Тема 5. Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.
Экскурсия № 1.«Весенние явления в жизни экосистемы».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
· о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
· о роли зелёных растений в природных сообществах;
· о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
· о смене природных сообществ и её причинах;
· особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
· объяснять сущность понятия природное сообщество;
· устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
· характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
· наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
· систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
· называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
· объяснять целесообразность ярусности;
· называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
· приводить примеры смены природных сообществ;
· объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
· аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема программы | Количество часов | № п/п | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
Наука о растениях - ботаника | 1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | |||
2. | Многообразие жизненных форм растений. Вводный контроль | ||||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | ||||
4. | Ткани растений. | ||||
Органы растений | |||||
5. | Семя, его строение и значение. | ||||
6. | Условия прорастания семян | ||||
7. | Корень, его строение и значение | ||||
8. | Побег, его строение и развитие | ||||
9. | Лист, его строение и значение | ||||
10. | Стебель, его строение и значение | ||||
11. | Цветок, его строение и значение | ||||
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов | ||||
Основные процессы жизнедеятельности растений | 6+1 | ||||
13. | Минеральное питание растений и значение воды | ||||
14. | Воздушное питание растений - фотосинтез | ||||
15. | Промежуточный контроль | ||||
16. | Дыхание и обмен веществ у растений | ||||
17. | Размножение и оплодотворение у растений | ||||
18. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком | ||||
19. | Рост и развитие растений | ||||
Многообразие и развитие растительного мира | |||||
20. | Систематика растений, её значение для ботаники | ||||
21. | Водоросли, их разнообразие и значение в природе | ||||
22. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | ||||
23. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | ||||
24. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | ||||
25. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | ||||
26. | Семейства класса Двудольные | ||||
27. | Семейства класса Однодольные | ||||
28. | Историческое развитие растительного мира | ||||
29. | Разнообразие и происхождение культурных растений | ||||
30. | Дары Нового и Старого света | ||||
Природные сообщества | 3+1 | ||||
31. | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме | ||||
32. | Итоговый контроль. | ||||
33. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | ||||
Смена природных сообществ и её причины | |||||
итого |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать
· определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники,
· особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания,
· основные процессы жизнедеятельности растительного организма.
· Иметь представление об эволюции растений, их разнообразии: от самых древних, примитивных (водорослей, мхов), до наиболее развитых – цветковых растений.
· Знать о приспособленности растений к жизни в природных сообществах,
· об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения, их органы, ткани, растительную клетку.
· Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.
· Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных организмов и процессы, происходящие в них.
· Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений и средой их обитания.
· Приводить примеры различных представителей царства Растения.
· Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.
· Освоить приёмы работы с определителями растений.
· Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.
· Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.
· Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структурировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.
Учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя
1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Биология: 7 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);
4. Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;
Основная литература для учащихся
1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Рабочая тетерадь
Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.