Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника ФГБОУ ДПО
Нижегородский учебный центр ФПС
полковник внутренней службы
_________________ Е.Н. Русинов
«_____» _______________ 2014 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия по дисциплине
«Пожарная техника»
со слушателями профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный»
Тема № 10. Приборы и аппараты пенного тушения.
Рассмотрено на заседании цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
Протокол № ___
от « ___ » ______________ 2014 г.
Время занятия: 90 мин.
I. Цель занятия:
- учебная: ознакомить слушателей с назначением, устройством, техническими характеристиками, порядком испытаний и эксплуатации приборов и аппаратов пенного тушения;
- воспитательная: привить слушателям чувство ответственности к содержанию в исправном состоянии приборов и аппаратов пенного тушения, бережного отношения к пожарно-техническому вооружению.
II. Метод проведения занятия: классно-групповой
III. Место проведения: аудитория № 324
IV. Учебно-материальное обеспечение:
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, доска.
2. Демонстрационные: плакаты, презентация.
V. Литература:
- основная:
1. Теребнев В.В. Пожарная техника: Пожарно-техническое вооружение, устройство и применение. - М.: Центр Пропаганды, 2007. – 328 с.
2. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТРО-01-2002) (приказ МЧС России от 31.12.2002 № 630).
- дополнительная:
1. Повзик Я.С. Справочник РТП, М.: ЗАО «Спецтехника», 2000 г.
2. НПБ 304-2001 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».
3. НПБ 189-00 «Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний».
VI. Расчет учебного времени:
1. Организационный момент: 5 мин.
2. Опрос слушателей по ранее пройденному материалу: 10 мин.
1. Назовите виды пожарных рукавов и их классификацию.
2. Расскажите о назначении и устройстве всасывающих рукавов, дайте краткую характеристику.
3. Расскажите о назначении и устройстве напорных рукавов, дайте краткую характеристику.
4. Расскажите о назначении и устройстве рукавного оборудования: рукавного водосборника ВС-125, соединительных головок, сетки всасывающей СВ-125, пожарного разветвления РТ-80.
Изложение нового материала: 65 мин.
№ п./п. | Учебные вопросы: | Время, мин. |
1. | Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями | |
2. | Приборы и аппараты пенного тушения: пеносмесители, дозирующие вставки, воздушно-пенные стволы, пеногенераторы, пеносливные устройства. Назначение, устройство, технические характеристики, эксплуатация и меры безопасности при работе. | |
Закрепление нового материала 5 | ||
•Виды пены, их физико-химические и огнетушащие свойства. •Виды и назначение пенообразователей и смачивателей. •Меры безопасности при работе с пенообразователями. •Назначение, устройство, техническая характеристика пеносмесителя ПС-2. •Назначение, устройство, техническая характеристика воздушно-пенных стволов. •Назначение, устройство, техническая характеристика пенного генератора ГПС-600. | ||
Задание на самостоятельную подготовку 5 мин. |
Разработал:
преподаватель цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
старший лейтенант внутренней службы А.И. Пимушкин
« ____ » ___________________ 2014 г.
План-конспект для проведения занятия по теме:
«Приборы и аппараты пенного тушения»
№ п./п. | Изучаемый материал | Методические рекомендации | ||||||
1. | Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями. Виды пены, их состав, физико-химические и огнетушащие свойства, порядок получения и область применения. Пена - дисперсная система, состоящая из ячеек - пузырьков воздуха (газа), разделенных пленками жидкости, содержащей стабилизатор пены. Виды пены по способу получения: -химическая пена – получают в результате химической реакции щелочной и кислотной составляющих (выделяющийся углекислый газ вспенивает водный щелочной раствор); -воздушно-механическая пена – получают механическим перемешиванием пенообразующего раствора с воздухом. Физико-химические свойства пены: -устойчивость – способность пены сохранять первоначальные свойства (противостоять разрушению в течение определенного времени); -кратность - отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене; -вязкость - способность пены к растеканию по поверхности; -дисперсность - степень измельчения пузырьков (размеры пузырьков); -электропроводность – способность проводить электрический ток. Огнетушащие свойства пены: -изолирующее действие (пена препятствует поступлению в зону горения горючих паров и газов, в результате чего горение прекращается); -охлаждающее действие (в значительной степени присуще пене низкой кратности, содержащим большое количество жидкости). Виды пены по кратности: -пены низкой кратности - кратность пены от 4 до 20 (получают стволами СВП, пеносливными устройствами); -пены средней кратности - кратность пены от 21 до 200 (получают генераторами ГПС); -пены высокой кратности - кратность пены более 200 (получают путем принудительного нагнетания воздуха). Область применения: Пена широко применяется для тушения пожаров твердых (пожары класса А) и жидких веществ (пожары класса В), не вступающих во взаимодействие с водой, и в первую очередь - для тушения пожаров нефтепродуктов. Достоинства пены как средства тушения: -существенное сокращение расхода воды; -возможность тушения пожаров больших площадей; -возможность объемного тушения; -возможность подслойного тушения нефтепродуктов в резервуарах; -повышенная (по сравнению с водой) смачивающая способность. -при тушении пеной не требуется одновременное перекрытие всего зеркала горения, поскольку пена способна растекаться по поверхности горящего материала. Пенообразователи: назначение, классификация, виды, состав, свойства, правила хранения и проверка качества. Пенообразователь (пенный концентрат) -концентрированный водный раствор стабилизатора пены (поверхностно-активного вещества), образующий при смешивании с водой рабочий раствор пенообразователя. Пенообразователи предназначены для получения с помощью пожарной техники воздушно-механической пены или растворов смачивателей, используемых для тушения пожаров классов А (горение твердых веществ) и В (горение жидких веществ). Пенообразователи в зависимости от химического состава (поверхностно-активной основы) подразделяются на: -синтетические (с), -фторсинтетические (фс), -протеиновые (п), -фторпротеиновые (фп). Пенообразователи в зависимости от способности образовывать огнетушащую пену на стандартном пожарном оборудовании подразделяются на: -пенообразователи для тушения пожаров пеной низкой кратности (кратность пены от 4 до 20); -пенообразователи для тушения пожаров пеной средней кратности (кратность пены от 21 до 200); -пенообразователи для тушения пожаров пеной высокой кратности (кратность пены более 200). Пенообразователи в зависимости от применимости для тушения пожаров различных классов по ГОСТ 27331 подразделяются на: -пенообразователи для тушения пожаров класса А; -пенообразователи для тушения пожаров класса В. Пенообразователи в зависимости от возможности использования воды с различным содержанием неорганических солей подразделяются на типы: -пенообразователи для получения огнетушащей пены с использованием питьевой воды; -пенообразователи для получения огнетушащей пены с использованием жесткой воды; -пенообразователи для получения огнетушащей пены с использованием морской воды. Пенообразователи в зависимости от способности разлагаться под действием микрофлоры водоемов и почв согласно ГОСТ Р 50595 подразделяются на: -быстро разлагаемые, -умеренно разлагаемые, -медленно разлагаемые, -чрезвычайно медленно разлагаемые. Классы пенообразователей для тушения пожаров по совокупности показателей назначения: 1. - пленкообразующие пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей подачей пены низкой кратности на поверхность и в слой нефтепродукта; 2. - пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей мягкой подачей пены низкой кратности; 3. - пенообразователи целевого назначения, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей подачей пены средней кратности; 4. - пенообразователи общего назначения, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей пеной средней кратности и тушения пожаров твердых горючих материалов пеной низкой кратности и водным раствором смачивателя; 5. - пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей подачей пены высокой кратности; 6. - пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей. Пенообразователи имеют условное обозначение, в котором указываются: -класс пенообразователя; -вид пенообразователя; -значение концентрации пенообразователя в рабочем растворе; -химическая природа пенообразователя. Пенообразователи класса 1, 2, 3, 4, 5 и 6 в условном обозначении имеют индекс соответственно 1Н, 2Н, 3С, 4С, 5В и 6. Пенообразователи класса 1 и 2,образующие огнетушащую пену средней и высокой кратности, в условном обозначении имеют индекс соответственно 1НСВи 2НСВ. Пенообразователи класса 1 и 2, образующие огнетушащую пену средней кратности, в условном обозначении имеют индекс соответственно 1НСи 2НС. Пенообразователи класса 1 и 2, образующие огнетушащую пену высокой кратности, в условном обозначении имеют индекс соответственно 1НВи 2НВ. Пенообразователи класса 3, образующие огнетушащую пену высокой кратности, в условном обозначении имеют индекс 3СВ. При способности пенообразователя класса 6 образовывать огнетушащую пену низкой, средней и высокой кратности в его условном обозначении указывается соответствующий индекс Н, С, В. Отсутствие соответствующего индекса означает, что пенообразователь не рекомендуется использовать для тушения пожаров пеной данной кратности. При рекомендациях производителя использовать пенообразователь класса 6 при тушении водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей с различной концентрацией в его условном обозначении указывается значение концентрации пенообразователя в рабочем растворе при тушении водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей. При рекомендациях производителя использовать пенообразователь класса 1, 2, 3, 5 и 6дополнительно для тушения пожаров твердых горючих материалов в его условном обозначении указывается индекс А. Пример условного обозначения пенообразователя 2 НСВ - 6 фс
|
Дозирующие вставки.
Рисунок 2. Дозирующая вставка:
1 - манометр, 2 – корпус, 3 – соединит. головки,
4 - приемный патрубок, 5 – дозирующая шайба
Дозирующие вставки предназначены для введения пенообразователя в поток воды из цистерны пожарного автомобиля пенного пожаротушения. Дозирующие вставки устанавливают чаще всего в напорных рукавных линиях в тех случаях, когда необходимо обеспечить большие расходы пенообразующего раствора, например для питания пеноподъемников с двумя-тремя пеногенераторами ГПС-600 или одного ГПС-2000.
Дозирующая вставка состоит из: цилиндрического корпуса 2 с соединительными головками 3 для пожарных рукавов, по которым поступает вода. Пенообразователь во вставку поступает от насоса пожарного автомобиля пенного тушения по пожарному рукаву через дозирующую шайбу 5, расположенную в приемном патрубке 4.
Площадь отверстия дозирующей шайбы определяют по формуле:
,
где Q – расход пенообразователя, м куб./с;
m - коэффициент расхода,
g – ускорение свободного падения, м/с кв.,
D H – разность напоров в рукавной линии с пенообразователем и водой, м (D H = Hп - Hв).
При подаче пенообразователя в дозирующую вставку насос, подающий пенообразователь, должен создавать напор от 2 до 30 м (в зависимости от числа подключенных пеногенераторов) и всегда должен быть выше напора в рукавной линии.
Дозирующие вставки можно устанавливать и на всасывающей линии. В этом случае они должны быть оборудованы соответствующими присоединительными головками.
Стволы воздушно-пенные.
Рисунок 3. СВПЭ: 1 – шланг дюритовый,
2 – ниппель, 3 – вакуумная камера,
4 – выходная камера, 5 – кожух,
6 – приемная камера, 7 – соединительная головка
Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены низкой кратности (до 20) и подачи её в очаг пожара.
Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасывания пенообразователя непосредственно у ствола из ранцевого бачка или другой емкости.
Рисунок 4. СВП: 1 – корпус ствола,
2 – отверстия, 3 – конусная камера,
4 – отверстия в кожухе, 5 – кожух
Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединительная головка 7 для присоединения пожарного рукава, а с другой - кожух 5, в котором пенообразующий раствор перемешивается с воздухом и. формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная 6, вакуумная 3 и выходная 4. На вакуумной камере расположен ниппель 2 диаметром 16 мм для присоединения шланга 1, через который всасывается пенообразователь.
Принцип работы ствола СВП следующий:
Пенообразующий раствор, проходя через отверстия 2 в корпусе ствола 1, создает в конусной камере 3 разрежение, благодаря чему воздух подсасывается через восемь отверстий, равномерно расположенных в кожухе 5 ствола. Поступающий в кожух воздух интенсивно перемешивается с пенообразующим раствором и образует на выходе из ствола струю воздушно-механической пены.
Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приёмную камеру поступает не пенообразующий раствор, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, создает разрежение в вакуумной камере. Через ниппель в вакуумную камеру по шлангу из ранцевого бачка или другой емкости подсасывается пенообразователь.
Воздушно-пенные стволы СВПЭ и СВП надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в вакуумную камеру посторонних предметов или применения пенообразователя с пониженными пенообразующими свойствами. В этом случае ствол следует разобрать, а при необходимости заменить пенообразователь.
Возможными причинами нарушения нормальной работы ствола СВПЭ могут быть закупоривание всасывающего шланга посторонними предметами, отслоившейся тканью шланга, опускание шланга до упора на дно сосуда с пенообразователем. В последнем случае следует приподнять шланг и, если работа ствола не улучшится, снять и проверить его. При эксплуатации воздушно-пенные стволы СВПЭ и СВП не требуют особого ухода. Необходимо следить лишь за тем, чтобы поверхность кожуха не была смята, прокладка на присоединительной части была исправна, а ствол после работы промыт чистой водой.
Пеногенераторы.
Рисунок 5. ГПС-600 ГПС-600П
ГПС-2000 Рисунок 6. ГПС-100
Рисунок 7. ГПС-100П
Генераторы пены средней кратности предназначены для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены средней кратности и подачи её в очаг пожара.
Рисунок 8. ГПС
1 – кассета сеток, 2 – ремень, 3 – корпус,
4 – корпус распылителя, 5 – соединительная головка.
Пеногенератор состоит из:
пакета сеток 1,
ремня 2,
корпуса 3,
корпуса распылителя с направляющим устройством 4,
соединительная головка 5.
Принцип работы генераторов ГПС:
6 %-ный пенообразующий раствор по рукавам подается к распылителю пеногенератора, в котором поток измельчается на отдельные капли. Конгломерат капель раствора при движении от распылителя к сетке подсасывает воздух из внешней среды в диффузор корпуса генератора. Смесь капель пенообразующего раствора и воздуха попадает на пакет сеток. На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок, которые, замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдельные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.
При эксплуатации особое внимание обращают на состояние пакета сеток, предохраняя их от коррозии и механических повреждений.
Пеногенераторы ГПС чаще всего применяют как ручные стволы, однако в некоторых случаях их устанавливаются стационарно. Аэродромные пожарные автомобили комплектуют не только ручными генераторами ГПС, но и стационарными, установленными в подбамперных пространствах для создания пенной полосы перед пожарным автомобилем и за ним. Стационарно устанавливают пеногенераторы в пенных камерах резервуаров с горючими жидкостями, а также в некоторых установках автоматического пожаротушения.
Пеносливные устройства.
Пеносливные устройства предназначены для тушения пожаров жидкостей в резервуарах.
Пеносливные устройства подразделяют на:
стационарные;
передвижные.
К стационарным пеносливным устройствам относятся:
пеносливная камера;
стационарный генератор воздушно-механической пены.
Рисунок 9.
Универсальная пеносливная камера
1, 2 – крышка, 3 – корпус, 4 – труба,
5 – струйный насадок, 6 – подводящая труба,
7 – патрубок.
Универсальная пеносливная камера предназначена для подачи в резервуар огнетушащей пены.
Она состоит из корпуса 3 с крышкой 1, к которому приварен патрубок 7 для слива пены в резервуар.
Через днище камеры в корпус введена труба 4 с крышкой из целлулоуда. В нижней части трубы закреплен струйный насадок 5. К трубе 4 прикреплены три трубы 6: центральная и две боковые, оканчивающиеся пожарными соединительными головками. Боковые трубы предназначены для подачи в камеру химической пены (при этом на центральную трубу надевают заглушку), а центральная труба - для подачи водного раствора пенообразователя для образования воздушно-механической пены.
После перегорания целлулоидной диафрагмы (3-5 мин) пенообразующий раствор поступает к насадку 5 и входит в диффузор. В камере создается разрежение, в результате которого через боковые патрубки 6 подсасывается воздух и на выходе из трубы 4 образуется воздушно-механическая пена, которая через патрубок 7 поступает в резервуар. При тушении пожара в резервуаре воздушно-механической пеной к среднему патрубку подается 4-х %ный водный раствор пенообразователя с расходом 17 л/с при напоре перед насадком 5 не менее 60 м. Получают до 150 л/с воздушно-механической пены кратностью 8,5.
Пеносливная камера отличается от универсальной отсутствием устройства для получения воздушно-механической пены, т.е. трубы 4, насадка 5, диафрагмы.
Рисунок 10.
Передвижные пеносливные устройства предназначены для подачи пены в резервуары с нефтепродуктами. К месту пожара их доставляют транспортными средствами. В качестве передвижных пеносливных устройств применяют телескопические подъемники-пеносливы.
Подъемник-пенослив состоит из опорного ствола с опорными рычагами, телескопического механизма выдвигания, гребенки, двух генераторов пены ГПС-600 и двух шестов для подъема и опускания подъемника.
Стол служит опорой подъемника-пенослива и состоит из центральной трубы, приваренной к диску. Диск имеет три шарнирно укрепленных рычага, увеличивающих площадь опоры ствола. На каждом рычаге имеется зуб для лучшего сцепления с грунтом. В верхнюю часть опорного стола входит шпиндель наружной трубы, который фиксируется стопорным винтом.
В наружной трубе расположена выдвигающаяся внутренняя труба. Для герметичности между трубами установлен сальник. К наружной трубе приварены два патрубка для присоединения напорных рукавных линий. К верхней части наружной трубы прикреплены скобы для растяжек и кронштейн, на котором укреплен валик с роликом механизма выдвижения. Нижний узел состоит из вала с барабаном и фиксатором. Вал с обеих сторон снабжен рукоятками для привода. На барабан намотаны два троса: один предназначен для выдвигания, другой — для сдвигания внутренней трубы. При помощи фиксатора на барабане можно установить подъемник на нужной высоте.
В верхней части внутренней трубы имеется резьбовая муфта для присоединения удлинителя, который представляет собой отрезок трубы с двумя гайками, предназначенными для присоединения к внутренней трубе и гребенке. Гребенка состоит из вертикальной и горизонтальной труб. Горизонтальная труба имеет два патрубка с соединительными головками для присоединения ГПС-600. Модернизированный телескопический подъемник-пенослив доставляют к месту пожара транспортными средствами и собирают на месте в горизонтальном положении.
Пенообразующий раствор подают к пеносливу от пожарных насосов. Воздушно-механическая пена поступает из 2-х ГПС-600.
К неисправностям телескопических подъемников-пеносливов относится перекос внутренней трубы в сальнике или муфте. Неисправный сальник необходимо заменить. После работы пенослив промывают водой и заново смазывают все валики, ролики и барабан подъемного механизма. После работы генераторы осматривают, поврежденные сетки или корпус ремонтируют. Вмятины на корпусе выравнивают. Тросы и растяжки перед постановкой в боевой расчет испытывают на прочность в соответствии с паспортом завода-изготовителя.
Рисунок 11. Ствол пожарный лафетный комбинированный ПЛС-60КС
1 - кожух; 2 - насадок; 3 - успокоитель;
4 - выпрямитель; 5 - ствол; 6 - распылитель;
7 - рычаг; 8 - переключатель; 9 - фиксатор;
10 - разветвление; 11 - тройник; 12 – фланец.
Ствол пожарный лафетный комбинированный ПЛС-60КС предназначен для создания и направления струи воды или воздушно-механической пены при тушении пожаров и входит в комплект пожарного автомобиля.
Он изготовлен по схеме «труба в трубе» и состоит из тройника 11, фланца 12 для присоединения к водоисточнику, разветвления 10, распылителя 6, ствола для формирования водяной струи 5 с насадком 2, кожух (ствола для получения воздушно-механической пены) 1, выпрямителя 4 и успокоителя 3, смонтированных в стволе, переключающего устройства 8 и рычагов управления 7. Разветвление 10 шарнирно закреплено на приемном корпусе, который соединен с опорным фланцем. На разветвлении 10 и тройнике 11 укреплен механизм фиксации ствола 9. Внутри ствола 5 установлен четырехлопастный успокоитель. Благодаря наличию обратных клапанов можно присоединять и заменять рукавную линию без прекращения работы лафетного ствола.
Принцип работы ствола следующий: По стволу 5, оканчивающемуся насадком с внутренним выходным отверстием диаметром 28 мм, подается компактная струя воды или раствор смачивателя. При этом рукоятка в патрубке должна находиться в положении В (вода). При переключении рукоятки в положение П (пена) перекрываются отверстия переключателя 8, и подаваемый раствор пенообразователя, проходя через боковые отверстия в трубе, подсасывает воздух. В кольцевом промежутке между стволом 5 и кожухом 1 образуется воздушно-механическая пена, которая подается в очаг пожара.
Стволом управляет человек, пользуясь рукояткой, которая фиксируется вентилем в положении, удобном для работы. Все поворотные соединения уплотнены кольцевыми резиновыми манжетами.
Устойчивость при действии реактивной силы, возникающей при подаче воды и стремящейся опрокинуть ствол, обеспечивается опорой, состоящей из съемного лафета, который представляет собой две симметрично изогнутые лапы с шипами.
Рисунок 12. Стационарный лафетный ствол комбинированный СПЛК-20С:
1 – кожух; 2 - насадок; 3 - труба;
4 - фиксирующее устройство; 5 - фланец;
6, 8 - рукоятки; 7 - золотник; 9 - патрубок
Ствол стационарный СПЛК-20С является модификацией переносного лафетного ствола СПЛК-20П и отличается от него отсутствием приемного корпуса и опоры (лафета). Ствол устанавливают стационарно (обычно на кабинах пожарных автоцистерн) и используют для создания и направления струи воды или воздушно-механической пены при тушении пожаров.
Принцип работы пожарного лафетного ствола СПЛК-20С аналогичен работе стволов ПЛС-40С и ПЛС-60С.
ЗАДАНИЕ
на самостоятельную подготовку
Категория обучаемых:профессиональная подготовка пожарных,
группа №
Дата:201 года
Место проведения:учебный класс №____
Предмет обучения:Пожарная техника
Тема: «Приборы и аппараты пенного тушения»
Цель:Углубление и закрепление знаний полученных на уроке, развитие навыков активного самостоятельного поиска и получения дополнительных знаний.
Учебные вопросы:
1. Виды пены, их физико-химические и огнетушащие свойства.
2. Виды и назначение пенообразователей и смачивателей.
3. Меры безопасности при работе с пенообразователями.
4. Назначение, устройство, техническая характеристика пеносмесителя ПС-2.
5. Назначение, устройство, техническая характеристика воздушно-пенных стволов.
6. Назначение, устройство, техническая характеристика пенного генератора ГПС-600.
Литература:
1. В.В. Теребнёв, Н.И. Ульянов, В.А. Грачёв. «Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение – Центр Пропаганды, 2007. 328 с.
2. М.Д. Безбородько и др., «Пожарно-техническое вооружение», М.: Стройиздат, 1981 г.
3. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (приказ МЧС России № 630 от 31.12.2002 г.)
4. НПБ 304-2001 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».
5. НПБ 189-00 «Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний».
6. Изучить законспектированный материал.
Составил преподаватель: _____________________________ Пимушкин А.И.
Задание принял:________________________________
(подпись сотрудника учебного отдела)
« » 201 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника ФГБОУ ДПО
Нижегородский учебный центр ФПС
полковник внутренней службы
_________________ Е.Н. Русинов
«_____» _______________ 2014 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия по дисциплине
«Пожарная техника»
со слушателями профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный»
Тема № 10. Приборы и аппараты пенного тушения.
Рассмотрено на заседании цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
Протокол № ___
от « ___ » ______________ 2014 г.
Время занятия: 90 мин.
I. Цель занятия:
- учебная: ознакомить слушателей с назначением, устройством, техническими характеристиками, порядком испытаний и эксплуатации приборов и аппаратов пенного тушения;
- воспитательная: привить слушателям чувство ответственности к содержанию в исправном состоянии приборов и аппаратов пенного тушения, бережного отношения к пожарно-техническому вооружению.
II. Метод проведения занятия: классно-групповой
III. Место проведения: аудитория № 324
IV. Учебно-материальное обеспечение:
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, доска.
2. Демонстрационные: плакаты, презентация.
V. Литература:
- основная:
1. Теребнев В.В. Пожарная техника: Пожарно-техническое вооружение, устройство и применение. - М.: Центр Пропаганды, 2007. – 328 с.
2. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТРО-01-2002) (приказ МЧС России от 31.12.2002 № 630).
- дополнительная:
1. Повзик Я.С. Справочник РТП, М.: ЗАО «Спецтехника», 2000 г.
2. НПБ 304-2001 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».
3. НПБ 189-00 «Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний».
VI. Расчет учебного времени:
1. Организационный момент: 5 мин.
2. Опрос слушателей по ранее пройденному материалу: 10 мин.
1. Назовите виды пожарных рукавов и их классификацию.
2. Расскажите о назначении и устройстве всасывающих рукавов, дайте краткую характеристику.
3. Расскажите о назначении и устройстве напорных рукавов, дайте краткую характеристику.
4. Расскажите о назначении и устройстве рукавного оборудования: рукавного водосборника ВС-125, соединительных головок, сетки всасывающей СВ-125, пожарного разветвления РТ-80.
Изложение нового материала: 65 мин.
№ п./п. | Учебные вопросы: | Время, мин. |
1. | Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями | |
2. | Приборы и аппараты пенного тушения: пеносмесители, дозирующие вставки, воздушно-пенные стволы, пеногенераторы, пеносливные устройства. Назначение, устройство, технические характеристики, эксплуатация и меры безопасности при работе. | |
Закрепление нового материала 5 | ||
•Виды пены, их физико-химические и огнетушащие свойства. •Виды и назначение пенообразователей и смачивателей. •Меры безопасности при работе с пенообразователями. •Назначение, устройство, техническая характеристика пеносмесителя ПС-2. •Назначение, устройство, техническая характеристика воздушно-пенных стволов. •Назначение, устройство, техническая характеристика пенного генератора ГПС-600. | ||
Задание на самостоятельную подготовку 5 мин. |
Разработал:
преподаватель цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
старший лейтенант внутренней службы А.И. Пимушкин
« ____ » ___________________ 2014 г.
План-конспект для проведения занятия по теме:
«Приборы и аппараты пенного тушения»
№ п./п. | Изучаемый материал | Методические рекомендации |
1. | Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями. Виды пены, их состав, физико-химические и огнетушащие свойства, порядок получения и область применения. Пена - дисперсная система, состоящая из ячеек - пузырьков воздуха (газа), разделенных пленками жидкости, содержащей стабилизатор пены. Виды пены по способу получения: -химическая пена – получают в результате химической реакции щелочной и кислотной составляющих (выделяющийся углекислый газ вспенивает водный щелочной раствор); -воздушно-механическая пена – получают механическим перемешиванием пенообразующего раствора с воздухом. Физико-химические свойства пены: -устойчивость – способность пены сохранять первоначальные свойства (противостоять разрушению в течение определенного времени); -кратность - отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене; -вязкость - способность пены к растеканию по поверхности; -дисперсность - степень измельчения пузырьков (размеры пузырьков); -электропроводность – способность проводить электрический ток. Огнетушащие свойства пены: -изолирующее действие (пена препятствует поступлению в зону горения горючих паров и газов, в результате чего горение прекращается); -охлаждающее действие (в значительной степени присуще пене низкой кратности, содержащим большое количество жидкости). Виды пены по кратности: -пены низкой кратности - кратность пены от 4 до 20 (получают стволами СВП, пеносливными устройствами); -пены средней кратности - кратность пены от 21 до 200 (получают генераторами ГПС); -пены высокой кратности - кратность пены более 200 (получают путем принудительного нагнетания воздуха). Область применения: Пена широко применяется для тушения пожаров твердых (пожары класса А) и жидких веществ (пожары класса В), не вступающих во взаимодействие с водой, и в первую очередь - для тушения пожаров нефтепродуктов. Достоинства пены как средства тушения: -существенное сокращение расхода воды; -возможность тушения пожаров больших площадей; -возможность объемного тушения; -возможность подслойного тушения нефтепродуктов в резервуарах; -повышенная (по сравнению с водой) смачивающая способность. -при тушении пеной не требуется одновременное перекрытие всего зеркала горения, поскольку пена способна растекаться по поверхности горящего материала. Пенообразователи: назначение, классификация, виды, состав, свойства, правила хранения и проверка качества. Пенообразователь (пенный концентрат) -концентрированный водный раствор стабилизатора пены (поверхностно-активного вещест< Наши рекомендации
|