Областной открытой олимпиады школьников
«Турнир юных биологов»
Общие положения
1.1. Организационно-методическое сопровождение областной открытой олимпиады «Турнир юных биологов» (далее – Турнир) осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Воронежской области «Воронежская областная станция юных натуралистов» (далее - ВОСЮН) совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Воронежский государственный университет» (далее – ВГУ) и муниципальным бюджетным образовательным учреждением гимназия № 5 городского округа город Воронеж (далее – МБОУ гимназия № 5).
1.2. Турнир - лично-командное состязание школьников общеобразовательных организаций в умении решать исследовательские задачи, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях – научных боях.
1.3. Для проведения Турнира формируется Оргкомитет.
1.4. Для обсуждения в Турнире используется заранее опубликованный список заданий. Это задания открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Условия заданий сформулированы максимально кратко и не содержат всех необходимых для решения данных, поэтому часто необходимо самостоятельно сделать определенные допущения, выбрать модель для построения ответа. Задания выполняются коллективно. Решение задач предполагает проведение самостоятельных теоретических исследований с использованием различных информационных источников. Разрешается помощь при подготовке решений со стороны наставников команд, а также консультации со специалистами.
1.5. Оргкомитет формирует состав жюри из числа преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов образовательных учреждений. Руководители команд также могут быть членами жюри. Председатель жюри является членом Оргкомитета.
Цели и задачи
2.1. Цель – привлечение школьников к практической научной деятельности; обучение нормам и стилю работы в творческих коллективах; усиление межпредметных связей; активация внеклассной работы по биологии; создание условий для реализации и развития творческих способностей учащихся; формирование у учащихся интереса к биологии; поиск школьников, способных применять нестандартные подходы в биологии и находить оригинальные решения.
2.2. Задачи:
· Развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской работе;
· Формирование навыков экспериментальной работы;
· Развитие навыка публичного выступления и обобщения результатов исследовательской работы;
· Привлечение ведущих ученых, аспирантов и студентов к работе с учащимися.
· Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей.
· Повышение профессионального уровня педагогических работников.
Сроки и место проведения
Турнир проводится 9-10 декабря 2017 года на базе МБОУ гимназия № 5 городского округа город Воронеж по адресу: г. Воронеж, ул. Полины Осипенко, д.4.
Участники
4.1. Турнир проводится для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций всех муниципальных районов Воронежской области и из других регионов. Команда может быть сборной из разных школ, или представлять другие учреждения по работе с детьми – центры дополнительного образования, детские клубы и объединения.
4.2. Команда состоит из 3-6 человек. Личный состав команды не может изменяться на протяжении всего Турнира. Команда возглавляется капитаном, который заявляется один раз перед началом игр и является официальным представителем команды во время проведения соревнований.
4.3. Команду сопровождает один или два руководителя. Руководители не являются членами команды. Руководитель команды несет ответственность за жизнь и здоровье членов команды. Руководитель команды имеет право принимать участие в Турнире в качестве члена Жюри или Наблюдателя.
4.4. Участие в Турнире бесплатное.
4.5. Командировочные расходы команд обучающихся – за счет направляющей стороны.
Порядок участия
5.1.До 15 ноября 2017 года руководитель команды или капитан присылает в оргкомитет заявку на участие команды в Турнире.
5.2.До 25 ноября 2017 года руководитель команды или капитан присылает в оргкомитет решение одной из задач Турнира (для участия в заочном этапе Турнира).
5.3.До 1 декабря 2017 года руководитель команды подтверждает участие команды в Турнире.
5.4.Педагогам, не набравшим команду для участия в Турнире, предоставляется возможность стать руководителем сборной команды по согласованию с Оргкомитетом.
Порядок проведения Турнира
6.1.Турнир проводится в форме научных боев. Проводится три отборочных боя, а затем - финальный бой. Отбор команд для участия в финальном бое производится оргкомитетом по сумме баллов, набранных командами в отборочных боях.
6.2.Правила научного боя.
6.2.1. Оргкомитет формирует группы жюри, работающие на каждом бое. В каждой группе назначается ведущий боя, в обязанности которого входит контроль за соблюдением регламента и дисциплины в аудитории. Руководители команд не могут быть членами жюри в аудиториях, где выступают их команды.
6.2.2. В каждом бое участвуют две, три или четыре команды, определяемые жеребьевкой на открытии Турнира. Перед началом каждого боя проводится представление жюри, команд и (если необходимо) жеребьевка, определяющая порядок выступления команд в первом действии. Бой проводится в два, три или четыре действия (в зависимости от количества команд). В первом действии команда выступает в одной из ролей - докладчика (Д), оппонента (О), рецензента (Р) или наблюдателя (Н). В следующих действиях боя команды меняются ролями циклической перестановкой, при этом оппонент становится докладчиком.
Двухкомандный бой | Трехкомандный бой | Четырехкомандный бой | |||||||||
Команда | Действие | Команда | Действие | Команда | Действие | ||||||
Д | О, Р | Д | Р | О | Д | Н | Р | О | |||
О, Р | Д | О | Д | Р | О | Д | Н | Р | |||
Р | О | Д | Р | О | Д | Н |
6.2.3. Перед началом каждого научного боя проводится жеребьёвка. Задания и правила жеребьёвки оглашаются Ведущим боя непосредственно перед началом конкурса. Команда, выигравшая жеребьёвку, получает право определять, какой по счету она будет выбирать для себя порядок смены ролей в бою (это означает, например, что команда-победитель может уступить право первой выбирать порядок смены ролей в бою команде, занявшей второе место).
6.2.4. На протяжении действия члены команды не могут консультироваться с кем-либо, кто не является членом команды, все спорные вопросы решаются Ведущим (по согласованию с Жюри) только с капитанами команд. На Турнире принято ко всем участникам действия обращаться на "Вы".
6.3.Регламент проведения научного боя (в каждом бою – 3 действия).
6.3.1. Последовательность проведения одного действия научного боя:
№ | Этап | Время, мин. |
Оппонент вызывает Докладчика на задачу | ||
Докладчик принимает или отклоняет вызов | ||
Подготовка к докладу | ||
Выступление докладчика | ||
Уточняющие вопросы Оппонента к Докладчику и ответы докладчика | ||
Подготовка к оппонированию | ||
Выступление оппонента | ||
Полемика между докладчиком и оппонентом | ||
Уточняющие вопросы Рецензента к Докладчику и Оппоненту и краткие ответы на них | ||
Подготовка к рецензированию | ||
Выступление Рецензента | ||
Полемика между докладчиком, оппонентом и рецензентом | ||
Выступления членов команд Докладчика, Оппонента, Рецензента, Наблюдателя | 4,5 | |
Вопросы членов Жюри и ответы на них | ||
Заключительное слово Рецензента | 0,5 | |
Заключительное слово Оппонента | 0,5 | |
Заключительное слово Докладчика | 0,5 | |
Выставление оценок Жюри | ||
Оглашение оценок Жюри | ||
Комментарии членов Жюри | ||
ИТОГО |
При необходимости, по согласованию с Жюри, Ведущий имеет право увеличить время на Доклад, полемику и вопросы Жюри, но не более чем на 2 минуты. На финальном бою вопросы и выступления членов Жюри могут продолжаться до 10 минут.
На этапе «Уточняющие вопросы…» команды Оппонента и Рецензента могут только уточнять детали, определения терминов и понятий, имеющие отношение к прослушанному выступлению, и просить разъяснить определенные места выступления или наглядных материалов (рисунков, слайдов презентации), касающиеся недостаточно хорошо освещенных положений доклада или оппонирования. Уточняющий вопрос, например, может начинаться так "правильно ли я Вас понял, что в Вашем исследовании принято допущение, что ... "