Темы лабораторных занятий

Министерство образования Республики Беларусь

Международный государственный экологический университет им. А.Д.Сахарова

Кафедра иммунологии

Общая микробиология

Лекционная тетрадь

Часть I

Для студентов факультета экологической медицины

Г. Минск, 2002

Слово к студенту.

Вы начинаете изучение достаточно сложного предмета - микробиологии. Эта сложность обусловлена несколькими причинами. Во-первых, новая терминология, с которой Вы еще не знакомы. Во-вторых, разнообразие информации, требующей знания смежных дисциплин - биологии, химии, биохимии, физики, оптики, математики. В-третьих, ограниченность времени для изучения предмета. Для того, чтобы помочь Вам и дать дополнительный шанс получить и освоить максимум информации, подготовлен этот Учебный комплекс. Он состоит из лекционной тетради (I и II часть) и тетради для лабораторных занятий, а также включает информацию о распределении времени для изучения предмета, перечень практических навыков, которые Вы должны приобрести на лабораторных занятиях, итоговые вопросы. Создание Учебного комплекса по микробиологии - это попытка помочь Вам научиться учиться и показать, как экономя время, можно более эффективно освоить новый учебный материал.

Итак, как пользоваться всем этим?

1. Пролистайте Учебный комплекс полностью, чтобы сориентироваться в информации.

2. Материал лекционной тетради (I и II частей) сгруппирован в 13 темах. Темы - это логически построенные фрагменты учебного материала. Тема не всегда строго соответствует времени 1 лекции. В некоторых случаях тема читается на 2-3-х лекциях. Но порядок лекций всегда соответствует порядку тем. По своей сути тема представляет собой краткий конспект лекции, здесь есть объяснение отдельных терминов и понятий, определения, полностью приведены громоздкие классификации, есть слепые схемы или рисунки. Лекционная тетрадь - это Ваша собственность. Вам не нужны дополнительные тетради, так как в лекционной тетради из Учебного комплекса достаточно свободного для записей места, постарайтесь делать их именно в ней. Если Ваша цель - получение образования, найдите 15-20 минут накануне лекции для ознакомления с материалом соответствующей темы. Вам не нужно что-то заучивать, Вы должны лишь хорошо ориентироваться в расположении таблиц, схем и другом материале. Тогда на следующий день на лекции Вы будете четко знать где следует делать только пометки, а какая информация отсутствует и требует более внимательного конспектирования.

3. Тетрадь для лабораторных занятий содержит весь необходимый для выполнения лабораторных работ методический материал, а также протоколы работ. Правило аналогичное лекционной тетради - подготовьтесь к лабораторной работе накануне ее выполнения.

Успехов Вам и удачи!

Изучивший предмет студент должен

иметь представление:1) о значении микроорганизмов и их месте в процессах круговорота веществ в природе;

2) о роли микроорганизмов как важном факторе эволюции;

3) о многообразии экологических взаимоотношений в царстве микробов, между микробами и высшими живыми организмами, а также влиянии факторов внешней среды на жизнеспособность микроорганизмов;

знать:1) особенности морфологии, физиологии и генетики различных типов микроорганизмов (истинных бактерий, вирусов, простейших, грибов);

2) принципы классификации и таксономии микроорганизмов;

3) молекулярно-клеточные механизмы воздействия факторов патогенности микроорганизмов (структурных компонентов микробной клетки, экзо- и эндотоксинов, ферментов) на клетки, ткани и системы органов человека;

владеть:1) техникой световой микроскопии;

2) техникой бактериологического посева с помощью бактериологической петли (на твердые и жидкие питательные среды);

3) методиками и способами подготовки лабораторной посуды и др. материалом в бактериологической лаборатории;

уметь использовать:1) полученные навыки по антисептической и асептической обработке для предотвращения инфицирования организма человека и контаминации объектов внешней среды микроорганизмами;

2) лабораторные данные для этиологической диагностики бактериальных и вирусных инфекций;

3) результаты микробиологического исследования для определения концентрации микробов в исследуемом материале;

иметь опыт:1) в постановке и интерпретации результатов микроскопического, культурального, биохимического и серологического исследования чистой культуры бактерий;

2) в использовании культуры клеток для вирусологических исследований;

3) в выборе тактики и стратегии диагностического поиска в зависимости от свойств микроорганизмов-возбудителей патологического процесса.



Формы обучения Время
Лекции 46 часов
Лабораторные занятия 20 часов
Семинары 4 часа
Всего 70 часов
Экзамен  

Темы лекций

№ п/п Тема и краткое содержание Часы
Микробиология - как наука. История микробиологии. Связь микробиологии с другими науками. Микроорганизмы, их место в природе. Различия между прокариотами и эукариотами. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Вид микроорганизмов, критерии вида. Подвидовые категории.
Структура бактериальной клетки. Основные формы микроорганизмов. Особенности химического состава микробной клетки. Строение и функции поверхностных структур бактериальной клетки (капсулы, фимбрий, клеточной стенки, цитоплазматической мембраны), внутренних структур (мезосом, включений, нуклеоида), а также аппарата движения.
Рост и размножение у микробов. Вегетативная и покоящаяся формы микробов как две стадии онтогенеза. Спорообразование у бактерий, стадии, инициирующие факторы
Процессы получения энергии у микроорганизмов. Фототрофы и хемотрофы. Классификация микробов по типу дыхания. Источники получения питательных веществ. Питание микробов. Способы транспорта питательных веществ через мембрану.
Генетика микроорганизмов. Устройство генетического аппарата прокариотов. Нуклеоид, плазмиды, транспозоны. Виды плазмид и их физиологическое значение. Изменчивость микроорганизмов. Мутации, модификации, генотипические рекомбинации. Методы генетического анализа микробов.
Экологическая микробиология. Задачи экологической микробиологии. Основные понятия экологии. Экологические связи. Типы экологических связей и их характеристика. Влияние факторов внешней среды на жизнеспособность микробной популяции.
Роль микробов в круговороте веществ и энергии в природе. Микробиоценозы воздуха, воды, почвы.
Концепция микробной доминанты. Эволюция микроорганизмов. Основные факторы эволюции микроорганизмов
Инфекция, инфекционный процесс. Общая характеристика. Особенности инфекционного процесса. Периодичность инфекционного процесса. Условия возникновения инфекционного процесса. Пути передачи инфекционного агента. Понятие "входные ворота". Инфицирующая доза. Качественная и количественная характеристика способности микроорганизмов вызывать инфекционный процесс. Классификация инфекций.
Факторы патогенности. Бактериальные эндо- и экзотоксины. Характеристика. Молекулярно-клеточные механизмы взаимодействия со структурами макроорганизма. Антигены микроорганизмов. Классификация и свойства микробных антигенов. Методы создания искусственного активного иммунитета - вакцинация. Виды вакцин. Способы их изготовления. Требования, предъявляемые к вакцинным препаратам. Вакцинотерапия и вакцинопрофилактика. Современные подходы к созданию вакцин.
Частная микробиология: общая характеристика кокковых бактерий (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах)
Частная микробиология: общая характеристика палочковидных бактерий (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах) - представителей семейств энтеробактерий, микобактерий, бацилл.
Частная микробиология: общая характеристика извитых микроорганизмов (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах)
Частная микробиология: общая характеристика внутриклеточно размножающихся микроорганизмов (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах). Особо опасные инфекции - признаки заболеваний, классификация.
Эукариотические микроорганизмы. Классификация простейших и грибов.Структурно-функциональные особенности простейших и грибов. Особенности инфекционного процесса, вызываемого эукариотическими микробами
Вирусология, определение, решаемые задачи. Вирусы, отличия от других микроорганизмов. Формы существования вирусов - вирус, вирион, провирус. Классификация вирусов. Строение вирионов. Стадии взаимодействия вируса с восприимчивой клеткой. Строгий паразитизм и цитотропизм вирусов.
Формы вирусной инфекции клетки. Цитопатическое действие вирусов. Особенности вирусных инфекций и противовирусного иммунитета. Вироиды и прионы - возбудители медленных инфекции.
РНК-вирусы - представители семейств орто- и парамиксовирусов. Особенности строения и репродукции. Цитоторопизм вирусов. Чувствительность к физико-химическим факторам. Заболевания, вызываемые орто- и парамиксовирусами. Вирус бешенства - биологические свойства, значение в патологии человека.
РНК-вирусы - представители семейства пикорнавирусов. Особенности антигенной структуры. Чувствительность к действию физико-химических факторов. Заболевания, вызываемые представителями пикорнавирусов. Вирусы гепатитов: цитотропизм, особенности репродукции, значение в патологии человека.
ДНК-вирусы. Вирусы герпеса - общая характеристика семейства. Распространенность вирусов герпеса, чувствительность к физико-химическим факторам. Значение в патологии человека. Аденовирусы. Папилломавирусы. Онкогенное действие вирусов.
Арбовирусы и арбовирусные инфекции. Биологические особенности арбовирусов. Цитотропизм арбовирусов и репродуктивные свойства. Значение арбовирусов в патологии человека.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - представитель ретровирусов. Геном вируса иммунодефицита человека, антигены. Особенности взаимодействия ВИЧ с чувствительными клетками. Значение ВИЧ в патологии человека - синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Эпидемия СПИД. Меры профилактики СПИД
Бактериофаги - вирусы бактерий. Классификация бактериофагов. Строение и особенности репродукции бактериофагов. Значение бактериофагов в эволюции микроорганизмов. Фаготипирование.
  Всего

Темы лабораторных занятий

№ п/п Тема лабораторного занятия Часы
Структура бактериальной клетки. Микроскопический (бактериоскопический) метод исследования
Культуральный (бактериологический) метод исследования
Генетика микроорганизмов. Генетический анализ
Методы определения количества микроорганизмов
Противомикробные мероприятия. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам
Методы изучения нормальной микрофлоры организма человека
Вирусологический метод исследования
  Всего

Темы семинаров

№ п/п Тема Часы
Роль микроорганизмов в круговороте веществ и энергии
Особо опасные инфекции
  Всего
Перечень практических навыков  
1. Приготовление фиксированных микроскопических препаратов из жидкого и плотного материала  
2. Окрашивание микроскопических препаратов простыми и сложными (по Граму) методами  
3. Техника иммерсионной микроскопии с определением морфологических и тинкториальных свойств бактерий  
4. Техника посева бактериологической петлей (штрихом)и шпателем на плотные питательные среды на чашки Петри  
5. Техника посева в жидкие питательные среды  
6. Проведение количественного посева и учет результатов  
7. Определение чувствительности культуры бактерий к антибиотиками, антисептикам и дезинфектантам  
8. Постановка реакции агглютинации на стекле для определения антигенной структуры бактерий  
9. Техника посева-отпечатка и аппликационным методом  

Наши рекомендации