Задачи для решения на занятии и самостоятельной работы
1. Вычислить степень ионизации уксусной кислоты с
К(СН3СООН) = 1,8 · 10 ˉ5) в растворе с молярной концентрацией эквивалента 0,001 моль/л и рН этого раствора.
2. Растворы соляной и уксусной кислот одинаковой молярности разбавили водой в 4 раза. Во сколько раз уменьшилась концентрация ионов водорода в каждом из растворов?
3. Вычислить степень диссоциации уксусной кислоты (К(СН3СООН) = 1,8 · 10 ˉ5) и фенола (КС6Н5ОН = 1,3 · 10 ˉ5) в 0,01 М растворах.
4. Определить концентрацию ионов Н+ в 0,01 М растворе Н2S (t = 25˚С) (Кд = 5,7 · 10 ˉ8)
5. Во сколько раз изменится концентрация ионов ОН ˉ в 0,1 М растворе NH4ОН при добавлении к нему твердого NH4CI до концентрации
1 М? К(NH4ОН )= 1,79 · 10 ˉ5.
6. Ядовитые микроорганизмы Botulinus не могут развиваться, если рН среды менее 4,5. Можно ли использовать 0,3 %-й раствор пищевой уксусной кислоты в качестве консерванта? (ρ = 1 г/мл, α = 0,01).
7. Борную кислоту применяют наружно как антисептическое средство в виде 2 %-го раствора. Вычислить рН этого раствора, если считать, что кислота диссоциирует по первой ступени и степень диссоциации равна 40 %. Плотность раствора принять равной 1 г/мл.
8. «Кислотными» дождями называют атмосферные осадки с рН менее 5,6. Может ли растворение СО2 атмосферных осадков в воде дать рН = 5,6? Решите задачу количественно, учитывая, что в 1 л воды растворяется 0,9 г СО2 (степень диссоциации угольной кислоты по I ступени 0,1%).
9. Найти концентрацию ионов Н+ в 0,01 М растворе циановодородной кислоты (t = 25˚С) КHCN = 7,2 · 10 ˉ10.
10. Вычислить степень диссоциации и концентрацию ионов NH4+ и ОН ˉ в 0,1 М растворе NH4ОН (t = 25˚С), К(NH4ОН) = 1,79 · 10 ˉ5.
Занятие 13. Буферные растворы.
Актуальность темы
Теория кислотно-основного равновесия – основа для усвоения функционирования протолитических буферных систем крови, лимфы и биологических жидкостей. Одним из важнейших физико-химических механизмов, поддерживающих постоянство рН, является механизм буферного действия, связанный с ионными равновесными процессами в растворах.
В организм постоянно поступают и в нем образуются в результате реакций окисления-восстановления, декарбоксилирования и других процессов, кислые продукты в количестве, эквивалентном раствору сильной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л объемом 1,5л. Выводятся кислые продукты почками в виде солей - хлоридов, сульфатов, фосфатов; легкими – в виде углекислоты. В поддержании оптимального уровня рН в организме участвует также кожа, печень, желудочно-кишечный тракт. Это физиологические механизмы регуляции рН среды. Но они не могут справиться с регуляцией рН и вывести избыток кислых продуктов в короткий срок при введении одномоментно большого количества кислых веществ. Буферные системы биологических жидкостей способны нейтрализовать действие этих кислот, удерживая постоянство рН внутренней среды в строго определенной зоне. Отклонение рН от нормы приводит к необратимым патологическим изменениям, поскольку все биохимические реакции протекают в строго определенных интервалах рН.
В практической деятельности врача знание механизма действия буферных систем и их свойств требуется для установления точного диагноза, связанного с нарушением кислотно-основного равновесия, а также для выбора правильного подхода при лечении заболевания. Использование буферных растворов также необходимо при выполнении различных клинических и биохимических анализов, которые требуют постоянства рН среды.
Цель занятия
Изучить механизм буферного действия буферных систем и приобрести практические навыки определения буферной емкости.
Студент должен знать:
· какие растворы называются буферными, их классификация;
· свойства буферных растворов;
· уравнение для расчета С(Н+ ) и С(ОН ˉ ) для буферных растворов и факторы, от которых они зависят;
· что такое буферная емкость; факторы, от которых она зависит;
· буферные системы организма человека и их действие.
Студент должен уметь:
· объяснять механизм буферного действия;
· объяснять влияние концентрации и соотношение компонентов на рН и буферную емкость буферных растворов;
· готовить буферные растворы с заданным значением рН;
· определять цвет индикатора в зависимости от рН среды;
· определять буферную емкость буферных растворов и биологических жидкостей по отношению к кислоте и щелочи;
· оформлять отчет о проделанной работе и на основании полученных данных делать выводы.
Необходимый исходный уровень знаний и умений
1. Основные положения теории электролитической диссоциации Аррениуса.
2. Закон действующих масс. Выражение константы и степени диссоциации слабых электролитов.
3. Принцип Ле-Шателье.
4. Протолитическая теория кислот и оснований Бренстеда и Лоури.
5. Уметь пользоваться пипеткой Мора и владеть методикой титрования.
Содержание занятия
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме занятия.
2. Решение задач.
3. Контрольная работа «Свойства слабых электролитов. Буферные растворы».
Вопросы для подготовки и обсуждения на занятии
1. Кислотность общая, активная, потенциальная. Влияние активной кислотности на биологические процессы.
2. Буферные системы. Механизм буферного действия.
3. Уравнение Гендерсона-Гассельбаха для расчета С(Н+ )и С(ОНˉ ) двух основных типов буферных систем. Факторы, влияющие на рН раствора.
4. Буферная емкость, ее расчет. Факторы, влияющие на буферную емкость.
5. Буферные системы крови. Механизм действия буферных систем крови. Понятие о кислотно-основном равновесии и щелочном резерве крови.