Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявления в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т.п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т.п.); фантазий, мечты, грез или сновидений.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
· Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
· Когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
· Когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;
· Когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Сознательное | Бессознательное |
Отделяет себя от объекта | Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании |
Обладает механизмом психических связей | Не обладает механизмом психических связей |
Производятся причинно-следственные связи, пространственно- временные ориентиры | Не производятся причинно-следственные связи, пространственно- временные ориентиры |
Проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом | Проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом. |
Тема 11. Самопознание
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным ( выступает в форме самонаблюдения).
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3 – 8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнаванием. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приручает откликаться на него и т.д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учиться словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других людей о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
1. сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
2. оценка других людей;
3. отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка
· Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
· Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на неудачи).
Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.
Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.
Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.