Тема 12. История и методология экологии.
Первоначальные сведения по экологии. Становление экологии как науки. Разделы и прикладные отрасли современной экологии. Биоэкология – классическая наука и фундамент для природоохранных знаний. Основные концепции, подходы и методы экологии. Связь экологии с другими науками и производственными сферами. Теории происхождения и эволюции биосферы. А.И. Опарин, Д.Б. Холдейн, С. Фокс, С. Миллер. Учение о биосфере Вернадского В.И. Экологическая этика. Биоэтика.
Практические/семинарские занятия
В таблице 4 приведен перечень практических и семинарских занятий с распределением по темам и разделам, с указанием вида промежуточного контроля и количества часов, отводимых на каждую тему.
Таблица 4
Содержание практических/семинарских занятий
И контрольных мероприятий
№ п/п | № раздела | № и название лабораторных/ практических/ семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий | Вид контрольного мероприятия | Кол-во часов |
1. | Раздел 1. Введение в историю биологии. Биология как наука и раздел естествознания. | |||
Тема 1. История биологии как часть биологии и истории культуры. | История биологии как часть биологии и истории культуры. Биология как раздел естествознания. Роль исторического подхода в биологических исследованиях. Взаимосвязь истории и методологии биологии. | - | ||
Раздел 2. Зарождение биологии как науки. Периоды и этапы развития естествознания. | ||||
Тема 2. Зарождение биологии как науки. | Накопление первоначальных знаний о природе в первобытном обществе. Философские системы Древнего мира. Первые научные биологические обобщения (Античная Греция, Древний Рим). Состояние науки в период Средневековья в странах Европы, Ближнего Востока, Китая. Зарождение университетов в позднем Средневековье. Становление науки Нового времени. Эпоха Возрождения, зарождение анатомии и физиологии. Эпоха Великих географических открытий. | Устный опрос | ||
Тема 3. Современное состояние биологии. | Современная биология как наука. Определение понятия «жизнь». Происхождение термина «биология». Определение биологии как науки. Фундаментальные биологические понятия. Дисциплинарная структура современной биологии. Различные формы содержания биологического образования. | Устный опрос | ||
Раздел 3. Развитие научных взглядов на возникновение и эволюцию жизни на Земле. | ||||
Тема 4. Представления о возникновении и развитии жизни на Земле. | Первоначальные сведения о возникновении и развитии жизни на Земле.Биогенез и абиогенез. Карл Линней и его школа. Трансформизм. Создание первой целостной теории эволюции: Ж.Б. Ламарк, «Философия зоологии». Биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель). Кювье. Возникновение палеонтологии и стратиграфии. Первобытная археология и первые данные об антропогенезе. Карл Бэр, эмбриология, принцип рекапитуляции. Чарльз Лайель, становление принципа актуализма. Развитие эволюционных представлений о природе и пропаганда дарвинизма в России в трудах М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, К.Ф. Рулье, К.А. Тимирязева, И.И. Мечникова. | Устный опрос | ||
Тема 5. Дальнейшее развитие эволюционного учения. | Становление синтетической теории эволюции. Вклад советских ученых в синтетическую теорию эволюции (Н.И. Вавилов, А.Н. Северцов, Н.И. Шмальгаузен, Н.К. Кольцов, С.С. Четвериков, Н.В. Тимофеев-Рессовский). Н.А. Северцов. Развитие биогеографии и экологии. В.О. Ковалевский и создание эволюционной палеонтологии. А.О. Ковалевский и И.И. Мечников, создание эволюционной эмбриологии. Современные эволюционные представления. | Устный опрос | ||
Раздел 4. История и методология генетики и селекции. | ||||
Тема 6. История и методология генетики и селекции. | Зарождение генетики как науки (Г.Де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак, 1900). Возникновение и развитие хромосомной теории наследственности Т. Моргана. Возникновение концепции о молекулярном строении хромосом и химической природе гена (Н.К. Кольцов, 1928). Решетка Пеннета (1906).Основные положения учения о мутациях Г. Де Фриза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.Н. Вавилов). История и методология селекции. Генетика и селекция в России и СССР. Становление популяционной генетики. Наука и идеология. Разгром «вейсманизма-морганизма» в СССР. | Устный опрос, доклады | ||
Раздел 5. История и методология вирусологии и микробиологии. | ||||
Тема 7. История открытия клетки. Формирование медицинской микробиологии. | Значение создания микроскопа для биологических наук. Работы Л. Пастера – начало развития современной микробиологии. Систематизация и классификация микроорганизмов. Появление в микробиологии двух направлений – мономорфизма и полиморфизма. Формирование медицинской микробиологии: Р. Кох. | Устный опрос, доклады | ||
Тема 8. Современнее состояние микробиологии. | Разработка методов окраски препаратов крови и простейших организмов (Д.Л. Романовский). Изучение природной мозаичной болезни листьев табака (Д.Н. Ивановский, 1892). Открытие вирусов. Происхождение термина «вирус». «Фильтрующиеся вирусы». Открытие белковой природы вирусов (Стенли, 1932), вирусов у бактерий и актиномицетов. История иммунологии. Открытие антител. Создание первой теории иммунитета. Получение первых сывороток. Вклад И.И. Мечникова и его учеников в развитие микробиологии. | Устный опрос, доклады | ||
Раздел 6. История и методология биохимии | ||||
Тема 9. Становление и развитие биохимии | Первый синтез органического вещества (Ф. Велер, 1928), получение жиров (М. Бертло), углеводов (А.М. Бутлеров), пептидоподобных веществ (А.Л. Данилевский, Э. Фишер), синтез искусственного белка – гормона инсулина (В. Ингрем). Выделение ферментов – уреазы и пепсина (Д. Самнер, Д. Нортроп). Открытие витаминов (Н.И. Лунин, К. Функ). | Устный опрос, доклады | ||
История изучения нуклеиновых кислот. Открытие Ф. Мишером нуклеина в ядрах лейкоцитов (1869). Расшифровка структуры мононуклеотидов (1909). Работы Э. Чагаффа по изучению структуры нуклеиновых кислот (1950-1953). Разработка модели ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик). Основоположники биохимии в России: А.Я. Данилевский, А.И. Ходнев, М.М. Манасеина, И.П. Павлов, С.Е. Северин. | Устный опрос, доклады | |||
Раздел 7. История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии. | ||||
Тема 10. История становления и развития анатомии, физиологии и эмбриологии. | Становление анатомии в античном периоде и в эпоху Средневековья и Возрождения. Основные достижения анатомии и физиологии XVI-XVIIIвв (в трудах Мальпиги, Борели, Морганьи, Биша, Вольфа). Микроскопическое направление в анатомии. | Устный опрос, доклады | ||
Эмбриология животных, краткая история. Преформизм и эпигенез. Идеи К. Вольфа. Зарождение анатомической науки в России. Крупнейшие отечественные анатомы: А.М. Шумлянский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.А. Бец, В.Н. Тонков, Д.И. Зернов, В.П. Воробьёв, П.И. Какузин. | Устный опрос, доклады | |||
Развитие эмбриологии в XIX-ХХ веках. Значение работ К. Бэра. Влияние дарвинизма на эмбриологию. Сравнительно-эволюционное направление (А.С. Ковалевский, Э. Геккель, И.И. Мечников). Исторические корни экспериментальной эмбриологии, её современные задачи. Основные направления описательной, экспериментальной, сравнительной и теоретической эмбриологии. | Устный опрос, доклады | |||
Раздел 8. История и методология систематики животных и растений. | ||||
Тема 11. История и методология систематики животных и растений | Первые попытки классификации растений и животных: Аристотель, Генер, Лецбниц, Дж. Рей. Система природы К. Линнея. Естественные и искусственные классификации. Реформа систематики в трудах Ламарка, Сент-Илера, Кювье. К Бэр и разработка теоретических проблем систематики. | Устный опрос, доклады | ||
Методология современной систематики. Современная классификация. Основные этапы становления ботаники и зоологии. Изучение ископаемых организмов. | Устный опрос, доклады | |||
Раздел 9. История и методология экологии. | ||||
Тема 12. История и методология экологии. | Первоначальные сведения по экологии. Становление экологии как науки. Разделы и прикладные отрасли современной экологии. Биоэкология – классическая наука и фундамент для природоохранных знаний. Основные концепции, подходы и методы экологии. Теории происхождения и эволюции биосферы. А.И. Опарин, Д.Б. Холдейн, С. Фокс, С. Миллер. Учение о биосфере Вернадского В.И. Экологическая этика. Биоэтика. | Устный опрос, доклады | ||
ВСЕГО |
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
Таблица 5
Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
№ п/п | № раздела и темы | Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение в историю биологии. Биология как наука и раздел естествознания. | |||
1. | Тема 1. История биологии как часть биологии и истории культуры. | Прикладные и производственно-технические аспекты использования достижений биологической науки. Общебиологические проблемы естествознания. | |
Раздел 2. Зарождение биологии как науки. Периоды и этапы развития естествознания. | |||
Тема 2. Зарождение биологии как науки. | Зарождение науки в раннерабовладельческих государствах (Месопотамия, Древний Египет). Биологические знания и натурфилософские течения в странах Древнего Востока (Индия, Китай). | ||
Тема 3. Современное состояние биологии. | Критерии живого. Уровни организации живой материи. Место биологии в системе наук. | ||
Раздел 3. Развитие научных взглядов на возникновение и эволюцию жизни на Земле. | |||
Тема 4. Представления о возникновении и развитии жизни на Земле. | Гипотеза самозарождения Аристотеля. Первое экспериментальное опровержение теории самозарождения (Ф. Реди). Опыты Л. Пастера. Возникновение концепции вечности жизни и ее заноса на Землю (С. Аррениус). История создания теории естественного отбора, теоретическое и прикладное значение дарвинизма. | ||
Тема 5. Дальнейшее развитие эволюционного учения. | Основные положения синтетической теории эволюции. | ||
Раздел 4. История и методология генетики и селекции. | |||
Тема 6. История и методология генетики и селекции. | Законы Г. Менделя (1865). Прикладные и производственно-технологические аспекты использования достижений генетики. | ||
Раздел 5. История и методология вирусологии и микробиологии. | |||
Тема 7. История открытия клетки. Формирование медицинской микробиологии. | Эпидемии инфекционных заболеваний и первые успешные попытки борьбы с ними. Открытие, описание и изучение возбудителей инфекционных заболеваний. | ||
Тема 8. Современнее состояние микробиологии. | Анализ современных достижений микробиологии и микробиологического производства. | ||
Раздел 6. История и методология биохимии | |||
Тема 9. Становление и развитие биохимии. | Изучение роли и функции витаминов в жизнедеятельности организмов. Современные успехи биохимии. Расшифровка генетического кода. Клонирование. | ||
Раздел 7. История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии. | |||
Тема 10. История становления и развития анатомии, физиологии и эмбриологии. | Везалий – реформатор анатомии. Гарвей и становление физиологии. Изучение высшей нервной деятельности в работах И.А. Павлова. Связь эмбриологии с цитологией, генетикой и молекулярной биологией. Прикладное значение эмбриологии. | ||
Раздел 8. История и методология систематики животных и растений. | |||
Тема 11. История и методология систематики животных и растений | Эмбриологическое направление в систематике. Прикладные и производственно-технологические аспекты использования достижений систематики животных и растений. | ||
Раздел 9. История и методология экологии. | |||
Тема 12. История и методология экологии. | Связь экологии с другими науками и производственными сферами. | ||
ВСЕГО |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ