А. бета-окисление; В. биосинтез ВЖК

5. На каком этапе синтеза глицерофосфолипидов участвуют липотропные факторы:

а. образования глицерофосфата; б) образования фосфатидной кислоты; в) образования диацилглицерола; г) взаимодействия диацилглицерола с ЦДФ-производными.

С помощью учебника и конспекта лекций проделайте следующее:

1. Нарисуйте схему, иллюстрирующую связь синтеза нейтрального жира и синтеза глицерофосфолипидов в печени. Укажите лимитирующие факторы синтеза глицерофосфатидов.

ЗАНЯТИЕ 17.Метаболизм холестерина.

Цель:изучить биологическую роль, источники в питании; метаболизм холестерина, возможные нарушения. Овладеть методом количественного определения холестерина в сыворотке крови

Значение темы:Холестерол – стерин, содержащийся в животных тканях. Поступает с пищей и синтезируется в организме из ацетил-КоА. Этот синтез – процесс, регулируемый по принципу обратной связи. Холестерол необходим для построения мембран, мицелл желчи, транспортных липопротеидов, провитамина Д, стероидных гормонов и желчных кислот. Высокая концентрация холестерола в желчи может привести к клиническим последствиям – развитию желчнокаменной болезни. Гиперхолестеролемия – один из факторов атеросклеротического поражения сосудов. Знание механизмов синтеза, выведение и транспорта холестерина для выбора мероприятий по профилактике и лечению атеросклероза.

Студент должен знать

1. Строение и функции холестерола.

2. Источники холестерола в питании.

3. Синтез холестерола в тканях организма, регуляторный фермент. Эффек­торы синтеза.

4.Транспортные формы холестерола в крови, их роль в обмене холестерола.

5. Пути использования холестерина, его распад и выведение из организма

6. Образование желчных кислот из холестерола и их выведение.

7.Гиперхолестеролемия. Биохимические основы развития атеросклероза. Коэффициент атерогенности, как показатель, характеризующий предрасположенность к развитию атеросклероза. Биохимические основы лечения гиперхолестеролемии и атеросклероза.

8. Механизм возникновения желчнокаменной болезни (холестериновые камни).

Студент должен уметь:

1. Количественно определить содержание холестерола в сыворотке крови и анализировать полученные результаты.

2. Оценить состояние липидного обмена по биохимическим показателям: содержание в сыворотке крови общих липидов, фосфолипидов, общего хо­лестерола, НЭЖК, холестеринового атерогенного коэффициента.

Студент должен иметь представление:

1.Типы дислипопротеинемий (гиперлипопротеинемий). Причины развития.

2. О биосинтезе холестерола на отрезке мевалоновая кислота → холестерол

Аудиторная работа.

Лабораторная работа: «Количественное определение холестерола в сыворотке крови».

Клинико-диагностическое значение определений: при нарушении липидного обмена содержание (концентрация) холестерола в крови может увеличиваться. Увеличение содержания холестерола в крови (гиперхолестеролемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе. Понижение содержания холестерола в крови (гипохолестеролемия) наблюдается при анемиях, голодании, гипертиреозе, при введении инсулина. Нормальное содержание холестерола в сыворотке крови –3.2 – 5.2 ммоль/л

Принцип метода: холестерол в присутствии уксусного ангидрида и смеси уксусной и серной кислот (реактив Ильке) дает зеленое окрашивание, интенсивность которого пропорционально количеству холестерола.

Ход работы: в сухую (!) пробирку внести 2.0 мл реактива Ильке и по стенке пробирки наслоить 0,1 мл сыворотки крови. Содержимое пробирки встряхнуть 8-10 раз и поместить в термостат при температуре 37оС на 20 мин - развивается зеленое окрашивание. Пробу колориметрировать против воды (кювета 5 мм, светофильтр – красный). По оптической плотности с помощью калибровочного графика (график зависимости оптической плотности от концентрации холестерола) рассчитывают содержание холестерола в сыворотке крови. Полученный результат умножить на коэффициент пересчета в единицы СИ (ммоль/л) – 0,0258.

Результаты оформить в виде протокола. Сравнить с нормой. Сравнить с результатами количественного определения ЛПНП в сыворотке крови (см. результаты предыдущей работы). Сделать предположение о состоянии липидного обмена.

Дать ответы на следующие вопросы и выполнить предложенные задания:

3. Выбрать утверждения, правильно характеризующие функции холестерола в организме:

а) является предшественником холевой к-ты; б) является предшественником желчных кислот; в. является предшественником катехоламинов; г) является предшественником витамина Д; д) используется на построение клеточных мембран; е) является предшественником минералкортикостероидов; ж. является предшественником глюкокортикостероидов; з) является предшественником андрогенов; и) предшественником эстрогенов.

4. Какой из типов холестерола является его резервной формой в клетке:

а) свободный; б) этерифицированный.

5. Составить схему синтеза холестерола, последовательно расположив перечисленные соединения: сквален, ланостерин; гидроксиметилглутарил-КоА, холестерол, ацетил-КоА, ацетоацетил-КоА, мевалоновая кислота.

6. Какие из перечисленных соединений тормозят синтез холестерола:

а. Инсулин; б. Глюкагон; в.Ххолестерол; д. Желчные кислоты

7. Подберите пары правильных утверждений, характеризующие транспорт в крови холестерола:

а. Транспорт экзогенного холестерола осуществляется в составе …;

б. Транспорт эндогенного холестерола к тканям осуществляется в составе…;

в. «Обратный транспорт» холестерола в печень осуществляется в составе…:

А. ЛОНП; Б. хиломикроны; В. ЛПНП; Г. ЛПВП.

8. В формировании каких ЛП участвует фермент лецитинхолестеролацилтрансфераза?

9. Какие соединения обусловливают поддержание гидрофобной молекулы холестерина в мицеллярном состоянии в составе желчи:

фосфолипиды; желчные кислоты; жирные кислоты;

К каким последствиям может привести нарушение этого состояния?

10. Назовите фермент, выполняющий ведущую роль в выведении холестерола из организма в виде желчных кислот:

а. Холестеролэстераза; б.Ллецитинхолестеролацилтрансфераза;

В.7-a-гидроксилаза

11.Какое звено обмена холестерола нарушено при семейной гиперхолесте­ролемии:

активация синтеза холестерола; дефект образования ЛПВП; нарушение циркуляции желчных кислот;. дефект рецепторов ЛПНП.

Сравнить ответы с эталонами. Выяснить причину ошибочного ответа.

Оцените свою работу в процентах положительных ответов.

С помощью учебника и конспекта лекций проделайте следующее:

2.Объясните биохимическую основу принципов, использующихся в комп­лексном лечении гиперхолестеринемии и атеросклероза:

а.Снижение в рационе продуктов животного происхождения;

б. Повышение в рационе продуктов растительного происхождения;

в. Обогащение дневного рациона полиеновыми жирными кислотами;

г. Обогащение рациона витаминами А.Е.С;

д. Использование препаратов, «размыкающих» цикл энтерогепатической циркуляции желчных кислот;

е. Использование препаратов, ингибирующих гидроксиметилглютарилКоА-редуктазу

ж. Использование лекарственных препаратов, ускоряющих катаболизм ЛПОНП через ускорение ЛП-липазы и активирующие окисление ВЖК.

Наши рекомендации