Механистическая картина мира
Картина мира, получившая в классической науке название механистической (механической), сформировалась в XVII в. и господствовала в течение примерно двух столетий, вплоть до конца XIX в. На ее развитие и конкретное оформление особое влияние оказала типичная производственная практика той эпохи с присущими именно ей особыми орудиями труда, технологическими процессами, функциями работников и создаваемыми
продуктами.
Научные, философские и художественные тексты в это время изобилуют упоминаниями о часах, мельницах, деталях искусственных устройств (пружинах, трубках и т.п.), о машине вообще. Часы, например, до такой степени стали символом культуры того времени, что французский философ и социолог Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отказался носить их в знак протеста против столь несовершенной цивилизации. Образ машины, механизма с типичными функциями прочно стал базовым для понимания всех природных проявлений. Некоторые ученые той эпохи рассматривали животных и даже человека как живую биомашину (Р. Декарт (1596-1650), Ж. Ламетри (1709-1751). Вообще, человек в такой общей картине мира предстает скорее как результат, но не как исходное начало. Он включен в картину мира как некий абстрактный, усредненный, стереотипизированный субъект, наблюдающий за объективным ходом событий и процессов и никак не влияющий на них. И хотя некоторые авторы той поры, например, Декарт, оговаривают возможность и необходимость иного, более углубленного подхода к человеку, доминирует все-таки сформулированный выше абстрактный подход.
Не менее важную роль в формировании практических образов играли господствующие технологические процессы и общие принципы проектирования техники: сборка изделий из простых частей (трубок, колес, пружин и т.п.), механическая обработка деталей, использование естественных материалов или простых сплавов.
Итак, все это, вместе взятое, и создавало предпосылки понимания мира как механического целого, а всей Вселенной — как собранного из простых отдельных совместимых деталей механизма. Конкретный наглядный образ такого мироустройства — часы типа ходиков, однажды запущенные некой силой в движение и затем функционирующие по заведенному порядку. Самой сложной при этом оставалось проблема источника толчка — кто же (или что же) запустил в ход эти огромные Вселенские часы? Ответ был вполне логичен для той эпохи, когда большинство ученых верили в Бога, — запустил Вселенский механизм в ход, вдохнул в них жизнь Господь Бог, Творец, устранившийся далее от дел и как бы наблюдающий со стороны за происходящим (теория деизма).
И, по-сути, исключением стал смелый ответ французского математика и астронома П. Лапласа на прямой вопрос императора Франции Наполеона, почему он, Лаплас, в своих научных построениях обошелся без идеи Бога. «Я не нуждался в этой гипотезе, сир», — был ответ знаменитого ученого.
Как видим, в своей основе механистическая картина мира была логичным следствием практики той эпохи, периода механизации физического труда, становления машинного фабрично-заводского производства. И как в производстве простые динамические системы с простыми технологическими связями функционировали по ясным, хорошо прогнозируемым законам, так и природа представлялась людям совокупностью обособленных четко разделенных и очерченных тел, вступающих в элементарные связи и подчиненных однозначным и простым закономерностям. Поскольку в практику того времени были вовлечены преимущественно внешние слои природного мира, наука еще не могла глубоко проникнуть в сокровенную, невидимую невооруженным глазом сущность вещей и процессов и радикально изменить типичное видение природы. Поэтому первоначально картина мира формировалась преимущественно за счет образов, заимствованных из производственно-технической деятельности, и лишь позднее она начинает усложняться посредством привнесения экспериментально-измерительных процедур и более сложных абстракций.
Механистическая картина мира, в результате, явно несет печать определенного стиля научного мышления, тяготевшего к формальной логике, метафизическому методу, натурализму. Из всех наук у такой картины мира наиболее тесные связи были с механикой в ее новой ньютоновской форме, интегрировавшей прикладное техническое знание и некоторые опорные естественнонаучные представления. В целом же, не будет преувеличением отметить, что механическая картина мира есть рационализированный образ буржуазных производственных отношений на начальном этапе механизации труда, приведших к появлению ущербного, одномерного человека — работника, функционирующего в качестве рядового технологического звена производственного процесса. Стихия механических стереотипных операций —простая структура действий человека по отношению к природе — предопределила само видение природы и человека как части природы.
Такая общая картина мира и отпочковавшиеся от нее частные картины его позволяли сделать вывод о том, что с накоплением конкретных материалов, относящихся к разным естественнонаучным дисциплинам, в относительно обозримое время вполне возможно приближение к некой завершенной, исчерпывающей характеристике мира в целом и царящих в нем законов. Однако, как показала дальнейшая история науки, этот вывод оказался несостоятельным.
8. Предпосылки научной революциив естествознании на рубежеXIX—XX вв.
Наука никогда не стоит на месте, постоянно включая в зону анализа новые факты и явления. Стараясь быть достаточно строгой и основательной, наука не может пройти мимо случаев, не получивших приемлемого истолкования с позиции принятых в ней законов и стандартов. Особенно часто это проявляется при выходе научных исследований на новые объекты, тем более принципиально новые, какими стали для науки на рубеже XIX—XX вв. объекты микро- (т.е малые и бесконечно малые) и мегамира (т.е. большие и бесконечно большие объекты космического уровня). Осмысление объектов такого рода потребовало от науки изменений схем познавательной деятельности, норм и идеалов, понимания опорных категорий — иными словами, потребовало настоящей научной революции.
Толчком к новым подходам к естественной науке стали работы С. Карно (1796-1832), Р. Клаузиуса (1822-1888) и других ученых в области термодинамики, показавшие всевозрастающую роль в этой дисциплине случайностей, неопределенности, необратимости процессов. Тем самым было существенно поколеблено принципиальное положение классического естествознания о безусловном доминировании в мире гармонии над хаосом, закона над случайностью, определенности над неопределенностью. А одним из частных выводов новой термодинамики был удивительный и пугающий вывод о неизбежности тепловой смерти Вселенной. Спокойный и такой предсказуемый мир земной и небесный, каким он выглядел в канонах классического естествознания, вдруг предстал парадоксальным и непредсказуемым, нарушающим привычные и, казалось бы, «на века» установленные законы развития природы
К концу XIX в. было существенно поколеблено также и положение классического естествознания о тождестве материи и вещества. Физики в это время считали, что в мире существуют не только вещественные объекты в твердом, жидком и газообразном состоянии, но и электричество, и эфир (невесомая и непрерывная среда, передающая электрическое и магнитное взаимодействие). В то же время сохранялось убеждение, что все процессы в природе можно, так или иначе свести к механическому взаимодействию мельчайших частиц — атомов, частиц эфира и т.п. Однако уже к концу XIX в. гипотезу механического эфира пришлось отбросить, и ее место заняло представление об электромагнитном поле, колебания которого порождают столь различные явления, как видимый свет, радиоволны, рентгеновское излучение.
Предметное изучение проблем электромагнетизма в работах английских физиков М. Фарадея (1791 — 1876) и Дж. Максвелла (1831 — 1879) в конечном счете, привело авторов к изменению представлений о прерывности и непрерывности материи, подорвало основы классических понятий абсолютного пространства и абсолютного времени. Например, выдающийся ученый, физик-теоретик А. Эйнштейн (1879—1955) рассмотрел этот вопрос уже в 1905 г. в своей частной теории относительности.
Особенно много споров развернулось вокруг феномена «исчезновения материи». Обнаружение в опытах эффекта «разделения атомов» на более мелкие части, открытие электрона, превращаемости атомов и радиоактивного распада четко поставило под сомнение классическую идею о дискретном (прерывном) существовании материальных объектов в неизменном пространстве. Скажем, радиоактивный распад атомов был истолкован в те годы рядом авторов как превращение материи в энергию, т.е. по сути ее прямое «исчезновение». В этом же духе был истолкован феномен исчезновения массы электрона в зависимости от энергии поля. Ведь в классической механике Ньютона считалось, что масса и объем материальных тел неизменны и изначально заданы. Исчезновение же массы электрона в зависимости от преобразований структуры поля и скорости движения представало как нонсенс, как существенный подрыв ранее незыблемых представлений о мире.
Некоторые ученые-физики, например австриец Э. Мах (1838—1916), предполагали, что сама материя — это не некая объективная реальность, а абстрактная идеальная структура. В этих условиях многие исследователи фактически стали отходить от материалистического, традиционного для классического естествознания, понимания мира, склоняясь к идеалистическим схемам. Фактически сложилась кризисная мировоззренческая ситуация, требовавшая глубокого общенаучного и философского осмысления.
Не случайно именно в те годы (1909 г.) появилась концептуальная философская работа В.И. Ленина (1870—1924) «Материализм и эмпириокритицизм», в которой он рассмотрел глубокий кризис в физике и высказал ряд важных идей по его преодолению. В частности, он показал, что исчезла не материя, а наши устаревшие представления о ней как дискретно существующих в пространстве вещественных объектах с неизменными характеристиками.
По мнению В.И Ленина, представления о материи не следует жестко увязывать с какими-то конкретными формами ее проявления. В этом смысле электрон, известная в то время наиболее мельчайшая и неделимая частица, так же неисчерпаем, как и атом, оказавшийся сложным и делимым образованием. Понимать материю, следовательно, стоит именно диалектически, как некую объективную реальность, данную людям в ощущениях и существующую независимо от людей. Этот вывод В.И. Ленина, сформировавшийся под влиянием марксизма, стал опорным для создания новой модели естественной науки.
Существенным трансформациям подверглось и понимание таких опорных категорий-понятий, которые показывают реальное бытие материи как пространство, время, взаимодействие. Эйнштейновское понятие «пространственно-временного континуума», в котором реально существуют материальные объекты, исходило из того факта, что, во-первых, и пространство и время предстают сложными, изменчивыми величинами (искривление пространства, изменение хода времени и т.п.), а во-вторых, они выступают тесно связанными друг с другом, взаимоопределяющими. Гораздо более сложным стало представлять и материальное взаимодействие, уже не как исключительно гравитационное, но и электромагнитное. Итак, материальная основа мира представала в новой формирующейся модели науки сложной, изменчивой, парадоксальной, во многом непредсказуемой.