее содержанием

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) выявление существенных свойств и отношений действительности из всего
многообразия предметов и явлений окружающего мира

2) систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его
возникновения и развития

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru объяснительная

описательная

ЗАДАНИЕ N4.

Процесс научного познания начинается с ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru построения модели

воронежский государственный педагогический - student2.ru наблюдения и сбора фактов

воронежский государственный педагогический - student2.ru выдвижения гипотезы

воронежский государственный педагогический - student2.ru постановки эксперимента

ЗАДАНИЕ N 5.

Важнейшим отличием естественнонаучных знаний от гуманитарных является ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru математичность

воронежский государственный педагогический - student2.ru историчность

воронежский государственный педагогический - student2.ru однозначность и строгость языка

воронежский государственный педагогический - student2.ru эмпирическая проверяемость

ЗАДАНИЕ N 6.

Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Общие закономерности самоорганизации изучают ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru химическая кинетика

воронежский государственный педагогический - student2.ru неравновесная термодинамика

воронежский государственный педагогический - student2.ru синергетика

воронежский государственный педагогический - student2.ru равновесная термодинамика

ЗАДАНИЕ N 7.

Установите соответствие между объектом и структурным уровнем материи, к которому он принадлежит

1) галактика

2) океан

3) атом

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru макромир

микромир

мегамир

ЗАДАНИЕ N 8.

Установите соответствие между системой и типом взаимодействия, доминирующим в ней

1) атом

2) ядро атома

3) галактика

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru сильное

воронежский государственный педагогический - student2.ru электромагнитное

воронежский государственный педагогический - student2.ru гравитационное

ЗАДАНИЕ N 9.

В теории относительности Эйнштейна утверждается, что пространство и время ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru существуют независимо друг от друга

воронежский государственный педагогический - student2.ru относительны

воронежский государственный педагогический - student2.ru абсолютны

воронежский государственный педагогический - student2.ru существуют как единая четырехмерная структура

ЗАДАНИЕ N 10.

Укажите положение, которое соответствует квантовой механике:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru квантовая механика является динамической теорией

воронежский государственный педагогический - student2.ru в квантовомеханических закономерностях существенна дискретность величин с размерностью действия

воронежский государственный педагогический - student2.ru любые физические характеристики в квантовой механике могут принимать непрерывный ряд чисел

воронежский государственный педагогический - student2.ru квантовая механика описывает микромир как совокупность движущихся материальных точек

ЗАДАНИЕ N 11.

Укажите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание:

A) учение о составе;

Б) учение о закономерностях химических процессов;

B) эволюционная химия;
Г) структурная химия.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru А-Г-Б-В

воронежский государственный педагогический - student2.ru Г-А-Б-В

воронежский государственный педагогический - student2.ru А-Б-В-Г

воронежский государственный педагогический - student2.ru Б-А-Г-В

ЗАДАНИЕ N 12.

С современной точки зрения систематизирующим фактором периодической системы Д.И. Менделеева является...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru масса ядра атома

воронежский государственный педагогический - student2.ru заряд ядра атома

воронежский государственный педагогический - student2.ru заряд атома

воронежский государственный педагогический - student2.ru масса атома

ЗАДАНИЕ N 13.

В процессе смешивания двух растворов энтропия...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru уменьшается

воронежский государственный педагогический - student2.ru не изменяется

воронежский государственный педагогический - student2.ru возрастает

воронежский государственный педагогический - student2.ru сначала остается постоянной, затем увеличивается

ЗАДАНИЕ N 14.

Закон действующих масс в химической кинетике выражает...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru зависимость скорости реакции от природы катализатора

воронежский государственный педагогический - student2.ru влияние внешних воздействий на смещение равновесия

воронежский государственный педагогический - student2.ru влияние температуры на скорость реакции

воронежский государственный педагогический - student2.ru зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

ЗАДАНИЕ N 15.

Укажите правильную последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему):

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru биосфера

воронежский государственный педагогический - student2.ru популяция

воронежский государственный педагогический - student2.ru биогеоценоз

воронежский государственный педагогический - student2.ru вид

ЗАДАНИЕ N 16.

Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий, - это...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru популяционные волны

воронежский государственный педагогический - student2.ru мутационный процесс

воронежский государственный педагогический - student2.ru изоляция

воронежский государственный педагогический - student2.ru миграция

ЗАДАНИЕ N 17.

Укажите верные утверждения, касающиеся состава первичной атмосферы Земли в абиогенный период возникновения жизни:

A) первичная атмосфера Земли состояла из водяных паров, углекислого газа
с небольшой примесью других газов

Б) в первичной атмосфере присутствовал газообразный кислород

B) первичная атмосфера имела озоновый слой

Г) в первичной атмосфере отсутствовал газообразный кислород

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru А и Б

воронежский государственный педагогический - student2.ru АиГ

воронежский государственный педагогический - student2.ru ВиГ

воронежский государственный педагогический - student2.ru Б и В

ЗАДАНИЕ N 18.

Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru генотип

воронежский государственный педагогический - student2.ru генофонд

воронежский государственный педагогический - student2.ru геном

воронежский государственный педагогический - student2.ru ген

ЗАДАНИЕ N 19.

Информационный стресс - это реакция на ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru неожиданную информацию

воронежский государственный педагогический - student2.ru негативную информацию

воронежский государственный педагогический - student2.ru любую информацию

воронежский государственный педагогический - student2.ru информационные перегрузки

ЗАДАНИЕ N 20.

Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru накапливать различные вещества

воронежский государственный педагогический - student2.ru выделять химические вещества

воронежский государственный педагогический - student2.ru осуществлять сложные превращения веществ в живых телах

воронежский государственный педагогический - student2.ru поглощать и выделять кислород, углекислый газ

ЗАДАНИЕ N 21.

Современная концепция общения с Природой - это ...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru преобразование Природы

воронежский государственный педагогический - student2.ru установление гармонии человека и Природы

воронежский государственный педагогический - student2.ru главенство человека над Природой

воронежский государственный педагогический - student2.ru установка: «нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача»

ЗАДАНИЕ N 22.

Новое состояние биосферы, когда человеческая мысль и деятельность становятся определяющими факторами развития жизни на Земле, это …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

воронежский государственный педагогический - student2.ru тропосфера

воронежский государственный педагогический - student2.ru литосфера

воронежский государственный педагогический - student2.ru техносфера

воронежский государственный педагогический - student2.ru ноосфера

II.

1. Установите соответствие между объектом и структурным уровнем материи…

1) воронежский государственный педагогический - student2.ru Автомобиль мегамир

2) воронежский государственный педагогический - student2.ru Кварк микромир

3) воронежский государственный педагогический - student2.ru Млечный путь макромир

2. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

воронежский государственный педагогический - student2.ru вещество - материальное образование, состоящее из взаимодействующих

элементарных частиц, имеющих массу покоя

воронежский государственный педагогический - student2.ru материя состоит из мельчайших частиц и ее деление возможно лишь до известного предела

воронежский государственный педагогический - student2.ru свойства вещества (в химическом смысле) определяются составом его молекул.

3. Самая низкокачественная форма энергии:

воронежский государственный педагогический - student2.ru механическая

воронежский государственный педагогический - student2.ru тепловая при низкой температуре

воронежский государственный педагогический - student2.ru тепловая при высокой температуре

воронежский государственный педагогический - student2.ru химическая

4. Из общей теории относительности вытекает ряд следствий ...

 
  воронежский государственный педагогический - student2.ru

пространство вблизи массивных тел искривлено

воронежский государственный педагогический - student2.ru масса тела является инвариантом относительно изменения системы отсчета

воронежский государственный педагогический - student2.ru частота света в поле тяготения должна смещаться в сторону более низких значений

воронежский государственный педагогический - student2.ru масса тела убывает при увеличении его скорости

5. Установите соответствие между уровнем организации живой материи и его элементарной единицей:

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru популяция особь ген

6. Основой всех естественных наук является...

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru

биология химия геологи физика

7. Согласно атомно-молекулярному учению, в основе

которого лежит принцип дискретного строения,

вещество состоит из...

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru одинаковых молекул элементарных частиц атомов одного вида смеси различных молекул

8. К параметрическому загрязнению окружающей среды относятся....

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru выбросы предприятий теплоэнергетики, автомобильного транспорта, авиации

воронежский государственный педагогический - student2.ru использование в сельском хозяйстве химикатов для уничтожения вредных насекомых, грибков

воронежский государственный педагогический - student2.ru шум автомагистралей, реактивных самолетов, излучение станций сотовой связи

радиоволны, электрические поля, тяжелые металлы, транс генные продукты

9. Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро- и макроэволюций. Особенности микроэволюции в том, что ...

воронежский государственный педагогический - student2.ru

происходит за сравнительно небольшой исторический период времени

воронежский государственный педагогический - student2.ru эволюционный материал - это незначительные наследственные изменения

воронежский государственный педагогический - student2.ru недоступна для наблюдения

воронежский государственный педагогический - student2.ru приводит к образованию новых видов

10. Динамическая теория:

воронежский государственный педагогический - student2.ru не использует аппарат теории вероятностей

воронежский государственный педагогический - student2.ru позволяет по заданному состоянию системы _рассчитать лишь вероятность того или иного значения физических величин, характеризующих систему

воронежский государственный педагогический - student2.ru позволяет по начальному состоянию системы однозначно установить значения характеризующих ее физических величин на любой момент времени

воронежский государственный педагогический - student2.ru учитывает случайные отклонения от нормы

11. Современная научная картина мира представляет пространство и время как …

воронежский государственный педагогический - student2.ru вместилище материальных тел и событий

воронежский государственный педагогический - student2.ru условные категории для описания событий и процессов

воронежский государственный педагогический - student2.ru единую форму существования движущейся материи

воронежский государственный педагогический - student2.ru независимые друг от друга субстанции

12. В макромире доминируют взаимодействия:

воронежский государственный педагогический - student2.ru электромагнитное, гравитационное

воронежский государственный педагогический - student2.ru слабое ядерное, гравитационное

воронежский государственный педагогический - student2.ru сильное ядерное, слабое

воронежский государственный педагогический - student2.ru сильное ядерное, электромагнитное

13. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

воронежский государственный педагогический - student2.ru движение любых материальных тел регулируется законами механики

воронежский государственный педагогический - student2.ru кроме механического существуют и другие более сложные формы движения, например,

химическая форма движения материи

воронежский государственный педагогический - student2.ru источник «насильственного» движения тел - это внешняя причина, некая сила

14. Примеры проявления принципа дополнительности в широком смысле:

воронежский государственный педагогический - student2.ru

белый цвет как целостность цветов радуги

воронежский государственный педагогический - student2.ru физический вакуум как целостность разнообразных виртуальных частиц

воронежский государственный педагогический - student2.ru человек как целостность его биологического и социального начал

воронежский государственный педагогический - student2.ru культура как целостность ее научной и гуманитарно-художественной составляющих

15. Укажите стабильные элементарные частицы:

воронежский государственный педагогический - student2.ru протон, нейтрино, фотон, электрон

воронежский государственный педагогический - student2.ru свободный нейтрон, электрон, нейтрино

воронежский государственный педагогический - student2.ru протон, электрон, их античастицы и свободный нейтрон

воронежский государственный педагогический - student2.ru фотон, протон, резонансы и свободный нейтрон

16. Примером самоорганизации может служить:

воронежский государственный педагогический - student2.ru

возникновение правильного севооборота при достаточно высоком уровне развития аграрной науки

воронежский государственный педагогический - student2.ru возникновение периодического режима химической реакции при достаточно высоких концентрациях реагентов

воронежский государственный педагогический - student2.ru возникновение жизни при достаточно мощном потоке падающего на планету солнечного света

воронежский государственный педагогический - student2.ru возникновение кристаллов в достаточно концентрированном растворе

17. Методологический подход в вопросе происхождения жизни, основанный

на убеждении в первичности макромолекулярной системы со свойствами

первичного генетического кода, называется...

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru генобиоз симбиоз коэволюция голобиоз

18. Выберите верный принцип этики научных исследований:

воронежский государственный педагогический - student2.ru

интересы науки и общества всегда совпадают, любое знание - благо

воронежский государственный педагогический - student2.ru ученый не свободен в выборе предмета исследования, он выполняет социальный заказ

воронежский государственный педагогический - student2.ru ученый не несет ответственности за достоверность приводимых данных

воронежский государственный педагогический - student2.ru в науке является нормой критика как уже принятых, так и новых идей

19. Совокупность всех генов организма, локализованных в его хромосомах, это...

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru кариотип фенотип генотип генофонд

20. Следствием однородности пространства является закон сохранения ...

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru заряда массы импульса энергии

21. Метод познания, основывающийся на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посыпок, называется:

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru анализ индукция дедукция

22. Основные черты эволюции биосферы Земли:

воронежский государственный педагогический - student2.ru нарастание биоразнообразия

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru увеличение биомассы в течение геологического периода

воронежский государственный педагогический - student2.ru изменение основ биохимических процессов в организмах

общее усложнение экосистем и возрастание «суммы жизни»

23. Согласно специальной теории относительности инвариантными относительно инерциальной системы отсчета являются ....

воронежский государственный педагогический - student2.ru отрезок времени между двумя событиями

воронежский государственный педагогический - student2.ru пространственно-временной интервал между событиями

воронежский государственный педагогический - student2.ru воронежский государственный педагогический - student2.ru скорость света длина и масса тела

24. Космическая сингулярность это…

воронежский государственный педагогический - student2.ru структурное соответствие объектов

воронежский государственный педагогический - student2.ru критическое состояние в развитии Вселенной, из которого она скачком переходит в новое устойчивое более упорядоченное состояние

воронежский государственный педагогический - student2.ru асимметрия космических объектов

воронежский государственный педагогический - student2.ru состояние Вселенной в прошлом, которое характеризуется бесконечно малыми размерами и бесконечно высокой плотностью

III.

1. Энтропия:

воронежский государственный педагогический - student2.ru замкнутой системы может только убывать

воронежский государственный педагогический - student2.ru незамкнутой системы может как возрастать, так и убывать

воронежский государственный педагогический - student2.ru замкнутой системы может как возрастать, так и убывать

воронежский государственный педагогический - student2.ru незамкнутой системы может только возрастать

2. Укажите положения, которые отражают суть принципа соответствия в

научном познании:

воронежский государственный педагогический - student2.ru классическая механика Ньютона является приближением квантовой механики при

описании движения макрообъектов

воронежский государственный педагогический - student2.ru объективным закономерностям природы соответствуют только динамические теории

воронежский государственный педагогический - student2.ru динамической теории соответствует более точный статис

Наши рекомендации