III. Пост репродуктивный (старость)
Эмбриональный период.
• Дробление – образование многоклеточного зародыша. Зигота-морула-бластула.
• Образование морулы.
После оплодотворения зигота в яйцеводе делится митозом. В вертикальной плоскости на 2, 4 бластомера. Затем в горизонтальной плоскости на 8, 16,32 клетки. Таким образом, образуется морула.
• Образование бластулы.
Она состоит из 32 клеток бластомеров. Далее в ней образуется полость – бластоцель.
На 6-ой день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а на 7-ой день происходит имплантация зародыша (внедрение в стенку матки).
• Гаструляция – образование зародышевых листков (тканей).
• На ранних стадиях гаструляции формируется желточный мешок зародыша (у человека он небольшой).
• В конце 3-ей недели беременности формируется водный пузырь – амнион. Он защищает зародыш и создает ему водную среду.
• Образование гаструлы. На одном полюсе клетки делятся интенсивно, бластула впячивается внутрь, и в результате образуется двухслойный зародыш – гаструла. В ней формируется первичная кишка, первичный рот, наружная кишка – эктодерма, внутренний листок – энтодерма.
• Между экто- и энто- дермой закладывается средний зародышевый листок – мезодерма.
• Образование нейрулы. Из энтодермы образуется хорда из эктодермы нервная трубка, первичный рот заменяется на анальное отверстие. А вторичный рот появляется на противоположной стороне. Таким образом, нейрула – это зародыш с тремя зародышевыми листками, кишкой, хордой, нервной трубкой.
• С 14 дня после оплодотворения формируются органы постоянного питания зародыша – хорион и плацента.
Ворсинки хориона глубоко внедряются в стенку матки. Мать снабжает плод питательными веществами и кислородом, а плод выделяет в её кровеносную систему
конечные продукты обмена (углекислый газ, мочевину и т.д.). Кровеносные системы матери и плода не смешиваются.
Плацента – орган матери, служит для обмена в-в между матерю и плодом.
• Органогенез – образование тканей и органов путем дифференцировки органов.
• Из эктодермы образуется: нервная система, эпидермис кожи, (его производные – волосы, роговое вещество, кожные железы) , органы чувств: зрение, слух, обоняние, эмаль зубов.
• Из энтодермы: эпителий пищеварительного тракта, печень. Поджелудочная железа, легкие, эпителий мочеполовой системы.
• Из мезодермы: скелет, хрящи, мышцы, почки, половые органы, сердечно- сосудистая система.
С 9-ой недели беременности зародыш называется плодом.
Нарушения развития.
Критический период жизни зародыша – период имплантации.
Критические периоды закладки органов между 15-ми и 60-ми сутками беременности. С 4-ой по 8-ую неделю – сердце, легкие. На 5-ой недели – зачатки рук. На 6-7 зачатки ног, пальцы рук, ног.
Близнецы.
• Однояйцевые ОБ (монозиготные) близнецы. Развиваются из одного зародыша, клетки которого на ранних этапах разделились, они однополы и идентичны друг другу. 33% имеют собственные независимы хорионы, а 67% имеют общий хорион. Если зародыши разделились на 5-9 сутки, они имеют разные амнионы. Если позднее – один общий. У них есть риск оказаться сросшимися между собой («сиамские близнецы»).
• Разнояйцевые РБ (разнозиготные). Развиваются в результате независимого оплодотворения двух или более яйцеклеток. Они могут быть однополые, разнополые, похожие и непохожие друг на друга, как обычные братья и сестры.
Постэмбриональный период.
Происходит с момента рождения до смерти.
Прямой путь развития.
Имеют виды, яйцеклетки которых богаты желтком, поэтому зародыш развивается полностью, и потомство вылупляется подобное родителям, только маленьких размеров (рептилии, птицы).
Млекопитающие и человек. У них произошла вторичная утрата желтка, поэтому происходит внутриутробное развитие зародыша в организме матери.
Этапы развития человека:
1. Детство (рост, развитие).
2. Подростковый период (пубертатный).
3. Юношеский период. (ювенильный).
4. Зрелость.
5. Старость.
6. Смерть.
Периоды развития человека:
I. До репродуктивный.
1. Период новорожденности (первые 30 дней)
2. Грудной, младенческий возраст ( до 1 года)
3. Раннее детство (ясельный от 1 до 3 лет)
4. Первое детством (дошкольный возраст до 7 лет)
5. Второе детство (младший школьный возраст)
Мальчики – от 8 до 12 лет. Девочки – от 8 до 11.
6. Подростковый (пубертатный).
Мальчики – от 13 до 16 лет. Девочки – от 12 до 15 лет. Идет половое созревание.
II. Репродуктивный период (период размножения).
1. Юношеский возраст (ювенильный)
Юноши - от 17 до 21. Девушки – от 16 до 20 лет.
2. Зрелый возраст.
Мужчины – 25-35
Женщины – 21-35.
3. Зрелый возраст второй период.
Мужчины 36- 50. Мужчины 36-55.
III. Пост репродуктивный (старость)
1. Пожилой возраст.
Мужчины 61-74. женщины 56-74
2. Старческий возраст. 75-90 лет.
3. Долгожители. Старше 90 лет.
В детстве происходит рост и развитие организма, на которые влияют внешние факторы: экология, климат, пища, социальные и психологические факторы. Внутренние факторы: нервная система, кровь, железы внутренней секреции, щитовидная железа, половые железы.
Для оценки темпов роста и развития применяют антропометрические показатели: длина, масса тела, окружность грудной клетки, показатели биологического возраста и нервно-психологического развития.
Показатели биологического возраста:
· Число молочных и постоянных зубов в каждом возрасте.
· Степень окостенения скелета ( по точкам окостенения на ренгенограмме)
· Степень развития вторичных половых признаков.
· Показатели нервно-психического развития.
IV. Старость.
Все системы и органы подвергаются необратимым изменениям, снижающим их функциональные возможности.
Причины старения:
1. Негенетические. Структурные изменения клеток и тканей под действием факторов среды.
2. Генетический. Изменения наследственного материала – ДНК, РНК.
V. Смерть.
1. Клиническая. Выражается в потере сознания, остановки сердечной деятельности, дыхания. Процесс обратимый – реанимация.
2. Биологическая. Полное прекращение функционирования всех органов и систем организма.