Центральная методическая комиссия ВБО
Пасечник Владимир Васильевич (председатель) | ректор Московского государственного областного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук | |
Асеев Виктор Васильевич | доцент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук | |
Дмитриева Татьяна Андреевна | доцент Московского государственного областного педагогического университета, кандидат биологических наук | |
Касаткин Михаил Васильевич | заведующий отделом Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева | |
Колотилова Наталья Николаевна | доцент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук | |
Ловать Максим Львович | старший преподаватель Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук | |
Лопина Ольга Дмитриевна | ведущий научный сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор биологических наук | |
Рубцов Александр Михайлович | профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, зам. декана Биологического факультета, доктор биологических наук | |
Снисаренко Татьяна Александровна | доцент Московского государственного областного университета, кандидат биологических наук | |
Швецов Глеб Геннадиевич | доцент Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук |
Методические рекомендации по организации и
проведению ВБО
При организации и проведении третьего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии необходимо руководствоваться Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным Приказом Министерства образования России № 4072 от 30 октября 2003 года.
Учредителем третьего тура олимпиады является региональный орган управления образованием (отдел, управление, департамент, министерство) по приказу Министерства образования РФ.
Рекомендуется проводить третий этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии на базе биологического факультета регионального вуза. Возможно проведение на базе института повышения квалификации учителей, эколого-биологического центра (ЭБЦ), станции юннатов (СЮН) и т. п.
Оргкомитет формируется из представителей регионального органа управления образованием, администрации, преподавателей учебного заведения, на базе которого проводится олимпиада (вуза, ЭБЦ, СЮН и т. п.).
Методическая комиссия формируется из преподавателей учебного заведения, на базе которого проводится олимпиада, – биологов и методистов-биологов (сотрудники ЭБЦ, СЮН).
Жюри олимпиады формируется из числа членов Методической комиссии (как правило, все) и Оргкомитета (как правило, специалисты-биологи).
Контингент участников третьего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии формируется на основании заявок от подведомственных Учредителю органов управления образованием, согласно установленных квот, из числа учащихся 9, 10 и 11 классов школ региона – победителей предыдущего этапа олимпиады. Квоты на участие устанавливаются Оргкомитетом, исходя из возможностей материальной базы Олимпиады.
Время проведения третьего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии январь – февраль. Дата проведения определяется Оргкомитетом с учетом рекомендаций Центрального оргкомитета, отраженных в приказе Минобрнауки РФ о проведении третьего этапа Всероссийской олимпиады школьников в текущем году.
Центральная методическая комиссия рекомендует проводить третий этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии не менее чем в два тура (теоретический и практический), длительность каждого из которых не превышает четырех астрономических часов.
Продолжительность зависит от условий в регионе и варьирует от двух до пяти дней.
Категорически запрещается размещать тексты представленных в настоящих методических материалах задач на каких-либо сайтах и публиковать их в открытых источниках до окончания проведения региональных олимпиад по биологии во всех субъектах РФ.
Центральная методическая комиссия обычно предлагает содержание заданий теоретического тура олимпиады по биологии. Всего предлагается два комплекта для 9 и 10–11 классов, включающие тестовые задания трех типов. Региональная методическая комиссия имеет полное право вносить изменения в содержание заданий. По желанию можно дополнить комплекты другими заданиями, в том числе и предполагающими развернутый письменный ответ.
Для объективной оценки знаний учащихся целесообразно применять следующую методику подсчета результатов теоретического тура. В ответах указано максимальное количество баллов, которое может набрать участник олимпиады в соответствующем классе. В тестах с одним ответом (задание 1) за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.
В задании 2 за каждое правильно выполненное тестовое задание участник может получить 2,5 балла. За каждую допущенную ошибку (неверный выбор индекса или невыбор верного индекса) снимается 1 балл. В зависимости от числа сделанных ошибок участник может набрать за каждое тестовое задание от (– 2,5) до 2,5 балла. Соответственно если всего заданий 10, то интервал в полученных баллах может быть от (– 25) до 25.
Аналогично ведется подсчет баллов и в задании 3, только за каждую ошибку (неверно выбранное суждение или невыбор верного) снимается 2 балла. Соответственно если всего заданий 15, то интервал в полученных баллах может быть от (– 15) до 15.
Желательно также провести практический тур. Это позволит более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. На практическом туре учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура должны быть разработаны региональной методической комиссией исходя из имеющейся материальной базы. Примерные варианты заданий, разработанные Центральной методической комиссией, и перечень необходимого оборудования прилагаются.
Практический тур предусматривает выполнение практической работы. В 9 классе учащиеся выполняют практические работы в кабинетах ботаники, зоологии и анатомии и физиологии человека. В 10 – 11 классах кабинеты ботаники и зоологии являются обязательными, два других кабинета определяет жюри окружной олимпиады. Центральная методическая комиссия предлагает содержание заданий, жюри олимпиады подбирает объекты для их выполнения, исходя из имеющихся возможностей. При необходимости жюри может внести изменения в содержание заданий. Жюри имеет право использовать предложенные задания или разработать задания для практического тура с учетом имеющегося оборудования. Работа учащихся в каждой лаборатории оценивается максимум в 20 баллов. На выполнение каждого задания отводится 1 ч.
Перечень оборудования,
необходимого для проведения практического тура
ВБО
Класс
1. Микроскопы, наборы готовых микропрепаратов животных тканей.
2. Определители растений. Живые растения или гербарные экземпляры.
3. Бинокуляры. Коллекции членистоногих или других беспозвоночных.
Классы
1. Микроскопы, предметные и покровные стекла, лезвия, препаровальные иглы, йод, спирт, раствор флюроглюцина, концентрированная соляная кислота, фильтровальная бумага, сердцевина бузины (кусочки или клубня картофеля, или плотного мелкопористого пенопласта), части исследуемых органов растений, стаканчики с водой, кусочки фильтровальной бумаги.
2. Наборы электронных микрофотографий.
3. Наборы из 5 тушек мелких млекопитающих и их черепов, или из 5 чучел птиц, или из 5 земноводных либо рыб в формалине.
4. Пробирки, химические стаканы. Набор реактивов для качественных реакций на белки, углеводы и жиры.
В случае проведения третьего тура (кабинетного) кабинеты ботаники, зоологии и кабинет анатомии и физиологии человека являются обязательными для всех участников олимпиады. Дополнительно учащиеся 11 класса отвечают в кабинете «Общая биология», а учащиеся 10 класса имеют право выбрать или кабинет «Эволюционное учение и экология», или кабинет «Цитология и генетика». Вопросы для кабинетного тура разрабатывают члены жюри. Желательно, чтобы вопросы в билетах были как теоретического, так и практического характера. Ответы учащихся в каждом кабинете оцениваются максимум в 20 баллов.
Методические рекомендации по разработке
заданий для ВБО
Требования к заданиям теоретического тура:
– задания для проведения I – III этапов олимпиады следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;
– задания для проведения IV – V этапов олимпиады постепенно усложняются и несколько выходят за рамки, установленные программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. Это обусловлено необходимостью постепенного отбора наиболее сильных школьников для резерва национальной команды на международную олимпиаду текущего года;
– форма заданий должна быть такой, чтобы на выполнение каждого участник тратил минимальное время;
– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);
– в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология»;
– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке желательно группировать по типам («Один из четырех», «Множественные ответы от нуля до пяти», «Утверждения и т. д.)
– в заданиях следует использовать фактологический материал местного (регионального, национального) уровня;
Требования к заданиям практического тура:
– задания всех кабинетов для проведения I – III этапов Всероссийской олимпиады следует ориентировать, с одной стороны, на уровень практических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, а с другой стороны, на содержание заключительных этапов Всероссийской олимпиады;
– уровень сложности заданий должен быть таким, чтобы на их выполнение в каждом из кабинетов (при наличии минимального опыта) участник тратил не более одного академического часа;
– в целях экономии времени в процессе проверки результатов выполнения работ в кабинетах желательно использовать задания с закрытыми формами фиксации результатов и продумать критерии оценки.
Требования к заданиям кабинетного тура:
– задания всех кабинетов следует ориентировать на уровень знаний и умений, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;
– в целях экономии времени следует продумать формы вопросов и заданий и ориентироваться на те, которые предполагали бы довольно краткие ответы, требующие доказательств, объяснений и других интеллектуальных умений, а не развернутых констатирующих ответов репродуктивного уровня.
Матрицы ответов и ответы на задания теоретического тура ВБО-2006
Матрицы ответов на задания III этапа
Класс
Задание 1
1–10 | ||||||||||
11–20 | ||||||||||
21–30 | ||||||||||
31–40 |
Задание 2
1–10 | ||||||||||
11–20 |
Задание 3
Правильные суждения под номерами ___________________________________________
Классы
Задание 1
1–10 | ||||||||||
11–20 | ||||||||||
21–30 | ||||||||||
31–40 | ||||||||||
41-–50 | ||||||||||
51–60 |
Задание 2
1–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 |
Задание 3
Правильные суждения под номерами ___________________________________________
Ответы на задания III этапа
9 класс (максимально 110 баллов)
Задание 1 (максимально 40 баллов)
1–10 | а | б | а | а | б | г | г | б | г | в |
11-–20 | г | а | б | б | г | г | в | б | в | а |
21-–30 | б | а | в | а | г | в | б | г | в | б |
31-–40 | а | а | в | б | в | б | г | б | б | г |
Задание 2 (максимально 50 баллов)
1–10 | а б в г | а б в г | а б | а б в | а в | в | б г | б | б д | б г |
11-–20 | а б д | а в г | а б г | а в г | а в | в г д | а б д | а б г | а б г д | нет |
Задание 3 (максимально 20 баллов)
Правильные суждения под номерами 1, 2, 6, 7, 10, 12, 15, 17.
10 — 11 классы (максимально 165 баллов)
Задание 1 (максимально 60 баллов)
1–10 | а | б | а | а | б | г | г | б | г | в |
11-–20 | в | г | б | а | а | б | б | в | г | г |
21-–30 | г | в | в | б | а | б | а | в | в | г |
31-–40 | а | г | в | б | г | в | б | а | а | в |
41-–50 | г | а | б | в | в | б | г | б | б | г |
51-–60 | а | б | а | в | б | б | г | г | б | в |
Задание 2 (максимально 75 баллов)
1-–10 | б в д | а б в г | а б в г | а б | а б в | а в | в | а б г д | б г д | б г |
11-–20 | б | б д | б г | а б д | а в г | а б г | а в г | а в | в г д | а б д |
21-–30 | а б г | а б г д | нет | б д | а в г | а б в г д | а б в г д | а б | б в г д | а б в г |
Задание 3 (максимально 30 баллов)
Правильные суждения под номерами 1, 5, 6, 7, 10, 12, 15, 17, 23, 26, 27, 30.
Матрицы ответов на задания IV этапа
9 класс
Задание 1
1–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 | ||||||||||
31-–40 | ||||||||||
41-–50 |
Задание 2
1–10 | ||||||||||
11-–20 |
Задание 3
Правильные суждения под номерами ___________________________________________
Классы
Задание 1
1–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 | ||||||||||
31-–40 | ||||||||||
41-–50 | ||||||||||
51-–60 | ||||||||||
61-–70 |
Задание 2
1–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 |
Задание 3
Правильные суждения под номерами ___________________________________________
Ответы на задания IV этапа
9 класс
Задание 1 (максимально 50 баллов)
1-–10 | в | а | г | б | г | в | в | г | б | б |
11-–20 | в | г | б | б | г | б | г | в | б | в |
21-–30 | в | б | в | г | в | в | в | а | г | б |
31-–40 | в | а | а | а | а | б | г | в | г | в |
41-–50 | г | в | б | г | а | в | в | в | б | б |
Задание 2 [максимально 50 баллов – число ошибок = баллы за 2-е задание]
1-–10 | а г | а в г | а в г д | а б в г д | а б в | б д | б д | а г | а в г | б в г |
11-–20 | б в г | а б г | б д | в г д | а б в д | нет | а б г | а б в | в д | а б г |
Задание 3 [максимально 20 баллов – (2×число ошибок) = баллы за 3-е задание]
Правильные суждения под номерами 2, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18.
Классы
Задание 1 (максимально 70 баллов)
1-–10 | в | а | г | б | г | в | в | г | б | б |
11-–20 | в | г | б | б | г | б | г | в | б | в |
21-–30 | в | б | в | г | в | в | в | в | в | г |
31-–40 | а | г | г | в | б | в | в | а | а | а |
41-–50 | а | б | г | в | г | в | г | в | б | г |
51-–60 | г | а | в | в | в | в | в | б | в | а |
61-–70 | а | б | б | б | г | б | в | б | а | б |
Задание 2 (максимально 75 баллов – число ошибок = баллы за 2-е задание)
1-–10 | а г | а в г | а в г д | а б в г д | а б в г д | а б в | б д | б д | а г | а в г |
11-–20 | б в г | б д | б в г | а б г | б д | а б в | в г д | а б в д | нет | а б в |
21-–30 | а б в | а б в д | а б г | а б в | в д | б г | а в г | а б г | а б в г д | в |
Задание 3 [максимально 30 баллов – (2×число ошибок) = баллы за 3-е задание]
Правильные суждения под номерами 2, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 28, 30.
Матрицы ответов на задания V этапа
Класс
Задание 1 (80 баллов)
1-–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 | ||||||||||
31-–40 | ||||||||||
41-–50 | ||||||||||
51-–60 | ||||||||||
61-–70 | ||||||||||
71-–80 |
Задание 2 (75 баллов)
1-–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 |
Задание 3 (30 баллов)
Правильные суждения под номерами .
Задание 4 (7 баллов)
1. (1,5 балла)
Кривые | |||
Показатели |
2. (3,5 балла)
Обозначения | |||||||
Структуры |
3. (2 балла)
Гормоны | ||||
Функции |
Классы
Задание 1 (100 баллов)
1-–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 | ||||||||||
31-–40 | ||||||||||
41-–50 | ||||||||||
51-–60 | ||||||||||
61-–70 | ||||||||||
71-–80 | ||||||||||
81-–90 | ||||||||||
91-–100 |
Задание 2 (100 баллов)
1-–10 | ||||||||||
11-–20 | ||||||||||
21-–30 | ||||||||||
31-–40 |
Задание 3 (40 баллов)
Правильные суждения под номерами .
Задание 4 (10,5 балла)
4. (2 балла)
Взаимодействия | ||||
Ответ: А–Д |
5. (1,5 балла)
Кривые | |||
Показатели |
6. (3,5 балла)
Обозначения | |||||||
Структуры |
7.(2 балла)
Гормоны | ||||
Функции |
8. (1,5 балла)
Соединения | |||
Кривые |
Ответы на задания V этапа
Класс
Задание 1 (80 баллов)
1-–10 | в | в | г | г | а | г | в | а | г | г |
11-–20 | а | б | б | а | б | б | г | г | б | а |
21-–30 | б | г | б | а | б | б | в | в | б | б |
31-–40 | в | в | в | г | г | г | б | а | б | г |
41-–50 | г | б | а | г | б | г | г | г | б | г |
51-–60 | а | б | в | в | г | г | г | б | б | в |
61-–70 | б | г | г | г | г | б | в | б | а | б |
71-–80 | в | в | б | б | в | в | г | б | г | б |
Задание 2 (75 баллов – ошибки)
1-–10 | в г | а | а в д | в г д | а б в г д | а г д | а б в | а б | а | б в |
11-–20 | а в | а г | а б г | нет | а б в | б д | а д | а в д | а в | а б г д |
21-–30 | г д | в г | а б в д | в г д | а б | а б в г д | а б г | д | в д | г д |
Задание 3 [29 баллов – (2 × ошибки)]
Правильные суждения под номерами 1, 3, 5, 6, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 23, 26, 27.
Задание 4 (7 баллов)
4. (1,5 балла)
Кривые | |||
Показатели | В | А | Б |
5. (3,5 балла)
Обозначения | |||||||
Структуры | А | В | Е | Д | Ж | Б | Г |
6. (2 балла)
Гормоны | ||||
Функции | В | Г | Б | А |
Классы
Задание 1 (100 баллов)
1-–10 | в | в | г | г | а | г | б | г | г | а |
11-–20 | б | б | б | г | г | а | б | а | б | б |
21-–30 | в | г | б | б | в | в | г | г | г | б |
31-–40 | а | б | г | г | г | б | а | б | г | г |
41-–50 | г | б | г | а | б | в | в | г | г | г |
51-–60 | б | б | в | б | г | г | г | г | б | в |
61-–70 | б | а | б | г | в | в | б | б | в | в |
71-80 | в | в | г | г | в | б | г | в | б | г |
81-–90 | в | б | в | г | б | в | б | б | в | б |
91-–100 | в | г | в | г | в | б | а | б | б | б |
Задание 2 (100 баллов – ошибки)
1-10 | в г | б г | а | в г д | б г д | а б | б в | а г | а б г | нет |
11-–20 | а б г | д | б в г | а г | а б в д | а б в | б в г д | б в г | а б в г д | а д |
21-–30 | а в г д | д | г | г | а | а г д | а б в г д | а в д | б в г | г д |
31-–40 | а г д | а б в г д | а б в г | б г д | б д | а б г | а б в д | в г | д | а б г |
Задание 3 [39 баллов – (2 × ошибки)]
Правильные суждения под номерами 2, 3, 7, 8, 11, 13, 14, 16, 19, 20, 23, 26, 31, 34, 38.
Задание 4 (10,5 балла)
1. (2 балла)
Взаимодействия | ||||
Ответ: А–Д | А | Б | Г | Д |
2. (1,5 балла)
Кривые | |||
Показатели | В | А | Б |
3. (3,5 балла)
Обозначения | |||||||
Структуры | А | В | Е | Д | Ж | Б | Г |
4. (2 балла)
Гормоны | ||||
Функции | В | Г | Б | А |
5. (1,5 балла)
Соединения | |||
Кривые | A | В | Б |
Ответы на тренировочные задания
Вариант I
Задание 1
1-–10 | г | а | в | б | в | г | а | б | г | а |
11–20 | б | г | в | б | а | б | б | а | в | б |
21–30 | а | г | б | <