Оценки компетенций по дисциплине «Биофизика»
СИЛЛАБУС
Дисциплина MB 1112 - медицинская биофизика
Специальность 051301 – «Общая медицина»
Объем учебных часов 2 кредита
Курс 1
Семестр 1/2
Форма контроля: экзамен
г. Алматы, 2012 г.
Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной профессором
проф.Нурмаганбетовой М.О., проф.Адибаевым Б.М , доц. Байдуллаевой Г.Е., ст.преп. Н.М. Алмабаевой обсужден и утвержден на заседании кафедры от 2012 г.
Протокол №
Зав. кафедрой, проф. Нурмаганбетова М.О.
Общие сведения
Наименование вуза - Казахский национальный медицинский университет
Имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра - Мед.биофизики, информатики и мат.статистики
Дисциплина - “Медицинская биофизика”, код дисциплины : МВ 1112
Специальность -051301 –“Общая медицина”
Объем учебных часов - 2 кредита
Курс и семестр -1курс, 1/2семестра
Сведения о преподавателях: список, степени и должности, приоритетные научные интересы, достижения и др.
Ф.И.О. | степень | Звание | должность | Научное направление | |
1. | Нурмаганбетова М.О. | к.т.н. | профессор | Зав.каф. | Математическое моделирование |
2. | Адибаев Б.М. | к.ф.-м.н. | профессор | Профессор | Молекулярная физика |
3. | Абирова М.А. | доцент | Доцент | Методика преп. | |
4. | Байдуллаева Г.Е. | к.ф.-м.н. | Доцент | Теплофизика | |
5. | Алмабаева Н.М. | Ст.преп. | Методика преп. | ||
6. | Оразакынов К.Б. | Ст.преп. | Методика преп. | ||
7. | Нуртаева Г.К. | Ст. преп. | Методика преп. | ||
8. | Бопанова А.О. | Преп. | Методика преп. | ||
9. | Умирбекова З.К. | Преп. | Методика преп. |
Контактная информация: место нахождения кафедры (Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, правое крыло), телефоны(2926986, 2920085).
Политика дисциплины:
Необходимо строго по расписанию посещать лекции и практические занятия, а также вовремя сдавать учебный материал и вовремя сдать зачеты, коллоквиумы и экзамены. Таковы общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения. Предусмотренны штрафные меры при невыполнении разделов работы: дополнительно отработать с преподавателем материал.
Программа
Введение
Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.
Знание законов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы научного исследования и анализа. В настоящее время многие биофизические методы широко используются для выяснения механизма действия на организм факторов внешней и внутренней среды, в том числе физической, химической, техногенной природы, действия токсических агентов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследователь знает физические основы работы прибора. Программа направлена также и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники.
Цель дисциплины:
1.Формирование теоретических знаний о биофизических методах, применяемых в медико-биологических исследованиях (особенностях строения мембранных структур и транспорт веществ, о закономерностях работы сердечно-сосудистой системы, мышечной и дыхательной систем);
2. Формирование практических навыков: выполнение и проверка результатов лабораторных работ, семинары, решение ситуационных задач применяемых при различных биофизических исследованиях: микроскопирование биологических объектов, технические средства медицинской интроскопии, ФЭК.
3. Развитие коммуникативных навыков, при объяснении процессов, протекающих в организме человека. Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий. При снятии и анализа ЭКГ, наложения электродов, определение скорости движения ленты. Проверка результатов по анализу ЭКГ.
4. Формирование правовой компетенции, знанием и освоением правил техники безопасности при работе с приборами, соблюдение ТБ при работе с аппаратурой и правила гигиены при работе с пневмографом и со спирометром и т.д.
5. Формирование навыков к самостоятельной работе студентов. Приобретение научно-исследовательских навыков. Умение самостоятельно делать соответствующие выводы по заданным тематикам.
Задачи обучения:
· определить практически важные достижения биофизики для решения задач медико-биологических исследований;
· демонстрировать знания основ биофизических методов, применяемых в медико-биологических, гигиенических и эпидемиологических исследованиях;
· использовать физико-химические законы для объяснения процессов, протекающих в организме человека;
Конечные результаты изучения медицинской биофизики:
Студент должен:
Знать:
· физико-химические особенности строения мембранных структур и механизмы их функционирования;
· биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану, механизмы электрогенеза;
· физические особенности взаимодействия света с биологическими структурами;
· биофизические закономерности работы сердечно-сосудистой системы, мышечной и дыхательной систем;
· основы метрологического обеспечения исследований;
· основные группы медицинских приборов и аппаратов, применяемых для исследования биологических систем.
Уметь:
· проводить регистрацию ЭЭГ, РГ, ЭКГ в стандартных отведениях;
· производить регистрацию физических параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств;
· измерять концентрацию веществ с использованием фотометрических приборов.
Пререквизиты дисциплины– основы по физике, биологии, химии, математике.
Постреквизиты дисциплины – физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия, патологическая физиология, профильные дисциплины.
Краткое содержание
Биофизика клеточных мембран. Биофизика электровозбудимых тканей. Квантовая биофизика. Биофизика тканей и органов. Реологические свойства крови. Реография различных органов и тканей. Методы исследования кровообращения. Биофизика мышечного сокращения. Классификация медицинских приборов и аппаратов. Формы энергии, которые преобразуются в измерительном преобразователе. Технические средства для изучения механических, электрических проявлений жизнедеятельности организма. Основные технические средства медицинской интроскопии. Терапевтическая электронно-медицинская аппаратура.
2. Тематический план лекций.
№ | Темы | Форма проведения | Часы |
1. | Биологические мембраны. Структура, свойства и пути их изучения. Транспорт веществ. | Чтение лекций в форме презентации | |
2. | Активный транспорт. Понятие электровозбудимости. Потенциалы покоя | Чтение лекций в форме презентации | |
3. | Потенциал действия нервного волокна и других возбудимых тканей. Молекулярные механизмы. | Чтение лекций в форме презентации | |
4. | Гемодинамические закономерности движения крови по сосудам. Реологические свойства крови. | Чтение лекций в форме презентации | |
5. | Закономерности поглощения света биологическими системами. Люминесценция биологических систем. | Чтение лекций в форме презентации | |
Всего часов: | 5 ч. |
Тематический план практических занятий.
№ | Темы | Форма проведения | Часы |
1. | Современые направления биофизики и методы обработки медико биологических исследований. | Тестирование, устный опрос. Решение Задачи | Решение задачи |
2. | Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран. | Тестирование, устный опрос. Решение Задачи | |
3. | Транспорт веществ через биологические мембраны. Пассивный транспорт. Транспорт ионов. Активный транспорт. | Тестирование, устный опрос. Решение Задачи | |
4. | Биоэлектрические потенциалы. Потенциал покоя. | Тестирование, устный опрос. Решение Задачи | |
Потенциал действия. Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна. | Тестирование, устный опрос. Решение задачи | ||
6. | Физические основы электрокардиографии. Регистрация ЭКГ и принципы анализа. | Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ. | |
Электроэнцефалография. Основные ритмы ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ и принципы анализа. | Устный опрос. Тестирование. Решение задачи | ||
8. | Рубежный контроль по разделу №1 | Тестирование, устный опрос. | |
9. | Принципы преобразования биологических (неэлектрических) сигналов в электрические. Конструкции датчиков и электродов, их основные характеристики. | Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ. | |
10. | Терапевтическая техника, основанная на применении ВЧ, СВЧ и УВЧ токов. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. | Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ. | |
11. | Физические основы гемодинамики. Закономерности движения крови в артериальном и венозном русле. | Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ. | |
12. | Методы исследования кровообращения. Интегральная и регионарная реография. | Тестирование, устный опрос. Решение задачи | |
13. | Фотоэлектрические преобразователи. Методы исследования биологических объектов по спектральному анализу. | Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ | |
14. | Специальные приемы микроскопии биологических объектов. | Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ | |
Рубежный контроль №2 | Тестирование, устный опрос. | ||
Всего часов: | 25 ч. |
Тематический СРСП
№ | Темы | Форма проведения | Часы |
1. | Физические основы взаимодействия звука и биологических тканей. Применение ультразвуковых исследований в медицине. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация. Решение задач. Тестирование. | |
Биомеханика внешнего дыхания. Приборы для измерения функции внешнего дыхания. | Обсуждение по вопросам темы. Решение задач. Тестировние. | ||
Транспорт веществ через биологические мембраны. | Обсуждение по вопросам темы. Решение ситуационных задач | ||
Модель скользящих нитей. Биомеханика мышцы. Уравнение Хилла. Моделирование мышечного сокращения. Электромеханическое сопряжение. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация. Решение задач. Тестирование. | ||
Формальное описание ионных токов в модели Ходжкина – Хаксли. Независимость работы отдельных каналов. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация. | ||
Потенциал действия кардиомиоцитов. Проведение потенциалов действия по тканям сердца. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация. | ||
Принципы работы приборов, регистрирующих биопотенциалы. | Обсуждение по вопросам темы. Демонстрация. | ||
Медицинские приборы терапевтического назначения. | Обсуждение по вопросам темы. Демонстрация. | ||
Капиллярные явления, их значения в биологии и медицине. Газовая эмболия | Обсуждение по вопросам темы. Решение задач. Тестирование. | ||
Фотохимические превращения ДНК. Люминесцентные метки и зонды и их применение в биологии и медицине. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация | ||
Фотореактивация и фотозащита. Действие ультрафиолетового света на биологические мембраны. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация | ||
12. | Основные технические средства медицинской интроскопии. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация | |
Механизмы действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация. | ||
14. | Влияние электрических и магнитных полей на живой организм. Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях. | Обсуждение по вопросам темы. Презентация | |
Изучение дозиметров ионизирующего излучения. | Обсуждение по вопросам темы. Тестирование. Решение задач. | ||
Всего часов: | 30 ч. |
Тематический план СРС.
№ | Темы | Форма проведения | Часы |
1. | Механизм проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза. | Тестовое задание | |
2. | Методы исследования электрической активности различных органов. Электрическая активность сердца, центральной нервной системы, мышц. | Подготовка презентации | |
3. | Структурная схема съема, передачи и регистрации медико-биологической информации. Источники погрешностей при регистрации медицинских показателей. (Тестовое задание) | Тестовое задание | |
Первичные стадии фотобиологических процессов. Спектры фотобиологического действия. | Защита рефератов | ||
Фотохимические реакции в белках, липидах и нуклеиновых кислотах. | Защита рефератов | ||
6. | Рентгеновское излучение и его применение в медицине. | Подготовка презентации | |
Всего часов: | 30 ч. |
Всего: 6 СРС. Все темы СРС входят в вопросы рубежного и итогового контроля. Студент в течение обучения дисциплины должен сдать на проверку преподавателю только 2 СРС.
Литература:
Основная:
1. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. СПб.: СпецЛит, 2004. –496 с.
2. Антонов В.Ф., Черныш А.М., В.И. Пасечник и др. Биофизика. М., Владос, 2000.
3. Физиология человека. В 3 томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 2004.
4. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика.- М.,Высшая школа, 2003.-608 с.
5. Владимиров Ю.А., Рощупкин, Д.И., Потапенко А.Я., Деев А.И. Биофизика, М., Медицина, 1999.
6. Рубин А.Е. Биофизика. Т1, Т2 М.: Университет «Книжный дом» 2000,2004.
Дополнительная:
1. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. – 703 стр.
2. А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко. Медицинская и биологическая физика, М."Высшая школа".2004 г. – 560 стр.
3. М.Е.Блохина, И.А.Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002. – 285 стр.
4. В.Ф.Антонов, А.М.Черныш, В.И.Пасечник и др. Практикум по биофизике, М. Владос, 2001 г. - 350 стр.
5. Н.И.Губанов, А.А.Утепбергенов. Медицинская биофизика. М., 1978 г . – 335 стр.
Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные
· Практические занятия:семинары, решение ситуационных задач, выполнение лабораторных работ, деловые игры, дебаты, разбор и обсуждение контрольных вопросов
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:работа в группах, дискуссии, разбор и обсуждение случаев, семинар, решение ситуационных и типовых задач, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.
· Самостоятельная работа студентов: индивидуальная работа с литературой, в интернете, решение ситуационных задач, подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.
Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контроль t
– оценка уровня сформированности компетенций
t= (Z+N+K+P+S)/n , где n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания (тестирование, устный опрос)
N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки (решение задачи, лаборторная работа)
K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные(обмен мнениями по основным вопросам темы )
P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенций (соблюдение правила техника безопасности при работе с приборами, последствия ионизирующих излучения и т.д.)
S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС (индивидуальная работа с литературой, в интернете, решение ситуационных задач; подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.
Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале
I. | Знания Знания оценивается по двум параметрам (устный опрос и тестовые задания) Устный опрос | Максимально 100 балла | |
1. | правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы | 90-100 баллов | |
2. | правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы | 75-89 баллов | |
3. | неполный ответ с некоторыми неточностями | 50-74 балла | |
4. | Нет ответа | 0-49 баллов | |
Тестирование | максимально 100 балла | ||
88-100 % | 90-100 балла | ||
75-87 % | 75-89 балла | ||
50-74 % | 50-74 балла | ||
меньше 50 % | 0-49 балл | ||
II. | Практические навыки Решение задач и выполнение лабораторной работы | Максимально 100 баллов | |
1. | правильное решение всех задач, правильно выполненная и оформленная лабораторная работа | 90-100 баллов | |
2. | решение не менее 70 % задач и правильно выполненная, оформленная с незначительными неточностями лабораторная работа | 75-89 баллов | |
3. | решение не менее 50 % задач и правильно выполненная лабораторная работа с незаконченными выводами и графиком | 50-74 баллов | |
4. | решение менее 50 % задач и невыполненная лабораторная работа | Максимально 100 балла | |
II. | Правовая компетенция 1. Полное знание способов обеспечение техники безопасности при работе с приборами - 90-100 б. 2. Недостаточные знания о необходимости обеспечения техники безопасности при работе с приборами – 75-89 балл 3. Недостаточные соблюдение ответственности при работе с приборами - 50-74 балл 4. Не соблюдение ответственности при работе с приборами - 0-49 балл IV. Коммуникативные навыки 1.Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (в беседе со студентами) 2. Недостаточное изложение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий 3. Неполное объяснение схемы приборов, наложения электродов, снятие и анализ ЭКГ 4. Неправильные изложения, наложения электродов, определение скорости движения ленты, снятие и анализ ЭКГ | Максимально 100 баллов 90- 100 баллов 75- 89 баллов 50-74 баллов 0-49 баллов | |
Рубежный контроль | Максимально 100 баллов | ||
а) | Тестирование | Максимально 100 баллов | |
1. | 88-100 % | 90-100 баллов | |
2. | 75-87 % | 75-89 баллов | |
3. | 50-74 % | 50-74 баллов | |
4. | Меньше 50 % | 0-49 баллов | |
б) | Выполнение задания | Максимально 100 баллов | |
правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы | 90-100 баллов | ||
правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы | 75-89 баллов | ||
неполный ответ с некоторыми неточностями | 50-74 балла | ||
Нет ответа | 0-49 баллов | ||
V. Внеаудиторная самостоятельная работа | Максимально 100 баллов | ||
Полное выполнение всех требований соответствующей формы СРС | - 90-100 | ||
Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания | - 75-89 | ||
Допущены значительные ошибки, неполное выполнение заданий | - 50-74 | ||
Допущены принципиальные ошибки, невыполнение заданий, несоответствие критериям СРС | - 10 – 49 | ||
Отсутствие СРС | - 0 |
Текущий контроль: тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, оформления результатов измерений и т.д.
Рубежный контроль: коллоквиум проводится в форме тестирования и устного опроса по билетам
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
Rд= (t+r1+r2)/3 × 0,6
где t– текущий контроль
r1 - первый рубежный контроль,
r2– второй рубежный контроль
Итоговый контроль
Интегрированный экзамен состоит из двух этапов :
1) тестирование,
2) устный (по билетам.)
Тестирование проводится на компьютерах в Центре Тестирования. Устный опрос по дисциплине проводится на кафедре. Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля.
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
I = R х 0,6 + E х 0,4,
где
I– итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска в которых входят оценки по 5 –ти компетенциям (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовая компетенция , срс) и 40% рейтинг итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговая оценка включает оценки текущей успеваемости (рейтинга допуска) и итогового контроля (экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости – рейтинга допуска составляет 60% из итоговой оценки. Оценка итогового контроля составляет не менее 40% оценки по дисциплине.
Результирующая оценка кафедры (рейтинг допуска) составляет 60% итоговой оценки, а 40% приходится на оценку за I этап (тестирование) и II этап экзамена (по билетам) в одинаковом соотношении (50%:50%).
ПРИМЕЧАНИЕ: в случае сдачи коллоквиума на неудовлетворительную оценку необходимо пересдать его снова в обязательном порядке во время консультации преподавателя.
В случае получения на экзамене 0 баллов, студент остается на повторное изучение дисциплины (т.е. летний семестр).
В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.
Выставление итоговой оценки
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | ОТЛИЧНО |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Оценки компетенций по дисциплине «Биофизика»