Особенности высшей нервная деятельность человека и животных

Животное Человек
1. Получение информации о факторах среды только с помощью первой сигнальной системы (анализаторов) 2. Конкретное мышление 3. Медленное образование условных рефлексов (обучение), требующее безусловного подкрепления 4. Возможно образование условных рефлексов 2 -3 порядков 5. Низкая способность к экстраполяции - - 6. Поведение определяется безусловными рефлексами и инстинктами (доля обучения различна, незначительна) 7. Не обладает самосознанием, не отделяют себя отприроды 8. Нет   1. Получение инфомации с помощью первой и второй сигнальной системы 2. Абстрактное, отвлечённое мышление (словами) 3. Очень быстрое образование условных рефлексов, не требующее многократного безусловного подкрепления 4.Возможно образование условных рефлексов до 20 порядка 5. Высокая способность к экстраполяции – логичному планированию деятельности и предвидению её результатов 6. Поведение определяется условными рефлексами, обучением, социумом (жизнью среди себе подобных) - 7. Обладают самосознанием, т. е. отделяют себя от природы, осознают свою самодостаточность 8. Обладают интеллектом, трудовой деятельностью, юмором, воображением, творчеством, способны контролировать свои эмоции

Мышление – высшая ступень отражения объективной действительности, позволяющая получать новые знания об объектах, свойствах и связях природы (которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном уровне) в виде общих представлений, понятий, суждений, умозаключений

Сознание – свойственная человеку форма психического отражения, заключающаяся в воспроизведении окружающей действительности в мышлении и понимании происходящих в ней явлений (субъективный образ объективного мира)

Память, как компонент высшей нервной деятельности

Память – совокупность психических прцессов, обеспечивающих сохранение, закрепление и воспроизведение предыдущего индивидуального опыта

v Основные прцессы памяти : запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание (амнезия)

v Память является системной функцией мозга и реализуется на различных уровнях структурной ораганизации ЦНС - молекулярном, клеточном (нейронном), подкорковом и корковом, т. е. осуществляется как общая функция всего головного мозга

v Виды памяти : - по характеру информации : словесно-логическая (вербальная), образная, эмоциональная, двигательная

- по продолжительности сохранения информации : кратковременная, долговременная

Кратковременная память : характеризуетсявременем хранения информации от нескольких секунддо десятков минут; разрушается под влиянием факторов, нарушающих согласованную работу нервных центров ( наркоз, алкоголь, наркотические вещества, электрический шок и др.)

Долговременная память: время хранения информации соизмеримо с продолжительностью жизни. Важную роль в фиксации информации в долговременной памяти играет лимбическая система (в частности – гиппокамп (поясная извилина),

Гигиена высшей нервной деятельности (профилактика нарушений ВНД)

1. Полноценный сон, достаточной продолжительности (не менее 7-8 ч.)

2. Режим труда и отдыха (научная организация труда и регулярного отдыха)

3. Полноценное сбалансированное органическое и минеральное питание, включающее белки, углеводы, витамины (особенно группы В), необходимые ионы (К+ , Са2+ , J2, Р и др.)

4. Полноценная и адекватная умственная интеллектуальная и эмоциональная деятельность,

5. Отсутствие хронического умственного и эмоциональнеого перенапряжения и стрессовых ситуаций, отсутствие серьёзных патологий, травм, болезней

6. Профилактика гиподинамии (физически активный образ жизни)

7. Отсутствие вредных привычек - курения, алкоголя, наркотиков, вызывающих гибель нейронов и развитие психической зависимости

8. Гигиена органов первой сигнальной системы анализаторов (зрения, слуха и т. д.)

Анализаторы

· Всю информацию о внешней и внутренней среде организма, необходимую для взаимодействие с ней человек получает с помощью органов чувств ( сенсорных систем, анализаторов)

v Понятие об анализаторах ввёл в науку И. П. Павлов, предложивший заменить им названеи «орган чувств»

Анализатор– информационная часть нервной системы воспринимающая, проводящая и анализирующая раздражения внешней и внутренней среды

· Названия анализаторов соответствуют названиям органов чувств, т. е. выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, вестибулярный, кожный, костно-мышечный, двигателный и висцеральный (внутренний) анализаторы

· В процессе эмбриогенеза развиваются из нейроэктодермы (органы зрения и обоняния) и кожной эктодермы ( органы вкуса, слуха, равновесия, осязания )

Общие свойства анализаторов :

1. Адекватность (специфичность ) – способность к раздражению рецепторов только определённым видом энергии (например, зрительного – световой, обонятельного – действием химических молекул, вестибулярного – силой тяжести, механического – растяжением и т. д.)

2. Чувствительность – очень низкий порог адекватного раздражения, определяемый минимальной энергией, необходимой для для возникновения ощущения

o Зрительные рецепторы раздражаются уже несколькими квантами света, обонятельные – 2-3 молекулами пахучего вещества, слуховые – на смещение барабанной перепонки на 0,1 ангстрем – размер атома водорода )

o Рецепторы анализаторов могут реагировать и на другие, неадекватные раздражители, но для получения ощущения в этом случае необходимо значительно большее воздействие, а полученный эффект будет очень слабым ( неадекватный для глаза раздражитель, например электрический ток или удар, можно вызвать ощущение света – «искры из глаз» )

3.Адаптация – привыкание ( приспособление ) к определённым раздражителям, приводящая к понижению или повышению порога раздражения ( нарпимер, при переходе из света в темноту световая чувствительность повышается – положительная адаптация. При отрицательной адаптации чувствительность рецептора понижается , например, при сильном неприятном запахе чувствительность к нему сильно уменьшается со временем )

Наши рекомендации