II. Работа с веществами и растворами
15. Насыпать или наливать вещества можно только над столом или специальным подносом. Для опыта следует брать только указанное количество вещества.
16. Без разрешения нельзя ошибочно взятый излишек реактива сыпать (сливать) обратно в склянку или банку.
17. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые химические вещества без разрешения преподавателя.
18. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, проводить только в вытяжных шкафах при включенной принудительной вентиляции.
19. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок, но не руками. Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика.
20. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нельзя закрывать отверстие пальцем при встряхивании.
21. Растворение щелочи следует проводить в фарфоровой посуде путем добавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипчиками.
22. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, нельзя вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.
23. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.
24. Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных веществах, реактивах нужно сообщить преподавателю или лаборанту.
25. Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне, этикетка оказывалась сверху (этикетка в ладони). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем посуды, куда наливается жидкость.
26. Жидкие реактивы отбирать чистыми пипетками при помощи груши, либо автоматического дозатора.
27. При попадании на кожу растворов кислот или щелочей необходимо смыть их (после отряхивания видимых капель) сильной струей холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-ным раствором уксусной кислоты или гидрокарбонатом той же концентрации) и ополоснуть водой.
28. Без разрешения запрещается выливать в канализацию отработанные растворы и любые химические реактивы. Необходимо сливать их в склянки, предназначенные для этой цели.
III. Обращение с нагревательными приборами
29. Зажигать газовую горелку разрешается только спичкой. Запрещается наклоняться над горящей горелкой.
30. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на 1/3 их объема.
31. При нагревании пробирки ее отверстие следует направлять в сторону от себя и от рядом работающих студентов.
32. В ходе нагревания запрещается наклоняться над сосудами, заглядывать в них. Недопустимо нагревать сосуды на границе и выше уровня жидкости.
33.Необходимо начинать со слабого нагревания всей пробирки или стеклянной пластинки (2-3 движения над пламенем, если пробирка не закреплена, или слабым пламенем под пробиркой, если пробирка закреплена) и только затем вести дальнейший нагрев вещества.
34.По завершении опыта нагревательные приборы необходимо выключить.
35. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы (газовые горелки, электроплиты, водяные бани, термостаты).
Занятие № 1. «Основы физической и коллоидной химии»
Цель занятия: сформировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим материалом; изучить правила техники безопасности при работе в биохимической лаборатории.
Экспериментальная работа.
Опыт 1 . Определение рН растворов.
Для нормального протекания биологических процессов большое значение имеет активная кислотность. Это концентрация свободных ионов водорода в растворе. Активная кислотность зависит от степени диссоциации, находящихся в растворе кислот или других кислореагирующих веществ и характеризуется величиной рН. От величины рН зависит протекание биохимических процессов.
В настоящее время большое значение приобрел потенциометрический метод определения рН растворов, который позволяет быстро и точно (< 0,1 pH) определять значения pH даже при исследовании мутных и окрашенных растворов.
Приборы. 1. Пластиковые стаканчики.
2. рН – метр.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Моча.
3. Молоко.
4. Раствор яичного белка, 1%-ный.
- Определение рН-метром проводите в пластиковых стаканчиках.
- Измерьте рН следующих биологических жидкостей: вода, моча, молоко, раствор слюны, раствор яичного белка. Запишите полученные значения в таблицу.
- Добавьте во все исследуемые жидкости по 1 мл дистиллированной воды и снова измерьте рН. Запишите полученные значения в таблицу.
- Во все исследуемые жидкости добавьте по 4 капли 0,1 н раствора соляной кислоты. Измерьте рН и запишите полученные величины в таблицу.
- Во все исследуемые жидкости добавьте по 4 капли 0,1 н раствора гидроксида натрия. Измерьте рН и запишите полученные величины в таблицу.
№ п/п | Вид биологической жидкости | рН | рН после добавления воды | рН после добавления кислоты | рН после добавления щелочи |
Какой вывод можно сделать на основе полученных данных? Какая исследуемая жидкость обладает наибольшей буферной емкостью? По отношению к каким веществам (кислоте или щелочи) выражена больше буферная емкость у биологических жидкостей и почему? Почему важно поддерживать кислотно-основное равновесие внутренней среды организма?