А. бета-окисление; В. биосинтез ВЖК
5. На каком этапе синтеза глицерофосфолипидов участвуют липотропные факторы:
а. образования глицерофосфата; б) образования фосфатидной кислоты; в) образования диацилглицерола; г) взаимодействия диацилглицерола с ЦДФ-производными.
С помощью учебника и конспекта лекций проделайте следующее:
1. Нарисуйте схему, иллюстрирующую связь синтеза нейтрального жира и синтеза глицерофосфолипидов в печени. Укажите лимитирующие факторы синтеза глицерофосфатидов.
ЗАНЯТИЕ 17.Метаболизм холестерина.
Цель:изучить биологическую роль, источники в питании; метаболизм холестерина, возможные нарушения. Овладеть методом количественного определения холестерина в сыворотке крови
Значение темы:Холестерол – стерин, содержащийся в животных тканях. Поступает с пищей и синтезируется в организме из ацетил-КоА. Этот синтез – процесс, регулируемый по принципу обратной связи. Холестерол необходим для построения мембран, мицелл желчи, транспортных липопротеидов, провитамина Д, стероидных гормонов и желчных кислот. Высокая концентрация холестерола в желчи может привести к клиническим последствиям – развитию желчнокаменной болезни. Гиперхолестеролемия – один из факторов атеросклеротического поражения сосудов. Знание механизмов синтеза, выведение и транспорта холестерина для выбора мероприятий по профилактике и лечению атеросклероза.
Студент должен знать
1. Строение и функции холестерола.
2. Источники холестерола в питании.
3. Синтез холестерола в тканях организма, регуляторный фермент. Эффекторы синтеза.
4.Транспортные формы холестерола в крови, их роль в обмене холестерола.
5. Пути использования холестерина, его распад и выведение из организма
6. Образование желчных кислот из холестерола и их выведение.
7.Гиперхолестеролемия. Биохимические основы развития атеросклероза. Коэффициент атерогенности, как показатель, характеризующий предрасположенность к развитию атеросклероза. Биохимические основы лечения гиперхолестеролемии и атеросклероза.
8. Механизм возникновения желчнокаменной болезни (холестериновые камни).
Студент должен уметь:
1. Количественно определить содержание холестерола в сыворотке крови и анализировать полученные результаты.
2. Оценить состояние липидного обмена по биохимическим показателям: содержание в сыворотке крови общих липидов, фосфолипидов, общего холестерола, НЭЖК, холестеринового атерогенного коэффициента.
Студент должен иметь представление:
1.Типы дислипопротеинемий (гиперлипопротеинемий). Причины развития.
2. О биосинтезе холестерола на отрезке мевалоновая кислота → холестерол
Аудиторная работа.
Лабораторная работа: «Количественное определение холестерола в сыворотке крови».
Клинико-диагностическое значение определений: при нарушении липидного обмена содержание (концентрация) холестерола в крови может увеличиваться. Увеличение содержания холестерола в крови (гиперхолестеролемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе. Понижение содержания холестерола в крови (гипохолестеролемия) наблюдается при анемиях, голодании, гипертиреозе, при введении инсулина. Нормальное содержание холестерола в сыворотке крови –3.2 – 5.2 ммоль/л
Принцип метода: холестерол в присутствии уксусного ангидрида и смеси уксусной и серной кислот (реактив Ильке) дает зеленое окрашивание, интенсивность которого пропорционально количеству холестерола.
Ход работы: в сухую (!) пробирку внести 2.0 мл реактива Ильке и по стенке пробирки наслоить 0,1 мл сыворотки крови. Содержимое пробирки встряхнуть 8-10 раз и поместить в термостат при температуре 37оС на 20 мин - развивается зеленое окрашивание. Пробу колориметрировать против воды (кювета 5 мм, светофильтр – красный). По оптической плотности с помощью калибровочного графика (график зависимости оптической плотности от концентрации холестерола) рассчитывают содержание холестерола в сыворотке крови. Полученный результат умножить на коэффициент пересчета в единицы СИ (ммоль/л) – 0,0258.
Результаты оформить в виде протокола. Сравнить с нормой. Сравнить с результатами количественного определения ЛПНП в сыворотке крови (см. результаты предыдущей работы). Сделать предположение о состоянии липидного обмена.
Дать ответы на следующие вопросы и выполнить предложенные задания:
3. Выбрать утверждения, правильно характеризующие функции холестерола в организме:
а) является предшественником холевой к-ты; б) является предшественником желчных кислот; в. является предшественником катехоламинов; г) является предшественником витамина Д; д) используется на построение клеточных мембран; е) является предшественником минералкортикостероидов; ж. является предшественником глюкокортикостероидов; з) является предшественником андрогенов; и) предшественником эстрогенов.
4. Какой из типов холестерола является его резервной формой в клетке:
а) свободный; б) этерифицированный.
5. Составить схему синтеза холестерола, последовательно расположив перечисленные соединения: сквален, ланостерин; гидроксиметилглутарил-КоА, холестерол, ацетил-КоА, ацетоацетил-КоА, мевалоновая кислота.
6. Какие из перечисленных соединений тормозят синтез холестерола:
а. Инсулин; б. Глюкагон; в.Ххолестерол; д. Желчные кислоты
7. Подберите пары правильных утверждений, характеризующие транспорт в крови холестерола:
а. Транспорт экзогенного холестерола осуществляется в составе …;
б. Транспорт эндогенного холестерола к тканям осуществляется в составе…;
в. «Обратный транспорт» холестерола в печень осуществляется в составе…:
А. ЛОНП; Б. хиломикроны; В. ЛПНП; Г. ЛПВП.
8. В формировании каких ЛП участвует фермент лецитинхолестеролацилтрансфераза?
9. Какие соединения обусловливают поддержание гидрофобной молекулы холестерина в мицеллярном состоянии в составе желчи:
фосфолипиды; желчные кислоты; жирные кислоты;
К каким последствиям может привести нарушение этого состояния?
10. Назовите фермент, выполняющий ведущую роль в выведении холестерола из организма в виде желчных кислот:
а. Холестеролэстераза; б.Ллецитинхолестеролацилтрансфераза;
В.7-a-гидроксилаза
11.Какое звено обмена холестерола нарушено при семейной гиперхолестеролемии:
активация синтеза холестерола; дефект образования ЛПВП; нарушение циркуляции желчных кислот;. дефект рецепторов ЛПНП.
Сравнить ответы с эталонами. Выяснить причину ошибочного ответа.
Оцените свою работу в процентах положительных ответов.
С помощью учебника и конспекта лекций проделайте следующее:
2.Объясните биохимическую основу принципов, использующихся в комплексном лечении гиперхолестеринемии и атеросклероза:
а.Снижение в рационе продуктов животного происхождения;
б. Повышение в рационе продуктов растительного происхождения;
в. Обогащение дневного рациона полиеновыми жирными кислотами;
г. Обогащение рациона витаминами А.Е.С;
д. Использование препаратов, «размыкающих» цикл энтерогепатической циркуляции желчных кислот;
е. Использование препаратов, ингибирующих гидроксиметилглютарилКоА-редуктазу
ж. Использование лекарственных препаратов, ускоряющих катаболизм ЛПОНП через ускорение ЛП-липазы и активирующие окисление ВЖК.