Демонстраций наглядных материалов, гербариев, коллекций и др. €

Рабочая программа

Предмет__________Биология____________________________________

Уровень__________базовый_____________________________________

(базовый, расширенный, профильный, углубленный)

Класс______5___________

Составитель:_Лопаткина Л.В._____________________

учитель (предмет)__биологии____________________________________

категория___высшая_______

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии //Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения)// и в соответствии с основной образовательной программой МОУ Гимназия.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253; от 21.04.2016г. №459);
  • Основная образовательная программа МОУ Гимназия (Приказ от 29.08.2014г.

№ 192/осн.)

  • Учебный план МОУ Гимназияна 2017/2018 учебный год;
  • Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МОУ Гимназия (Приказ от 31.08.2013г. №239/осн.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Плешакова А.А., Сонина Н.И., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин -М.: Дрофа, 2016.

В данной программе порядок изучения разделов и тем составлен на основе учебника.

Изучение биологии в 5 классах, согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение следующих целей и задач:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане МОУпредусмотрено обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме 238 ч. В том числе:

в 5 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 6 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 7 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 8 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).

в 9 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).

В 5 классе программой предусмотрено проведение:

Лабораторных работ – 6

Практических работ – 2

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (10 часов)

Введение - 4часа.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)

Бактерии. Грибы – 2часа.

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации:

  • Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

Многообразие растительного мира –5 часов.

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

  • Водоросли в аквариуме.
  • Листья и споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветкового растения (органы).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Рабочая программа

Предмет__________Биология____________________________________

Уровень__________базовый_____________________________________

(базовый, расширенный, профильный, углубленный)

Класс______5___________

Составитель:_Лопаткина Л.В._____________________

учитель (предмет)__биологии____________________________________

категория___высшая_______

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии //Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения)// и в соответствии с основной образовательной программой МОУ Гимназия.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253; от 21.04.2016г. №459);
  • Основная образовательная программа МОУ Гимназия (Приказ от 29.08.2014г.

№ 192/осн.)

  • Учебный план МОУ Гимназияна 2017/2018 учебный год;
  • Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МОУ Гимназия (Приказ от 31.08.2013г. №239/осн.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Плешакова А.А., Сонина Н.И., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин -М.: Дрофа, 2016.

В данной программе порядок изучения разделов и тем составлен на основе учебника.

Изучение биологии в 5 классах, согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение следующих целей и задач:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане МОУпредусмотрено обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме 238 ч. В том числе:

в 5 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 6 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 7 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 8 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).

в 9 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).

В 5 классе программой предусмотрено проведение:

Лабораторных работ – 6

Практических работ – 2

демонстраций наглядных материалов, гербариев, коллекций и др. – 7.

Лабораторные работы, демонстрации, практические работы:

Тема Оборудование
Л,р №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторное оборудование (набор).
Л\р № 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» Изображения растений, животных, гербарии.
Л,р №3 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа». «Строение клеток кожицы чешуи лука». Ручная лупа, микроскоп, набор для изготовления временного микропрепарата
Л.р №4 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов». Семя подсолнечника, клубень картофеля, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетка, мука, стакан, вода.
Дем. «Образование на свету в зеленых листьях углеводов». Комнатное растение, черная бумага, спиртовка, вода, раствор спирта, раствор йода.
Дем. «Разнообразие живого» Коллекции насекомых, гербарии растений, изображения животных, муляжи грибов.
Дем. «Съедобные и ядовитые грибы». Открытки с изображением грибов, муляжи грибов
Дем. «Водоросли в аквариуме». Аквариумные водоросли (элодея), лупа, набор для препарирования, микроскоп
Дем. «Листья и споры папоротников». Гербарий «Лист папоротника», лупа ручная.
Дем. «Хвоя и шишки голосеменных растений» Гербарий «Ветка сосны», шишки сосны и ели.
Дем. «Строение цветкового растения (органы)». Гербарии цветковых растений. Семена цветковых растений.
  Л.р.№6 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев)» Гербарии, фотографии, определитель
  Пр.раб.№1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения». Гербарии, фотографии, карточки
Л.р.№6 «Измерение своего роста и массы тела» Весы, сантиметровая лента.
     
П.р.№2 «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему» Бинт, марлевые салфетки, жгут, шина.

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствует количеству и тематике Федерального государственного образовательного стандарта.

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, биологический диктант, лабораторные и практические работы, устный опрос.

Типы уроков в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок-практикум.

Рабочая программа составлена с учётом того, что классы состоят из обучающихся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержит задания не только базового, но повышенного и творческого уровня. Для этого используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.

Технологии, используемые в работе:

  • ИКТ
  • обучение в сотрудничестве
  • исследовательские методы обучения
  • метод проектов
  • здоровьесберегающие технологии
  • игровые методы обучения

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (10 часов)

Введение - 4часа.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)

Наши рекомендации