Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (метод сигмальных отклонений)
Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином. В дальнейшем этот метод был модифицирован и получил широкое распространение.
На основании данных обследования большого числа детей и подростков разрабатывают оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка, часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.
Антропометрические показатели обследуемого сопоставляют с данными сигмальных таблиц, включающих среднеарифметические значения признаков (М) и величины, так называемых, сигмальных отклонений. Среднеквадратичное отклонение, которое обозначают греческой буквой σ (сигма) - статистический параметр, отражающий разброс индивидуальных показателей в вариационном ряду.
Вариабельность антропометрических показателей предусматривает выделение следующих оценочных категорий:
- «средний» - уровень – при величине признака с колебаниями в пределах ± 1,5σ от М;
- «ниже среднего» - от -1,5σ до - 2σ;
- «низкий» - от - 2σ до - 3σ;
- «очень низкий» - от - 3σ;
- «выше среднего» - от +1,5σ до 2σ;
- «высокий» - от +2σ до +3σ;
- «очень высокий» - более +3σ.
При формировании заключения помимо уровня развития признаков учитывают их гармоничность, когда разница между сигмальными отклонениями любых оцениваемых признаков не превышает 1.
Центильный метод оценки физического развития
В последние годы все большую популярность приобретает центильный (процентильный) метод оценки физического развития. Одними из первых этот метод ввели в педиатрическую практику американские исследователи Х. Стюарт и Х. Мередит, разработавшие процентили для целого ряда антропометрических характеристик.
Центильный метод прост в работе, так как при использовании центильных таблиц исключаются расчеты. Центили могут быть использованы для оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяют оценивать темпы индивидуального развития ребенка в онтогенезе.
Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные выборки, допустим 100 человек (100%) одного возраста и пола выстраивают в поряке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).
В серединной зоне (25-75-я центили) располагаются средние показатели физического развития. В зонах от 10-й до 25-й центили и от 75-й до 90-й находятся величины, свидетельствующие о физическом развитии ниже или выше среднего. В зоне от 3-й до 10-й центили и от 90-й до 97-й – показатели низкого и высокого физического развития. Величины, находящиеся в более крайних положениях, могут быть связаны с патологическим состоянием (А.Г. Трушкин, 2000). Оценка физического развития методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков.
Таблица 2
Оценка физического развития по центильным таблицам
Центильные зоны | Центили по таблицам | Оценка | Примечания |
До 3 | Очень низкая величина | Необходимо обследование и консультирование ребенка, подростка | |
3-10 | Низкая величина | Необходимо обследование и консультирование ребенка, подростка | |
10-25 | Величина ниже средней | Характерна для 15% здоровых детей, подростков | |
25-75 | Средняя величина | Характерна для 50% здоровых детей, подростков | |
75-90 | Величина выше средней | Характерна для 15% здоровых детей, подростков | |
90-97 | Высокая величина | Встречается у 7% здоровых детей, подростков | |
Свыше 97 | Очень высокая величина | Необходимо обследование и консультирование ребенка, подростка |
Данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста, при этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития.