I. Введение в историю и методологию биологии.

1. Определение биологии как науки.

2. Методология научного познания.

3. История и методология биологии как раздел биологии.

4. Основные вехи в истории биологии.

II. Зарождение биологии как науки.

1. Зарождение естествознания.

2. История биологических наук в Древности.

3. История биологических наук в Античности.

4. Вклад древних восточных цивилизаций в развитие биологических наук.

5. История древней медицины.

6. Значение алхимии для развития химии и биологии.

7. Выдающиеся древнегреческие философы

8. Выдающиеся древнеримские философы.

9. Биология в эпоху Средневековья.

10.Биология в эпоху Возрождения.

11.Выдающиеся естествоиспытатели периода становления биологических наук.

III. История и методология генетики и селекции.

1. Первоначальные представления о наследственности.

2. Зарождение генетики как науки.

3. Развитие генетики в XX в.

4. Последние достижения в области генетических исследований.

IV. История и методология вирусологии и микробиологии.

1. Зарождение микробиологии.

2. Достижения микробиологии в XVIII-XIX вв.

3. Достижения современной микробиологии.

4. Зарождение вирусологии.

5. Достижения вирусологии в XVIII-XIX вв.

6. Достижения современной вирусологии.

7. Зарождение иммунологии.

8. Достижение иммунологии в XVIII-XIX вв.

9. Достижения современной иммунологии.

V. История и методология эволюционного учения.

1. Первые эволюционные учения.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

3. Становление синтетической теории эволюции.

4. Современные представления о возникновении развитие жизни на Земле.

5. Современные достижения в области эволюционного учения.

6. Связь генетики и эволюционного учения.

VI. История и методология биохимии.

1. Зарождение биохимии как науки.

2. Основные достижения биохимии XX вв.

3. Последние открытия в области биохимических исследований.

VII. История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии.

1. Зарождение анатомии.

2. Зарождение физиологии.

3. Зарождение эмбриологии.

4. Достижения анатомии, физиологии и эмбриологии в XV-XVIII вв.

5. Современные достижения анатомии, физиологии и эмбриологии.

VIII. История и методология систематики животных и растений.

1. Зарождение ботаники.

2. Зарождение зоологии.

3. Первые попытки классификации живых организмов.

4. Современная классификация живых организмов.

5. Значение классификации для эволюционного учения.

IX. История и методология экологии.

1. Зарождение экологии как науки.

2. Современные достижения в области экологии.

3. Значение экологии и ее место в системе биологических наук.

Учебно-исследовательские работы/рефераты

Примерный перечень тем рефератов

по дисциплине «История биологии»

1. История развития экологии.

2. Развитие экологии животных в XX веке.

3. Некоторые перспективы развития цитологии.

4. Выдающиеся русские физиологи.

5. Биофизические исследования в биологии XX века.

6. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

7. Н. К. Кольцов и борьба за автономию науки.

8. В. И. Вернадский и учение о ноосфере.

9. История развития этологии.

10. Идеалистические концепции эволюции.

11. Опыты А. Лавуазье по физиологии дыхания.

12. Выяснение сущности оплодотворения у растений.

13. Особенности микробиологии в XX веке.

14. Основные направления и тенденции развития физиологии животных и человека.

15. Изучение биологически активных соединений.

16. Зарождение анатомии и физиологии в эпоху Возрождения.

17. Эпоха Великих географических открытий и ее экологические последствия.

18. Г.Галилей и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

19. А.Левенгук и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

20. Д.Рей и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

21. Дж. Пристли и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

22. К.М. Бэр и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

23. Р. Броун и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

24. Л. Пастер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

25. Ф. Мишер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

26. Н.Н. Любавин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

27. И.Д. Чистяков и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

28. В. Флемминг, П.И. Перемежко и их вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

29. Н.И. Лунин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

30. Н.И. Мечников и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

31. Д.И. Ивановский и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

32. В.И. Беляев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

33. С.Г. Навашин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

34. Н.Ф. Гамалея и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

35. И.П. Павлов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

36. К.А.Тимирязев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

37. А.Н. Северцов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

38. Н.И.Вавилов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

39. А.И. Опарин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

40. С.С.Четвериков и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

41. В.Н. Сукачев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

42. Н. Винер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.

.

Образовательные технологии

Таблица 6

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

№ п/п Тема и форма занятия Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий Кол-во часов
1. Зарождение биологии как науки Л Проблемная лекция
2. История и методология генетики и селекции ПЗ Метод группового решения творческих задач (метод Дельфи)
3. История открытия клетки. Л Лекция-визуализация
4. История создания теории естественного отбора Л Лекция-дискуссия
5. Современные эволюционные представления Л Лекция – пресс-конференция
6. Основные этапы становления ботаники и зоологии. ПЗ Деловая игра
    Всего:

Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 12 часов (22,2% от количества аудиторных часов, отведенных на изучение данной дисциплины).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Наши рекомендации