Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.
Тема 12. Поведение
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».
Социальные поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общества в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое, групповое, антисоциальное, конкурентное, просоциальное, девиантное, противоправное.
Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности (мода, паника, социальные и политические движения).
Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.
В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
· Связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми.
· Связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
· Связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события, преобразуются по мере изменения сознания людей.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации, обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено.
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
Тема 13. Свобода и ответственность
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д.)
Свобода есть познанная необходимость. То, если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.
Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. Это абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.
Свобода – это возможность поступать так, как хочется.То полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей.
Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Это пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Социальные условия реализации свободы: социальные нормы, место человека в обществе, социализация, формы общественной деятельности, уровня развития общества.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторический конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.
· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.