I. Введение в историю и методологию биологии.
1. Определение биологии как науки.
2. Методология научного познания.
3. История и методология биологии как раздел биологии.
4. Основные вехи в истории биологии.
II. Зарождение биологии как науки.
1. Зарождение естествознания.
2. История биологических наук в Древности.
3. История биологических наук в Античности.
4. Вклад древних восточных цивилизаций в развитие биологических наук.
5. История древней медицины.
6. Значение алхимии для развития химии и биологии.
7. Выдающиеся древнегреческие философы
8. Выдающиеся древнеримские философы.
9. Биология в эпоху Средневековья.
10.Биология в эпоху Возрождения.
11.Выдающиеся естествоиспытатели периода становления биологических наук.
III. История и методология генетики и селекции.
1. Первоначальные представления о наследственности.
2. Зарождение генетики как науки.
3. Развитие генетики в XX в.
4. Последние достижения в области генетических исследований.
IV. История и методология вирусологии и микробиологии.
1. Зарождение микробиологии.
2. Достижения микробиологии в XVIII-XIX вв.
3. Достижения современной микробиологии.
4. Зарождение вирусологии.
5. Достижения вирусологии в XVIII-XIX вв.
6. Достижения современной вирусологии.
7. Зарождение иммунологии.
8. Достижение иммунологии в XVIII-XIX вв.
9. Достижения современной иммунологии.
V. История и методология эволюционного учения.
1. Первые эволюционные учения.
2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
3. Становление синтетической теории эволюции.
4. Современные представления о возникновении развитие жизни на Земле.
5. Современные достижения в области эволюционного учения.
6. Связь генетики и эволюционного учения.
VI. История и методология биохимии.
1. Зарождение биохимии как науки.
2. Основные достижения биохимии XX вв.
3. Последние открытия в области биохимических исследований.
VII. История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии.
1. Зарождение анатомии.
2. Зарождение физиологии.
3. Зарождение эмбриологии.
4. Достижения анатомии, физиологии и эмбриологии в XV-XVIII вв.
5. Современные достижения анатомии, физиологии и эмбриологии.
VIII. История и методология систематики животных и растений.
1. Зарождение ботаники.
2. Зарождение зоологии.
3. Первые попытки классификации живых организмов.
4. Современная классификация живых организмов.
5. Значение классификации для эволюционного учения.
IX. История и методология экологии.
1. Зарождение экологии как науки.
2. Современные достижения в области экологии.
3. Значение экологии и ее место в системе биологических наук.
Учебно-исследовательские работы/рефераты
Примерный перечень тем рефератов
по дисциплине «История биологии»
1. История развития экологии.
2. Развитие экологии животных в XX веке.
3. Некоторые перспективы развития цитологии.
4. Выдающиеся русские физиологи.
5. Биофизические исследования в биологии XX века.
6. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
7. Н. К. Кольцов и борьба за автономию науки.
8. В. И. Вернадский и учение о ноосфере.
9. История развития этологии.
10. Идеалистические концепции эволюции.
11. Опыты А. Лавуазье по физиологии дыхания.
12. Выяснение сущности оплодотворения у растений.
13. Особенности микробиологии в XX веке.
14. Основные направления и тенденции развития физиологии животных и человека.
15. Изучение биологически активных соединений.
16. Зарождение анатомии и физиологии в эпоху Возрождения.
17. Эпоха Великих географических открытий и ее экологические последствия.
18. Г.Галилей и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
19. А.Левенгук и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
20. Д.Рей и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
21. Дж. Пристли и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
22. К.М. Бэр и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
23. Р. Броун и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
24. Л. Пастер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
25. Ф. Мишер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
26. Н.Н. Любавин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
27. И.Д. Чистяков и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
28. В. Флемминг, П.И. Перемежко и их вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
29. Н.И. Лунин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
30. Н.И. Мечников и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
31. Д.И. Ивановский и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
32. В.И. Беляев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
33. С.Г. Навашин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
34. Н.Ф. Гамалея и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
35. И.П. Павлов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
36. К.А.Тимирязев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
37. А.Н. Северцов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
38. Н.И.Вавилов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
39. А.И. Опарин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
40. С.С.Четвериков и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
41. В.Н. Сукачев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
42. Н. Винер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
.
Образовательные технологии
Таблица 6
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п | Тема и форма занятия | Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий | Кол-во часов | |
1. | Зарождение биологии как науки | Л | Проблемная лекция | |
2. | История и методология генетики и селекции | ПЗ | Метод группового решения творческих задач (метод Дельфи) | |
3. | История открытия клетки. | Л | Лекция-визуализация | |
4. | История создания теории естественного отбора | Л | Лекция-дискуссия | |
5. | Современные эволюционные представления | Л | Лекция – пресс-конференция | |
6. | Основные этапы становления ботаники и зоологии. | ПЗ | Деловая игра | |
Всего: |
Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 12 часов (22,2% от количества аудиторных часов, отведенных на изучение данной дисциплины).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины