Постэмбриональное ( постнатальное ) развитие
Постэмбриогенез– развитие организма с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до его смерти
· Характеризуется интенсивным ростом органов и частей организма , переходом функциональных систем на режим взрослого организма
v Постэмбриональный онтогенез человека можно разделить на следующие периоды : ювенильный ( до полового созревания ) зрелый ( взрослое , половозрелое состояние ) ; период старости , заканчивающийся естественной смертью
· Рост проявляется в прогрессивном увеличении массы и размеров организма , вследствие деления клеток ( пролиферационный рост ) или увеличения размеров клеток при их полиплоидизации , но в любом случае прежде всего вследствие прироста органического вещества ( протоплазмы)
· Рост может быть ограничен определённым сроком или длиться в течение всей жизни
q Ограниченныйили определённый рост характерен для животных ( насекомые , птицы , млекопитающие ) и приурочен к определённым стадиям онтогенеза
q Неограниченныйили неопределённый рост осуществляется на протяжении всей жизни ; характерен для некоторых животных ( рыбы , моллюски , ракообразные , земноводные , рептилии ) , растений и грибов
· Показатели роста контролируются генетически и зависят от условий среды ( прежде всего питания ) рост организма служит видовым признаком
· Генетический контроль роста реализуется опосредовано через гормоны , особенно вырабатываемыми гипофизом , щитовидной и половыми железами
· Интенсивность роста больше вначале онтогенеза , а затем постепенно снижается
v Обнаружен особый класс химических соединений – регуляторов клеточной пролиферации ( деления клеток ) и роста – кейлоны , являющимися естественными ингибиторами митотического деления
v Белковое вещество – фактор роста , наоборот , интенсифицирует пролиферацию и рост клеток
· Различают два основных типа постэмбрионального развития : прямое развитие и развитие с превращением или метаморфозом ( см . тему « Типы онтогенеза » )
q При прямом развитии выклюнувшиеся из яйцевых оболочек или новорожденные ведут тот же образ жизни и отличаются от взрослой формы преимущественно размерами , а также недоразвитием ряда органов и пропорциями тела ; этот тип развития свойственен наземным позвоночным ( рептилии , птицы , млекопитающие ) , человеку , некоторым беспозвоночным (первичнобескрылые насекомые )
q При непрямом развитии ( с метаморфозом , превращением ) – из яйца появляется личинка внешне не похожая на взрослый организм , у неё могут отсутствовать или быть недоразвитыми органы , необходимые в половозрелом состоянии , но имеются временные ( провизорные ( органы ) ; личинка часто имеет другой ротовой аппарат , питается другой пищей , ведёт другой образ жизни , занимает другую экологическую нишу в биоценозе , не способна к размножению ; на определённом этапе роста личинка претерпевает глубокие морфологические и физиологические преобразования – метаморфоз ( от греч . metamorphosis – превращение ) и превращается во взрослую особь ; метаморфоз характерен для многих беспозвоночных животных ( кишечнополостные , плоские и круглые черви , полихеты , моллюски , многие членистоногие ) и у хордовых , например земноводных
v В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии , однако существуют исключения ; например аксолотли – личинки хвостатых земноводных амбистом – способны размножаться , при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе
v Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотения
Акселерация ( лат . acceleratio – ускорение ) – явление ускорения роста и развития физического развития детей и подростков
· За последний 100 – 150 лет наблюдается ускорение соматического роста , развития и физиологического созревания детей и подростков ( акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития и наблюдается у грудных детей )
· Акселерация проявляется в увеличении длинны и массы тела новорожденных , времени прорезывания молочных зубов , удвоении массы тела у грудных детей , в более раннем окончании роста и увеличении мышечной массы у подростков ( в настоящее время у девушке рост прекращается в 16 -17 лет , у юношей – в 18 -19 лет , а их абсолютные значения превышают аналогичные показатели сверстников прошлого века на десятки сантиметров и многие килограммы )
· Существует много гипотез о причинах акселерации , а именно :
q Улучшение питания , большее поступление в организм белков и витаминов , уменьшение заболеваемости детей , успехи профилактики и гигиены
q Стимулирующее влияние на рост и развитие изменение магнитного поля Земли , усиление действия ионизирующей и солнечной радиации
q Влияние электромагнитных волн , возникающих при работе теле- и радиоустановок , усилении космической и искусственной ( атомные испытания , рентгеновские установки ) радиации
q Теория гетерозиса – увеличении физических показателей у потомства при браке родителей , имеющих географически удалённые места рождения , разные расы и национальности ( в последние десятилетия резко возросла миграция населения , распад изолятов в человеческих популяциях , ломка расовых , национальных и религиозных границ
q Гипотеза урбанизации – раздражающее влияние на нервную систему ребёнка комплекса условий городской жизни , ускорения темпа жизни
· Однако ни одна из перечисленных гипотез не может рассматриваться в качестве основной причины процесса акселерации , который представляет собой результат действия многих факторов социальной и физической природы