Микробиологические лаборатории
План занятия
1. Вводная часть
1.1 . Организационный момент;
1.2 . Мотивация занятия;
1.3 . Контроль исходного уровня знаний.
2. Основная часть
2.1. Изучение теоретического материала
2.2. Самостоятельная работа студентов по отработке навыков в бактериологическом исследовании: варка среды, взятие и посев санитарных смывов, изучение культуральной характеристики микроорганизмов
3. Заключительная часть
1.1. Формирование отчета по выполненной практике;
1.2. Итоговый тест;
1.3. Подведение итогов;
1.4. Домашнее задание.
Ход занятия
Задание 1. Изучите правила ТБ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
1. К работе в учебной микробиологической лаборатории допускаются лица после прохождения инструктажа по технике безопасности.
2. Запрещается входить в микробиологическую лабораторию в верхней одежде.
3. К занятию допускаются студенты только при наличии медицинского халата.
4. В микробиологическую лабораторию запрещено вносить пищу, питьевую воду, посторонние вещи. В лаборатории запрещается принимать пищу.
5. За каждым студентом закрепляется постоянное рабочее место (номер рабочего места записывается студентом на титульном листе лабораторной тетради).
6. На рабочем месте размещаются только необходимые для выполнения конкретной лабораторной работы оборудование и материалы.
7. Приступать к работе и перемещаться по лаборатории во время занятия только с разрешения преподавателя.
8. При работе с микроорганизмами соблюдать осторожность и придерживаться приемов, исключающих возможность инфицирования.
9. Если микроорганизмы случайно попали на стол, следует немедленно удалить их тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором. При работе с жидкой культурой пользоваться спецсредствами для забора микроорганизмов.
10. Не зажигать одну спиртовку от другой. Закрывать фитиль спиртовки колпачком между использованиями.
11. Соблюдать меры безопасности при обращении с электроприборами. Перед работой проверить исправность электрооборудования. Без разрешения преподавателя не включать электроприборы в сеть.
12. Разбитую стеклянную посуду убирать руками запрещено. Уборку производить ветошью или веником, тщательно контролируя полное удаление с рабочих поверхностей и пола полное удаление осколков.
13. В конце работы привести в порядок рабочее место. Тщательно вымыть руки и обработать ватным тампоном с дезинфицирующим раствором. Халат сложить в полиэтиленовый пакет.
14. Выполнение правил техники безопасности контролируют дежурные студенты, которые также проверяют в конце занятия порядок рабочих мест.
1. Запишите свой номер согласно, списка группы в тетрадь.
2. Назначьте ответственных за приготовление питательной среды.
3. Составьте список дежурных с предусмотренной заменой отсутствующих.
4. Проверьте наличие оборудования и материалов на вашем столе, на каждого должно быть: 2 чашки Петри, пробирка с палочкой в ней, лоток с ватой (на 4 чел.), карандаш по стеклу, физ. раствор.
Мотивация
Микробиологический метод диагностики является «золотым стандартом » в медицине и в настоящее время является одним из наиболее эффективных методов диагностики инфекционных заболеваний.
В основу микробиологического метода диагностики инфекционных заболеваний, положено культивирование микроорганизмов – выращивание их на питательных средах.
На этом занятии вы научитесь сами варить питательные среды, разливать их в посуду, проводить взятие смыва с объектов внешней среды и засевать его на питательную среду в чашку Петри.
Контроль исходного уровня знаний.
1. Что такое микробиология?
2. Как называется: а) наука о бактериях?
б) наука о вирусах?
3. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы, обитающие во внешней среде?
4. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у человека?
5. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у животных?
6. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы – возбудители отдельных заболеваний?
7. Какой раздел микробиологии изучает общие свойства микроорганизмов?
8. Какой раздел микробиологии изучает защитные силы макроорганизма?
9. Какие три Царства микроорганизмов вы знаете?
10. Какая единица номенклатуры во всех биологических классификациях является основной?
11. В какой цвет окрашиваются грамположительные бактерии?
12. Какая органелла бактериальной клетки отвечает за синтез белка?
13. Какая органелла бактериальной клетки играет роль «внешнего скелета»?
Основная часть.
Задание 1. Изучите текст «Микробиологические лаборатории»
План занятия
1. Вводная часть
1.1 . Организационный момент;
1.2 . Мотивация занятия;
1.3 . Контроль исходного уровня знаний.
2. Основная часть
2.1. Изучение теоретического материала
2.2. Самостоятельная работа студентов по отработке навыков в бактериологическом исследовании: варка среды, взятие и посев санитарных смывов, изучение культуральной характеристики микроорганизмов
3. Заключительная часть
1.1. Формирование отчета по выполненной практике;
1.2. Итоговый тест;
1.3. Подведение итогов;
1.4. Домашнее задание.
Ход занятия
Задание 1. Изучите правила ТБ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
1. К работе в учебной микробиологической лаборатории допускаются лица после прохождения инструктажа по технике безопасности.
2. Запрещается входить в микробиологическую лабораторию в верхней одежде.
3. К занятию допускаются студенты только при наличии медицинского халата.
4. В микробиологическую лабораторию запрещено вносить пищу, питьевую воду, посторонние вещи. В лаборатории запрещается принимать пищу.
5. За каждым студентом закрепляется постоянное рабочее место (номер рабочего места записывается студентом на титульном листе лабораторной тетради).
6. На рабочем месте размещаются только необходимые для выполнения конкретной лабораторной работы оборудование и материалы.
7. Приступать к работе и перемещаться по лаборатории во время занятия только с разрешения преподавателя.
8. При работе с микроорганизмами соблюдать осторожность и придерживаться приемов, исключающих возможность инфицирования.
9. Если микроорганизмы случайно попали на стол, следует немедленно удалить их тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором. При работе с жидкой культурой пользоваться спецсредствами для забора микроорганизмов.
10. Не зажигать одну спиртовку от другой. Закрывать фитиль спиртовки колпачком между использованиями.
11. Соблюдать меры безопасности при обращении с электроприборами. Перед работой проверить исправность электрооборудования. Без разрешения преподавателя не включать электроприборы в сеть.
12. Разбитую стеклянную посуду убирать руками запрещено. Уборку производить ветошью или веником, тщательно контролируя полное удаление с рабочих поверхностей и пола полное удаление осколков.
13. В конце работы привести в порядок рабочее место. Тщательно вымыть руки и обработать ватным тампоном с дезинфицирующим раствором. Халат сложить в полиэтиленовый пакет.
14. Выполнение правил техники безопасности контролируют дежурные студенты, которые также проверяют в конце занятия порядок рабочих мест.
1. Запишите свой номер согласно, списка группы в тетрадь.
2. Назначьте ответственных за приготовление питательной среды.
3. Составьте список дежурных с предусмотренной заменой отсутствующих.
4. Проверьте наличие оборудования и материалов на вашем столе, на каждого должно быть: 2 чашки Петри, пробирка с палочкой в ней, лоток с ватой (на 4 чел.), карандаш по стеклу, физ. раствор.
Мотивация
Микробиологический метод диагностики является «золотым стандартом » в медицине и в настоящее время является одним из наиболее эффективных методов диагностики инфекционных заболеваний.
В основу микробиологического метода диагностики инфекционных заболеваний, положено культивирование микроорганизмов – выращивание их на питательных средах.
На этом занятии вы научитесь сами варить питательные среды, разливать их в посуду, проводить взятие смыва с объектов внешней среды и засевать его на питательную среду в чашку Петри.
Контроль исходного уровня знаний.
1. Что такое микробиология?
2. Как называется: а) наука о бактериях?
б) наука о вирусах?
3. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы, обитающие во внешней среде?
4. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у человека?
5. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у животных?
6. Какой раздел микробиологии изучает микроорганизмы – возбудители отдельных заболеваний?
7. Какой раздел микробиологии изучает общие свойства микроорганизмов?
8. Какой раздел микробиологии изучает защитные силы макроорганизма?
9. Какие три Царства микроорганизмов вы знаете?
10. Какая единица номенклатуры во всех биологических классификациях является основной?
11. В какой цвет окрашиваются грамположительные бактерии?
12. Какая органелла бактериальной клетки отвечает за синтез белка?
13. Какая органелла бактериальной клетки играет роль «внешнего скелета»?
Основная часть.
Задание 1. Изучите текст «Микробиологические лаборатории»
Микробиологические лаборатории
Существуют следующие микробиологические лаборатории:
1. При ЛПУ (больницах, поликлиниках) – бактериологические, иммунологические, паразитологические;
2. При ЦСЭН – центрах санитарно-эпидемиологического надзора:
- бактериологические;
- вирусологические;
- иммунологические;
- паразитологические;
- лаборатории особо опасных инфекций.
· Микробиологические лаборатории при ЛПУ осуществляют диагностические исследования, их задача – диагностика инфекционных заболеваний.
· Микробиологические лаборатории при ЦСЭН осуществляют:
- диагностические исследования;
- профилактические: профилактические медосмотры, исследования объектов внешней среды – воздуха, воды, почвы, продуктов питания, смывов и др.
Цель микробиологических исследований - установить факт наличия или отсутствия возбудителя в организме больного и на объектах окружающей среды.
Объект изучения медицинских микробиологических лабораторий - патогенные биологические агенты.
Задачи микробиологических исследований - идентифицировать микроорганизмы
в исследуемом материале, определить их видовую принадлежность, а также установить чувствительность выделенных микроорганизмов к антимикробным препаратам.
Основные методы выявления микроорганизмов
1. Микроскопические методы включают приготовление мазков и препаратов для микроскопирования. В большинстве случаев результаты микроскопических исследований носят ориентировочный характер, так как многие микроорганизмы лишены морфологических и тинкториальных особенностей.
2. Бактериологические методы позволяет точно установить факт наличия возбудителя в исследуемом материале: включает культивирование, выделение чистой культуры и идентификацию микроорганизмов с учетом морфологических, тинкториальных, культуральных, биохимических, токсигенных и антигенных свойств.
3. Биологические методы направлены на определение наличия токсинов возбудителя в исследуемом материале и на обнаружение возбудителя, включают заражение лабораторных животных с последующим исследованием их.
4. Серологические методы (от лат. serum – сыворотка и logos – учение)-выявление специфических иммунных антител в сыворотке крови больного или антигена микроорганизма.
5. Аллергологические методы. постановка кожно-аллергических проб (узко специфичен – туберкулез, туляремия и др.)
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. В чем отличие микробиологических лабораторий про ЛПУ от лабораторий при ЦСЭН?
2. В чем отличия осуществляемых исследований микробиологических лабораторий про ЛПУ от лабораторий при ЦСЭН?
3. Что является целью любой микробиологической лаборатории?
4. Что является объектами любой микробиологической лаборатории?
5. Что является задачей любой микробиологической лаборатории?
6. Какие основные методы выявления м/о?
7. Какие результаты дает микроскопический метод?
8. Какие результаты дает микробиологический метод?
9. Какие результаты дает биологический метод?
10. Какие результаты дает серологический метод?
11. Какие результаты дает аллергологический метод?
Задание 3. Изучите текст «Техника забора патогенного материала». Обсудите в паре.
Техника забора патогенного материала.
1. Любой поступивший материал от больного считается инфицированным (заразным), поэтому сотрудники должны соблюдать технику безопасности при работе с ним.
2. Отбор образцов для микробиологического анализа следует проводить с использованием правил асептики (исключающих заражение).
3. На флаконы с материалом наклеивают этикетку, в которой указывается Ф.И.О. больного, возраст, характер материала, клинический диагноз, дата взятия материала и подпись медработника, осуществлявшего забор.
4. Доставка материала должна быть произведена в кратчайший срок (в течение часа) в специальных металлических биксах с гнездами, исключающими разлив материала во время транспортировки.
5. Если материал будет доставлен позднее часа со времени забора, то забор материала должен осуществляться в консервирующие среды.
Правильный забор и доставка исследуемого материала обеспечивают эффективность микробиологических исследований.