Более активен пентозо - фосфатный путь. Более активен глюконеогенез. Более активен анаэробный гликолиз.
22. К особенностям протекания пентозо - фосфатного пути у детей грудного возраста относятся:
Увеличена активность процесса. Снижена активность процесса. Выполняет энергетическую функцию. Активно используется для пластических целей.
Ситуационные задачи
1. Будет ли протекать глюконеогенез с достаточной скоростью, если в клетке ингибированы цикл трикарбоновых кислот и цепь переноса электронов?
2. Какие из процессов распада глюкозы активны в эритроцитах – клетках, лишённых митохондрий? Какова их биологическая роль?
3. Поясните, какую роль играет пентозный путь в лактирующей молочной железе
4. Активность пентозного пути распада глюкозы в детском возрасте повышена. Проиллюстрируйте биологические функции данного пути в растущем организме.
5. Какова биологическая роль глюконеогенеза в метаболизме плода?
7. Основная и дополнительная литература к теме
Основная
Биохимия. Под ред. Е.С. Северина. 2003. С. 333-358
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. 2001. С. 380-386
А.Я. Николаев Биологическая химия. 2004. С. 405-408.
О.Д. Кушманова. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. 1983. С. 140-141.
Лекционный материал
Дополнительная
Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. Биологическая химия. 1990. С. 244-260, 273
Марри Р. Биохимия человека. М. «Мир». 1993. С. 212-225(1)
Ю.Е. Вельтищев, М.В. Ермолаев, А.А. Ананенко, Ю.А. Князев. «Обмен веществ у детей». М.: Медицина. 1983. 462 с.
Р.М. Кон, К.С. Рот. Ранняя диагностика болезней обмена веществ. М. «Медицина».- 1986.
Т.Г. Макаренко, Н.М. Стунжас. «Биохимические особенности детского организма». Смоленск. 2001. 2007.
Макаренко Т.Г., Стунжас Н.М. Учебно-методическое пособие «Особенности обмена веществ у новорожденных и грудных детей» (Рекомендовано УМО). Смоленск. 2012.
Тема занятия № 15
ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА УГЛЕВОДОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ТОЛЕРАНТНОСТИ К ГЛЮКОЗЕ
2. Цели самостоятельной работы: расширить и углубить знания о наиболее частых нарушениях углеводного обмена
3. Задачи самостоятельной работы:
-выработка навыка анализа результатов обследования на толерантность к глюкозе (оценка характера гликемической кривой);
- сформировать навык работы с новой информацией, её анализа, логичного изложения;
- сформировать навык использования полученных знаний в учебной и профессиональной деятельности.
4. Перечень вопросов для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Усвоение галактозы и его нарушения Усвоение фруктозы и его нарушения Взаимные превращения моносахаридов Патология обмена углеводов Особенности обмена глюкозы в различных тканях | Проработка учебного материала Написание рефератов Конспектирование материала учебника Работа с тестами Решение ситуационных задач Подготовка презентаций |
Благодаря реакциям взаимопревращения углеводов возможно усвоение таких моносахаров как фруктоза и галактоза.
Усвоение фруктозы
Фруктоза поступает с мёдом, фруктами и различно усваивается у детей и у взрослых.
У детей:
|
|
Возможны врождённые нарушения усвоения фруктозы у детей. Фруктозурия развивается при снижении активности кетогексокиназы. В этом случае фруктоза не переходит в последующие продукты, увеличивается её концентрация в крови, следовательно, увеличивается её выведение с мочой, так как почечный порог для фруктозы невелик.
Фруктоземия (непереносимость фруктозы) наблюдается при отсутствии фруктозо-1-фосфат-альдолазы. Появлением её является поражением ЦНС, печени.
У взрослых:
|
Усвоение галактозы.
Галактоза поступает в составе молочных продуктов. На первом этапе и у взрослых, и у детей образуется галактозо-1-фосфат.
|
У детей:
|
|
При врождённом дефекте этого фермента развивается заболевание галактоземия (непереносимость галактозы). Для неё характерна катаракта, поражение ЦНС и паренхиматозных органов, т.к. галактозо-1-фосфат токсичен в высоких концентрациях.
|
|
|
Усвоение фруктозы и галактозы наиболее активно в основном протекает в печени.