Колыбель «научного креационизма»

Если креационизм – общехристианская мировоззренческая позиция, то научный креационизм – узкое направление в этом широком мировоззренческом спектре мнений, претендующее на роль научной теории. Основоположником младоземельного «научного креационизма» считают Генри Морриса, доктора наук, специалиста по строительной геологии, который в 1961 году опубликовал книгу «Потоп книги Бытия». Основные идеи своего учения он позаимствовал у адвентиста 7-го дня Дж. Мак-Криди Прайса (1870-1963), который в свою очередь почерпнул их у «пророчицы» Елены Уайт, лидера секты адвентистов. Елена Уайт подкрепляла свои идеи «видениями» и «откровениями» [10]. В 1972 году Г. Моррис создал Институт креационных исследований, центр «научного креационизма».

Основные положения «научного креационизма»:

Земле не больше 10 тыс. лет

День творения – 24-часовые сутки

Всемирный потоп – причина залегания останков вымерших видов животных в земных слоях. Потоп случился около 4 тыс. лет назад.

Парниковый эффект – климат на Земле до потопа был мягким, в этом причина гигантизма вымерших растений и животных. Конденсация пара привела к потопу.

Отвержение межвидовой макроэволюции

Отвержение эволюции Вселенной в миллиарды лет

Библия – учебник естествознания, а не только религиозного учения, её следует толковать буквально

Сотворённость мира можно подтвердить научным путём

«Научный креационизм» стал реакцией на засилие материалистической идеологии в образовании, которая расцвела на дарвинизме. Учение Г. Морриса нашло почву в протестантском менталитете с буквалистским толкованием Библии и идеей её самодостаточности. «Научный креационизм» начал внедряться в образование США в 70-е гг. XX в. Однако в 80-е годы образовательные программы стали сворачивать, поскольку большинство учёных выступили с резкой критикой «моррисиан». В вину «научному креационизму» ставят игнорирование множества фактов, которые в настоящей научной теории должны укладываться в непротиворечивую концепцию. Научное сообщество рассматривает сегодня «научный креационизм» как лженауку.

Младоземельный «научный креационизм» - единственное протестантское направление теологии, которое нашло поддержку в православной среде с тех пор, как западные проповедники прибыли на просторы бывшего Советского Союза в начале 1990-х. «Все те же графики, все те же таблицы…» появились в учебниках, например, С.Ю. Вертьянова (настоящая фамилия – Вальшин) [10]. Руководитель центра «Шестоднев» признаёт: «Мы поддерживаем это направление в современной науке в той степени, в которой оно подтверждает мысли Святых Отцов» [29, с. 173]. Вместе с «моррисианским» учением был импортирован и дух фундаментализма: те, кто думает иначе – еретики.

ВЫВОДЫ: Согласование Откровения с наукой – задача человеческой мысли. На этом пути есть две крайности. Одна, озвученная «младоземельным» креационизмом, склонна вовсе игнорировать науку в пользу буквального толкования Библии. В этом её слабость. Другая крайность либерального теистического эволюционизма – далеко отступать от текста Библии в пользу её аллегорического толкования, ради согласования с сегодняшними научными данными. Правильнее обозначить спектр возможных мнений, не нарушающих догматы вероучения и согласных с наукой. Если на какой-то вопрос мы не имеем ответа сегодня, то, возможно, это будет сделано завтра.

Литература:

1. Динозавры Амурской области. http://www.ru-regions.ru/?p=302 или «Семь чудес земли Амурской»: останки динозавров. 29.08.2008 http://www.amur.info/news/2008/08/29/38891

2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html 12 сентября 2005.

3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Часть I. Кн. III Сладострастники. VI Смердяков

4. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания – 2013. Модель «Большого взрыва».

5. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М., 2008. с. 515.

6. Напутствие Святейшего Патриарха Кирилла, изложенное в его резолюции по вопросу об участии о. Константина в конференции с данным докладом. Прот. Константин Буфеев. Дарвинизм как антихристианское учение и отношение к нему Святых Отцов Православной Церкви http://www.scienceandapologetics.org/text/358.htm

7. cвященник Даниил Сысоев. Эволюционизм в свете православного учения http://www.sysoev2.narod.ru/evolution.htm

8. Шестоднев против эволюции. – М., 2000. С. 181, 200-201, 204. Цит. по: Творение или эволюция: битва с ветряными мельницами. Андрей Печерный http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/nauka/stat/Tvorenie-ili-Evolyuchiya.htm

9. Прот. Константин Буфеев. Дарвинизм как антихристианское учение и отношение к нему Святых Отцов Православной Церкви http://www.scienceandapologetics.org/text/358.htm

10. Ромашко Андрей, священник. О сектантском происхождении так называемого научного креационизма. http://iriney.ru/main/polemika/o-sektantskom-proisxozhdenii-tak-nazyivaemogo-nauchnogo-kreaczionizma.html 02.02.2009.

11. Лаломов А. В. Подлый удар в спину эволюционизма со стороны окаменелостей. 2004. Цит. по: П. В. Пучков, И. И. Дзеверин, И. В. Довгаль. Честный ответ автору «Подлого Удара». http://ateism.ru/article.htm?no=1343

12. протоиерей Константин Буфеев./ телевизионная программа «Ничего личного». /Теория эволюции Дарвина против креационизма. http://www.youtube.com/watch?v=B7935ZSHxe4

13. Доказательства эволюции. Под редакцией А. В. Маркова. – б/м., 2010. http://evolbiol.ru/evidence01.htm

14. Александр Лаломов. ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ СОТВОРЕНИЕ? 24 марта 2008. http://www.pravoslavie.ru/smi/36554.htm

15. АЛХИМИЯ, золото из свинца или путь к благородству. http://istina1888.narod.ru/22AA.HTM

16. А. В. Гоманьков. ИДЕИ НОМОГЕНЕЗА В ТВОРЕНИЯХ СВ. БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА. Доклад на семинаре «Наука и вера» при ПСТГУ 28/XI-2007 г. http://pstgu.ru/pic/dcontent/10865.sl_description.goman%27kov_28.11.07.htm

17. Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука. – М., 1996. с. 48.

18. Марков. А. Эволюция человека. Кн. 1: Обезьяны, кости и гены. – М., 2012.

19. Фигурки Акамбаро. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фигурки_Акамбаро

20. Пэлюкси: грустная история о том, как динозавры прошлись по креационистам. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/nauka/stat/pel/pel.htm

21. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. – М., 2006. http://royallib.ru/book/porshnev_boris/o_nachale_chelovecheskoy_istorii.html

22. Копейкин Кирилл, протоиерей. Чудо, что люди еще ищут истину. http://gazeta.aif.ru/_/online/spb/659/04

23. Нилус. С. Великое в малом. – СПб., 1996. С.170-171.

24. Святитель Феофан Затворник: Житие, изречения, святыни. — М., 2012. с. 35.

25. Святитель Феофан Затворник. Письма. Выпуск II. Письмо 264 http://orthodox.ru/olb/feofan1/0264.php

26. иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию (письмо А. Каломиросу) http://lib.pravmir.ru/library/readbook/909

27. Пий XII, Папа. Humani Generis. http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1321-pij-xii-papa-humani-gener.html

28. “Богословские исследования” (сентябрь-октябрь 1960 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1961, № 10. сс. 76-77 Цит. по: Кураев Андрей, протодиакон. Может ли православный быть эволюционистом?

29. Буфеев Константин, священник. Православное вероучение и теория эволюции.

30. Гайслер Н. Л. Энциклопедия христианской апологетики. – СПб., 2004.

31. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 2004, с. 9.

32. Зубов А. Б. Лекции по истории религий. – М., 2011. с. 20.

33. Поршнев Б. Ф. О Начале Человеческой Истории (Проблемы Палеопсихологии). Гл. 2., II. Восстановление Идеи

34. Гаплогруппы Y-ДНК человека. http://www.garshin.ru/evolution/anthropology/populations/haplogroups/y-dna/index.html

35. Митохондриальная Ева. https://ru.wikipedia.org/wiki/Митохондриальная_Ева

36. Генетическая история человечества. http://ralimurad.narod.ru/lib/gordon/genhistory/index.html

37. Мельница мифов: новые сказки про Адама и Еву. http://www.pravda.ru/science/useful/23-11-2012/1134717-eva_adam-0/

38. Александр Тимофеев, священник. Креационизм или эволюция? 17 ноября 2012. http://www.pravmir.ru/kreacionizm-ili-evolyuciya/

39. Василий Великий. Беседы на шестоднев /Творения. С. 36-37. Т.I, - М., 1991.

40. Августин. О Граде Божием. Кн. 11. Гл. VI. – Мн., М., 2000. С. 520.

41. прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия // Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901, // Репринт: М., 1995. с. 210.

42. Андрей Печерный. Творение или эволюция: битва с ветряными мельницами. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/nauka/stat/Tvorenie-ili-Evolyuchiya.htm

43. Серафим Роуз, иеромонах. Православное понимание книги Бытия. 1998.

44. Кураев Андрей, протодиакон. Может ли православный быть эволюционистом?

45. Темплтонский лауреат Франциско Айала: Эволюция и христианство совместимы. 02.09.2010. http://web.archive.org/web/20131030134622/http://www.pravmir.ru/templtonovskij-laureat-francisko-ajala-evolyuciya-obyasnyaet-proisxozhdenie-zla-na-zemle/print/

46. Кураев Андрей, протодиакон. Мужчина и женщина в Книге Бытия. / “Альфа и Омега”, № 9, 1996 http://www.pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina-v-knige-bytiya/ 23 марта 2012.

47. Василий (Родзянко), епископ. Теория распада вселенной и вера отцов. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/188

48. Отец Александр Мень отвечает на вопросы. – М., 1999, с. 34.

49. Антропный принцип. https://ru.wikipedia.org/wiki/Антропный_принцип Тонкая настройка Вселенной. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тонкая_настройка_Вселенной

50. Докинз Р., Уильямс Р., архиеп. Диспут о Боге и эволюции. http://phoslogikis.ortox.ru/biblioteka/view/id/1127315

51. Адамейко И.И., Романов Р.А. Об изменившемся мире: грехопадение и палеонтологическая летопись. http://phoslogikis.ortox.ru/biblioteka/view/id/1146130

52. Патриарх Кирилл: Только благодать может остановить цивилизационную энтропию. 01/04/2013 http://www.rosbalt.ru/main/2013/04/01/1112288.html

Наши рекомендации