Опыт 4. Изучение влияния активаторов и ингибиторов на активность ферментов.
Приборы: 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня.
4. Маркер для пробирок.
Реактивы: 1. Крахмал, 1%-ный раствор.
2. Дистиллированная вода.
3. Реактив Люголя.
4. Хлорид натрия, 1%-ный раствор.
5. Сульфат меди, 1%-ный раствор.
1. Пронумеруйте три пробирки.
2. В 1-ю пробирку налейте 1 мл дист. воды, во 2-ю – 1 мл 1%-ного раствора хлористого натрия, в 3-ю – 1 мл 1%-ного раствора сульфата меди.
3. Во все пробирки налейте по 1 мл свежеприготовленного 1%-ного раствора крахмала и по 1 мл разбавленной слюны.
4. Содержимое пробирок инкубируйте 10 минут в водяной бане (37оС).
5. Затем во все пробирки добавьте по 1 капле реактива Люголя или раствора йода. Наблюдения занесите в таблицу:
№ проб. | Субстрат | Фермент | Добавленное вещество | Условия инкубации | Окраска с йодом |
Сделайте вывод о влиянии изученных веществ на активность амилазы.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 5. «Роль витаминов в метаболизме»
Цель занятия:изучить химические свойства некоторых витаминов, лежащих в основе их биологического действия.
Вопросы к контрольной работе:
1. Витамины: классификация и номенклатура. Гипо-, апо- и гипервитаминозы. Причины недостаточности витаминов в организме.
2. Коферменты, образующиеся из витаминов В1, Н. Механизм действия ферментов карбоксилирования и декарбоксилирования.
3. Коферменты, образующиеся из витаминов В2, В5, липоевая кислота и их биохимическая роль. Механизм действия окислительно-восстановительных ферментов (оксидоредуктаз).
4. Коферменты, образующиеся из витаминов В3, В12, В6, Вс и их биохимическая роль. Механизм действия ферментов трансфераз.
5. Биохимические функции витаминов А и Е.
6. Биохимические функции витаминов Д и К.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Качественная реакция на витамин А.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Масляный раствор витамина А.
2. Концентрированная серная кислота.
1. В пробирку налейте 3 капли масляного раствора витамина А.
2. Добавьте 1 каплю концентрированной серной кислоты.
Какими клиническими признаками выражается недостаток витамина А в организме? Как это связано с его биохимическими функциями?
Опыт 2. Обнаружение каротиноидов в моркови.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная палочка.
Реактивы. 1. Морковь измельченная.
2. Серная кислота концентрированная.
3. Ацетон.
4. Перманганат калия, 2% раствор.
1. Небольшой кусочек моркови измельчите на мелкой терке и поместите полученную массу в пробирку.
2. Добавьте 2-3 мл любого неполярного растворителя (ацетон, гексан) и содержимое перемешайте стеклянной палочкой.
3. Отметьте изменение окраски растворителя.
4. Полученный экстракт желтого цвета перелейте в две пробирки.
5. В первую добавьте 1 каплю 2%-ного раствора перманганата калия, во вторую - 1 каплю концентрированной серной кислоты.
Объясните, почему экстракт моркови имеет желтую окраску? Чем вызвано постепенное обесцвечивание раствора перманганата калия? Получили ли Вы сине-фиолетовое окрашивание экстракта с серной кислотой? Обоснуйте свой ответ.
Опыт 3. Окислительно-востановительные свойства рибофлавина.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Рибофлавин, 0,025% раствор.
2. Соляная кислота концентрированная.
3. Цинк металлический.
1. К 0,5 мл 0,025%-ного раствора рибофлавина добавьте 5 капель концентрированной соляной кислоты и кусочек металлического цинка. Под влиянием выделяющегося водорода окраска раствора постепенно розовеет, затем обесцвечивается.
2. Бесцветный раствор перелейте в другую пробирку и через некоторое время наблюдайте вновь появление желтого окрашивания.
Объясните наблюдаемые явления. Как данные процессы связаны с биохимическими функциями витамина В2?
Опыт 4. Качественная реакция на пиридоксин.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Пиридоксин, 0,5% раствор.
2. Хлорное железо, 1% раствор.
1. К 0,5 мл 0,5% раствора пиридоксина добавьте 5 капель 1% раствора хлорного железа и перемешайте. Развивается красная окраска.
2. В одну пробирку поместите 1 мл водной вытяжки из серого хлеба, во вторую – 1 мл водной вытяжки из белого хлеба.
3. В обе пробирки добавьте по 1-2 капли 5% раствора хлорного железа. Встряхните.
Запишите результаты эксперимента. В вытяжке какого хлеба содержится больше витамина В6? Какие биохимические функции выполняет витамин В6 в организме человека и животных?