Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ
Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ГИА-11 (ЕГЭ)проявляется в отборе контролируемого содержания и построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в IX классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным блокам курса биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и сходными типами тестовых заданий.
Экзаменационная работа конструируется исходя из необходимости оценки овладения обучающимися основных групп планируемых результатов освоения всех разделов курса биологии основной школы.
В КИМ представлены задания, проверяющие следующие группы планируемых результатов:
- освоение понятийного аппарата курса биологии основной школы и умения применять научные факты, термины, понятия, теории и законы в различных ситуациях;
- использование полученных знаний для объяснения биологических процессов и явлений, в том числе и межпредметного характера;
- освоение общих приемов оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правил работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- умение решать практические задачи биологического содержания;
- овладение методологическими умениями (сравнивать, работать с информацией, представленной в графической, текстовой, табличной формах).
Для каждой группы планируемых результатов в экзаменационной работе содержатся заданий не менее чем двух уровней сложности.
Большая группа заданий базового и повышенного уровней проверяет освоение понятийного аппарата курса биологии. Все задания работы строятся на известных научных фактах, понятиях, биологических моделях.
Поскольку на ОГЭ по биологии, в силу технологических сложностей, невозможно использовать лабораторное оборудование, то овладение методологическими умениями проверяются с помощью модельных заданий теоретического характера. Эти задания позволяют оценить умение или прием, используемые в естественнонаучном познании.
В КИМ ОГЭ включены задания, оценивающие работу с информацией в виде таблиц, текстов, графика, схем, рисунков.
Содержание заданий в КИМ охватывает все разделы курса биологии за основную школу, число заданий по каждому из разделов примерно пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение.
Основной государственный экзамен по биологии является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации по дальнейшему обучению по программам среднего общего и среднего профессионального образования. Для этих целей в работу включены задания двух уровней сложности: базового, повышенного.
Задания базового уровня разрабатываются для оценки овладения наиболее важных планируемых результатов и конструируются на наиболее значимых элементах содержания. Здания базового уровня и повышенного уровней соответствуют требованиям ФГОС. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного уровня сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в школе.
Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания, участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу, возможностью назначения третьего эксперта и наличием процедуры апелляции.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверкипланируемых результатов, отраженных в разделе 1 кодификатора, а количество заданий, проверяющих каждый из планируемых результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объемного наполнения материалов в курсе биологии основной школы.
Первые 16 заданий экзаменационной работы посвящены проверке освоения понятийного аппарата и знаний биологических процессов, излучающихся в различных разделах курса биологии за основную школу.
Задания с 16 по 23 ориентировано на проверку читательской компетенции. Проверка проводится на естественнонаучных текстах биологического содержания.
Задания с 24 по 27 проверяют умения использовать полученные знания для решения практических задач биологического содержания.
В таблице 1 приведено распределение заданий по видам умений и способам действий.
Таблица 1. Распределение заданий
по проверяемым планируемым результатам
Код ПРО | Планируемые результаты обучения (ПРО), | Количество заданий |
3.2.2 | Сравнивать биологические методы, находить их сходства и различия | |
2.3.2 | Различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям органы и системы органов человека или их изображения, выявлять отличительные признаки данных биологических объектов | |
3.3.1 | Различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям, реальные биологические объекты или их изображения (органоиды, вирусы, бактерии, эукариотические клетки) | |
1.1.2 | Выделять существенные признаки растительных организмов и процессы, характерные для данной группы живых организмов | |
3.6.2 | Устанавливать взаимосвязи в надорганизменной организации (популяция, биоценоз, биосфера) живой природы и делать выводы | |
1.8.2 | Сравнивать животных и процессы жизнедеятельности, делать выводы и умозаключения на основе сравнения | |
3.8.2 | Объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования | |
1.2.3 | Осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к группе растения: высшие – низшие; споровые – семенные; однодольные – двудольные | |
3.4.1 | Выделять существенные признаки биологических объектов (клетка, вид) и процессов, характерных для данного уровня организации живых организмов | |
3.2.1 | Использовать методы биологической науки:наблюдать, описывать, измерять биологические объекты и процессы; ставить простейшие биологические эксперименты (функциональные пробы) и объяснять их результаты | |
2.5.2 | Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения органов и систем органов в организме человека | |
2.4.1 | Сравнивать клетки и ткани, процессы функционирования; делать выводы и умозаключения на основе сравнения | |
3.5.2 | Сравнивать надорганизменные биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения | |
3.2.4 | Работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, графики, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.) | |
2.7 | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека | |
Итого |
При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 2 кодификатора.
В экзаменационной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов курса биологии:
ü Живые организмы (Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения, Животные)
ü Человек и его здоровье
ü Общие биологические закономерности
В таблице 2 дано распределение заданий по разделам.
Таблица 2. Распределение заданий по содержательным разделам курса биологии
Раздел курса биологии, включенный в экзаменационную работу | Количество заданий |
Вся работа | |
Живые организмы | |
Человек и его здоровье | |
Общие биологические закономерности | |
Итого |
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового и повышенного.
В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Коли-чество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | |||
Повышенный | |||
Высокий | |||
Итого |
В экзаменационной работе используются различные типы заданий:
- с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде слова;
- на множественный выбор, в которых нужно выбрать два верных утверждения из пяти предложенных;
- на множественный выбор, в которых нужно выбрать три верных утверждения из шести предложенных;
- на соответствие, в котором необходимо установить соответствие между двумя группами объектов или процессов на основании выявленных причинно-следственных связей;
- на соответствие, в котором необходимо установить соответствие между тремя группами объектов или процессов на основании выявленных причинно-следственных связей;
- на последовательность;
- с развернутым ответом, в котором необходимо ответить на поставленные вопросы.
В таблице 4 приведено распределение заданий в работе с учетом их типов.
Таблица 4. Типы заданий, использующиеся в экзаменационной работе