Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда
В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Таким образом, актуальность отсева "дефективных" членов общества (т.е. актуальность "негативной евгеники ") существенно снизится или полностью исчезнет.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл "позитивная евгеника ".
О потенциальных возможностях этого направления говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:
* существенное улучшение некоторых видов памяти
* улучшение цветового зрения
* существенное продление периода активной молодости
* усиление регенерации тканей
* увеличение физической силы и выносливости
* снижение риска раковых заболеваний
* снижение риска ожирения
Сущность человека.
Великий немецкий философ Иммануил Кант еще в XVIII веке сформулировал четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:
• Что я могу знать?
• Что я должен знать?
• На что я смею надеяться?
• Что такое человек?
Кант считал, что на первый вопрос должна ответить философия, на второй – мораль, на третий – религия, а на четвертый – антропология.
Однако надо помнить, что понять специфику даже телесной организации человека, исходя из его физических характеристик невозможно. К чему приводит такой редукционный подход, видно из полушутливого определения с точки зрения химии:
«Человек есть не что иное, как:
• жир, в достаточном количестве для семи кусков мыла;
• известь, в достаточном количестве, чтобы побелить курятник;
• фосфор, в достаточном количестве, чтобы сделать 2200 спичек;
• железо, в достаточном количестве для одного гвоздя среднего размера;
• магний, в достаточном количестве для одной фотовспышки;
• сахар, в достаточном количестве, чтобы избавить одного пса от блох».
Социально-трудовая сущность человека
Рассмотрение вопросов происхождения человека нельзя свести к действию исключительно биологических факторов эволюции. На определенном этапе в эволюцию предков человека должен был включиться еще и некоторый надбиологический, социокультурный фактор.
Впервые этот фактор был серьезно изучен Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Согласно Энгельсу труд – не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство изменения самого человека. Идея о роли труда в происхождении человека не потеряла своего значения и по сей день, все специалисты по палеантропологии признают решающую роль труда в антропосоциогенезе.
Переход от использования найденных природных предметов для обороны и охоты к систематическому изготовлению орудий труда был революционным скачком в развитии человека. Трудовая деятельность стала ведущей стороной в отношении человека и окружающего его мира:
• позволяет выделить объективные свойства предметов и орудий труда;
• результаты и техника труда существуют и развиваются по объективным закономерностям;
• трудовой процесс способствует выработке и накоплению стихийно-эмпирических знаний о мире;
• под влиянием труда постепенно преобразуется психология гоминид – труд требует развития мышления, целеполагания, воображения, чувственного отражения, волевых качеств, т.е. сознания;
• трудовой процесс изначально имеет общественную природу и предполагает определенное разделение труда;
• кроме биологических формируются и социально-культурные потребности;
• труд, общественное производство предполагает постепенное формирование системы социального наследования приобретенных знаний, навыков и опыта.
Генезис человека – это единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека (антропогенез) и стадных объединений животных в человеческое общество (социогенез).
Сознание
Становление технологических отношений связано с разделением производственного цикла на ряд операций. Этапы производства даже простого орудия труда разделены во времени, а это выдвигает особые требования к организации производства, к психике, к развитию памяти. Особенно важно, что в процессе производства орудий труда нужно заранее учитывать его специфическое назначение, организовать и координировать с другими свои действия, направленные на достижение цели. В сфере сознания происходит разграничение целеполагания и целереализации. Если однозвенному процессу производства орудий труда соответствует предметное сознание, то многозвенному процессу – образное сознание.
Согласно учению академика Ивана Петровича Павлова (Нобелевская премия 1904 г.) поведение животных и человека связано с двумя типами рефлексов – бесусловных (генетически закрепленных) и условных (приобретенных). Но человеку свойственно еще и сознание – высшая форма отражения мозгом окружающей действительности, связанная со способностью передачи информации другим индивидам в абстрактном обобщенном виде, которая реализуется прежде всего посредством речи. Речь – видовой признак человека, обусловлена особенностями строения его головного мозга.
При рассмотрении процесса возникновения сознания важную роль играет увеличение объема мозга в процессе эволюции. Этот процесс называется «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовой деятельности. Развивалась и обогащалась новыми связями прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток– нейронов. Простейшей структурной единицей мозга является не индивидуальный нейрон, а их ансамбль, наделенный сложными взаимосвязями. Один ансамбль управляет одной функцией организма. Эволюция мозга шла не только за счет увеличения числа нейронов, но и за счет определенной их упорядоченности и образования мозговых центров, контролирующих сложные поведенческие реакции. Особенности строение мозга передаются генетически, большая часть генов человека отвечает за формирование мозга и поддержание его активности. Кроме того, для человеческого мозга характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое – непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира.
Информация, необходимая деятельности мозга, обеспечивается нервной системой, передающей ее от органов чувств к мозгу. У многоклеточных организмов вся внешняя информация воспринимается нервными клетками – рецепторами разных видов (механическими, термическими и др.). Степень чувствительности рецепторов ограничены эволюционным приспособлением к конкретным условиям. Так чувствительность рецепторов зрительного восприятия человека ограничена оптическим диапазоном, органы слуха воспринимают упругие колебания среды в звуковом диапазоне, тепловые рецепторы кожи позволяю различать температуры в диапазоне нескольких десятком градусов. Узость «рабочих» диапазонов рецепторов существенно ограничивает восприятие разнообразия окружающего мира, но достаточна для биологического существования вида. Мощным инструментом в преодолении ограничений – абстрактное мышление.
Высшим продуктом мозга является мышление. Мышлению свойственны такие процессы как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез и идей. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Мышление расширяет возможности человека, позволяя с помощью анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно органам чувств. Благодаря этой способности Галилей закрутил Землю, Коперник выселил человека из центра Вселенной, Дарвин подорвал веру в божественное происхождение человека.
Коллективность человеческих объединений обусловлена характером передачи опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда социальный опыт надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от поколения к поколению. Трудовые навыки не закрепляются генетически, и каждое новое поколение должно усваивать опыт предыдущих поколений, чтобы трудиться эффективно.
Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка, как специфически человеческого канала общения. Биосоциальное общение у антропоидов поддерживалось некоторыми средствами коммуникации – язык жестов, звуковые сигналы, выражающие радость, злобу, возбуждение и т.д. Развитее речи привело к возникновению названий предметов и явлений, что легло в основу успешной предметно-практической деятельности, развития производства и общения. Язык объединял первобытных людей и разделял на «своих» и «чужих». В языковой форме были реализованы первые примитивные формы верований: фетишизм, тотемизм, магия. Язык не только отражал мир, но и творил его.
С точки зрения палеопсихологиикачественный перелом, превративший животных в человека , произошел совсем недавно - на уровне ранних кроманьонцев - и был связан именно с появлением речи - второй сигнальной системы. Действительно, с этого времени (~30 тыс. лет назад) наблюдается резкое ускорение технического прогресса, каменные орудия начинают совершенствоваться быстрее, чем строение тела (и мозга), что свидетельствует о появлении какого-то принципиально нового фактора (речь и общество). Формируется коллективное мышление, основанное на речи.
Важнейшей функцией речи (и мышления) является торможение инстинктов. Возможно, именно эта способность сознательного логического мышления тормозить инстинктивные импульсы и стала одним из важнейших приобретений неоантропа, обеспечивших его победу и выход на путь цивилизации. Не возможно построить эффективный социум без подчинение своей воли внешним инструкциям (приказам вождя и т.п.) "Внушаемость", способность подчиняться нуждам коллектива – против "необузданности", невнушаемости – сейчас почти общепризнано, что именно эта разница была ключевой в противостоянии кроманьонцев и неандертальцев. Огромную роль в развитии общества играет механизм проникновения социального в индивидуальную психику через речь. Именно через речь социальная система действует на поведение человека.
Становление социальных отношений способствовало замене зоологического индивидуализма на отношения социальной коллективности. Стаи и стада могут существовать и без коллективистских инстинктов, однако преимущество в ходе эволюции получают сообщества с инстинктами, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту стаи в целом. Естественный отбор повел человечество по пути создания эмоционального комплекса совести.
Если поведение животных жестко связано с окружающим миром и направляется инстинктами, то поведение человека определяется средой менее жестко и является менее зависимым от инстинктов. Эта независимость, с одной стороны, привела к ослаблению физических функций (притупление слуха, обоняния и остроты зрения, уменьшение скорости и физической силы), а с другой стороны создает возможность для появления самостоятельного мышления, чувствования, воли и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии. Необходимо отметить, что комплекс этических норм, эмоций и инстинктов человека оказался необычайно широким и сложным. Многие противоестественные с точки зрения вульгарного дарвинизма нормы и виды поведения оказались совершенно естественными и наследственно закреплены. Однако нельзя забывать, что все это грозит человеку отдаленной опасностью потери инстинкта и опасностями противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов.
Существенную роль в процессе социализации сыграл переход от эндогамной организации животного стада к брачно-семейным отношениям. Стадо человекообразных обезьян основано на «гаремной организации» и соперничестве самцов за право обладания гарема. Все половые связи ограничиваются стадом, связи с особями других стад практически исключены. В человеческом обществе одним из самых древних запретов, принявших затем форму абсолютного морального запрета (табу) было кровосмешение. Это имело значение для дальнейшей эволюции человека, т.к. потомство близкородственных браков наиболее восприимчиво к мутагенным факторам. Кроме того, зкзогамия (поиск брачного партнера в других общинах) способствовала внутристадному миру, без чего невозможна успешная производственная деятельность.
Одной из наиболее отличительных черт первобытной общины была забота о старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической целесообразности. Человеческий род взял на себя и несет все более и более тяжкий груз нетрудоспособных людей. Но, как показывает история, там, где общество становится на путь селекции людей по принципу выживания сильнейшего, рано или поздно наступает деградация. Немалое число великих в раннем детстве были крайне слабыми, болезненными и явно нежизнеспособными. В их числе Ньютон и Кеплер, Руссо и Шиллер, Гюго и Диккенс, Лермонтов и Гоголь, Достоевский и Чехов, Гейне и Шопен. В суровой Спарте тщедушных младенцев сбрасывали со скалы, а в Афинах им сохраняли жизнь. Спарта не дала миру ни одного гения, только полководцев, а Афины прославились именами Сократа и Платона, Гиппократа и Аристотеля. В этом парадокс развития человечества, согласно которому выживают не самые сильные, а самые умные и гуманные.
Особо надо остановиться на отношении первобытного человека к убийству. В антропологии существует представление о человеке как о «сверхубийце», который является единственным представителем животного мира, убивающем себе подобных. В первобытных общинах существовал строжайший запрет на убийство сородича, что вовсе не исключало убийство чужака. Достаточно распространено было людоедство и членовредительство, жестокость и насилие. С другой стороны, во многих культурах Востока был очень рано освящен индуистский принцип «ахинса», т.е. непричинения зла всему живому и абсолютный отказ от убийства. Подобная двойственность в отношении человека к убийству сохранилась и в настоящее время – убийство карается законом и осуждается обществом, но смертная казнь существует во многих странах и поддерживается общественным мнением, а убийство врага во время военных действий считается доблестью.
Биоэтика
Успехи современной биологии и медицины дали специалистам настоящую власть над жизнью и смертью. Новый опят биомедицинских технологий – уничтожение жизни на эмбриональном уровне, трансплантология, эвтаназия – не может быть однозначно оценено как правильное или неправильное на основе традиционных моральных норм. В этих условиях формируется биоэтика –система новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в области медицины, а также при практическом применении результатов данных исследований.
Сегодня заново решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы, в частности вопрос об информировании больного о его болезни и ходе ее лечения. Множество проблем порождает современная реанимационная практика. Возникает принципиально новый морально-этический вопрос: кто должен принимать решение о смерти – сам умирающий, его родственники или врач. В тесной связи с возможностью продления жизни с помощью специальных аппаратов находится эвтаназия – добровольная безболезненная смерть безнадежно больного пациента. Еще одной областью биоэтики является трансплантология. Ведь основным источником человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются умирающие пациенты. Таким образом, у современной медицины появилась новая функция – смертообеспечерие, которая у традиционной медицины отсутствовала.
Существует еще одна сложная этическая проблема – определение, кому должен быть пересажен тот или иной орган, при том что законы большинства стран запрещают покупку донорских органов.
По-прежнему обсуждается право женщины на аборт, на ее свободный выбор – сохранять или нет жизнь своего ребенка. С точки зрения традиционной морали – это вытеснение нормы «не убий». Также встает проблема оценки суррогатного материнства – как оценить вынашивание и рождение чужого ребенка за вознаграждение.
В последнее время успехи генной инженерии создали возможность генной модификации и клонирования не только низших, но и высших организмов, включая человека. Это сразу вызвало самое широкое обсуждение не столько технических, сколько моральных проблем этих открытий.
Таким образом новая этика – биоэтика– оперирует понятиями моральности убийства, моральности отключения жизнеподдерживающей аппаратуры, необходимости достойной смерти для смертельно больных людей, возможности использования человеческого биоматериала как для опытов, так и для трансплантологии. Новая этика выходит из подчинения естественным законам природы, что было характерно для традиционной морали, расширяя права человека вопреки природе. Это неизбежно приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являлись регулятором человеческих взаимоотношений. Поэтому важнейшей задачей биоэтики является не оценка конкретных биомедицинских технологий, а формулирование новых правил и норм, охраняющих природу (в том числе и человеческую) от натиска человеческой культуры. Биоэтика должна сформировать новое мировоззрение, основанное на интересах не человека с его крайнем антропоцентризмом, но природы в целом. Для этого человечеству придется решать не только вопросы моральности новых биотехнологий, но и серьезнейшие экологические проблемы, ставящие под угрозу само его существование.
Человек отличается от прочих биологических существ тем, что с одной стороны, биологической, выступает как индивид – представитель вида Homo sapiens, а с другой стороны, социальной, - как личность. Личность – категория духовная, культурная, зависящая от многих факторов. Двуединая природа человека, принципиально выделяющая его из мира животных, позволяет рассматривать человека как особый уровень организации живой материи. Степень проявления той или иной стороны двойственной человеческой природы зависит от жизненных обстоятельств. Главной задачей современного общества является создание таких условий, в которых биологический аспект перестает быть определяющим, а социальный аспект получает наилучшее возможное развитие.
Социальная сущность стала итогом длительного коллективного развития человека, что вызвало развитие определенных способностей, отсутствующих у животных:
• способность к целенаправленным, планомерным действиям;
• способность к творческому отражению действительности (сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний);
• способность к речи и письму;
• способность к совместному труду, в том числе при его разделении;
• создание новых социальных форм общения и моральных норм;
• создание искусственной среды на основе расширяющегося познания природы.
В данной модели стволовые структуры показаны серым цветом, мозжечок отмечен желтым, а кора полушарий большого мозга разделена на доли, которые окрашены в разные цвета. Оранжевым цветом отмечены лобные доли (lobus frontalis), которые отделены центральной бороздой от теменных долей (lobus parietalis, показаны зеленым). Лобные и теменные доли каждого полушария граничат с височными долями (lobus temporalis, отмечены красным), которые отделены от них латеральной бороздой. Синим цветом показаны затылочные доли (lobus occipitalis), которые частично отделяются от теменных долей теменно-затылочной бороздой.
Головной мозг является высшим органом нервной системы. Он управляет функциями организма и регулирует его взаимоотношения с окружающей средой. Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – ок. 1,5 кг. Анатомически головной мозг подразделяют на ствол головного мозга , мозжечок и передний мозг . В переднем мозгу выделяют большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз (одну из важнейших нейроэндокринных желез). От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.
Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником. Кровоснабжение головного мозга обеспечивают в первую очередь сонные артерии; у основания мозга они разделяются на крупные ветви, идущие к различным его отделам. Хотя вес мозга составляет всего 2,5% веса тела, к нему постоянно, днем и ночью, поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно кислорода. Существуют защитные механизмы, способные поддержать мозговой кровоток в случае кровотечения или травмы.
Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга , а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам. Клетки ЦНС называются нейронами; их функция – обработка информации. В мозгу человека от 5 до 20 млрд. нейронов.