ТЕМА XII. Механизмы реакций в органической химии. Реакции биологического окисления
Химическая реакция представляет собой процесс, который сопровождается изменением состава или строения веществ. Биологические процессы в клетке связаны с прохождением химических реакций. Принято подразделять химические процессы на два типа: in vivo- те, что проходят в клетках живых организмов и in vitro – вне организма. Знание закономерностей протекания химических реакций составляет фундамент для обобщения экспериментальных данных, позволяет выявить сходство и различие между разнообразными химическими и биохимическими реакциями и, наконец, помогает управлять ходом того или иного процесса.
По теме занятия студент должен:
знать следующий материал:
- определения: химическая реакция, радикал, нуклеофил, электрофил;
- типы разрыва химических связей, строение промежуточных частиц (радикал, нуклеофил, электрофил и их условные обозначения);
- понятие механизм реакции, связь между строением биоорганического соединения и возможными направлениями и механизмами его реакции;
уметьзаписывать условные обозначения для основных типов реакций органических соединений (S, A, E) с учетом электронной природы активных частиц (R, Nu, E+);определять возможные типы реакции для различных классов органических соединений: алканы – SR; арены – SЕ; алкены – AЕ; карбонильные соединения – AN; спирты, галогенопроизводные - SN, E;классификацией биоорганические реакции по их уравнениям (восстановление, замещение, окисление, присоединение, элиминирование), кофермент НАД+, механизм реакции, нуклеофил, радикал, реакции in vivo и in vitro;
владетьзнанием исследования механизмов химических реакций для понимания действия ферментов, рецепторов, лекарственных средств.
Вопросы для подготовки
1. Типы разрыва химических связей (гомолитический, гетеролитический).
2. Радикал, электрофил, нуклеофил: электронное строение активных частиц, образующихся при разрыве химических связей, влияние заместителей (доноров и акцепторов) на их устойчивость. Супероксид и гидроксид - радикалы, фотолиз воды.
3. Реакции электрофильного присоединения (AE) к ненасыщенным соединениям. Реакции присоединения воды и галогеноводородов к несимметричной двойной связи в алкенах, содержащих донорные и акцепторные группировки (R-CH=CH-X, где X = -СН3, -СООН, -Cl, -CN). Биологическое значение реакций гидратации природных метаболитов с кратными связями.
4. Реакции нуклеофильного присоединения (AN) карбонильных соединений:
а) электронное строение карбонильной группы в альдегидах и кетонах;
б) реакции присоединения воды, циановодорода, спиртов (образования полуацеталей, ацеталей), аминов (образование оснований Шиффа - иминов), тиолов (образование тиополуацеталей);
в) влияние донорных и акцепторных заместителей на реакционную способность карбонильных соединений.
5. Реакции радикального замещения в ряду алканов - галогенирование.
6. Реакции электрофильного замещения в ряду аренов (бензол, его гомологи и производные) - нитрование, галогенирование, сульфирование, алкилирование. Правило замещения. Реакция йодирования тирозина in vivo – биосинтез гормона L-тироксина.
7. Реакции элиминирования (отщепления). На примере дегидратации спиртов и природных метаболитов - яблочной кислоты и 3-гидроксикарбоновых кислот. Биологическое значение реакций элиминирования для молекул природных метаболитов.
8. Реакции окисления-восстановления:
а) окисление спиртов, альдегидов, тиолов;
б) строение и механизм действия кофермента НАД+. Значение гидридного переноса в биохимических процессах.
Задачи и упражнения
1. Составьте схемы гомолитического и гетеролитического разрывов связей в молекулах Cl2, HCl, CH3Cl, Н2О. Какой тип разрыва связей характерен в каждом случае? Почему? Как называются образовавшиеся частица? Укажите условия.
2. Оцените и сопоставьте устойчивость изомерных карбкатионов состава С4Н9+.
3. Запишите уравнения реакций:
а) уксусный альдегид + этанол
б) ацетон + циановодород
в) бензальдегид + анилин
4. Напишите механизм свободнорадикального замещения в реакции взаимодействия хлора с пропаном; 2-метилпропаном.
5. Растворение в воде трихлорэтаналя (хлораля) сопровождается образованием устойчивого хлоральгидрата, который использовался как слабое снотворное средство. Объясните высокую активность хлораля в реакции АN.
6. Запишите уравнения реакций нитрования бензола и фенола и сравните активность двух ароматических соединений. Составьте схему механизма реакции SE на примере бензола.
7. Запишите схему реакции, определите тип реакции, назовите полученные соединения:
а) метиламин + хлорэтан
б) пиридин + хлорметан
8. Какое соединение образуется при окислении гидрохинона (1,4-дигидроксибензола)? Биологическое значение аналогичной реакции в митохондрии.
9.Запишите схему реакции и объясните в конкретных случаях направление присоединения:
а) этен + НОН (HСl , HBr)
б) пропен + НОН (HСl , HBr )
в) пропеновая (акриловая) кислота + НОН
г) 2-бутеновая (кротоновая) кислота + НОН
д) транс-бутендиовая кислота + НОН
10. Запишите уравнение реакции нуклеофильного присоединения к карбонильной группе (AN). Опишите механизм этой реакции. Объясните влияние заместителей (доноров и акцепторов) на активность карбонильных соединений в реакциях присоединения. Все перечисленные реакции AN происходят in vivo, в биологических объектах, в клетках организма человека.
а) присоединение воды (гидратация) метаналя, этаналя, трихлорэтаналя RCHO + HOH →
б) присоединение циановодорода НСN – образование циангидринов RCHO + HCN →
в) присоединение одноатомного спирта ROH – образование полуацеталя RCHO + R1OH →
Дальнейшее взаимодействие полуацеталя со спиртом - образование ацеталя в реакции нуклеофильного замещения SN.
г) присоединение тиола RSH – образование тиополуацеталя
RCHO + RSH →
д) присоединение амина (с последующим элиминированием воды) образование имина RCH=N-R1 (основания Шиффа)
RCHO + R1NH2 →
11. Запишите уравнение реакции электрофильного замещения SE в ароматических соединениях. Запишите механизм реакции электрофильного замещения:
а) нитрование бензола;
б) хлорирование бензола с катализатором;
в) алкилирование бензола с катализатором АlСl3;
г) бромирование фенола.
Сравните активность бензола и фенола. Поясните правило замещения 2,4,6 в бензольном цикле фенола.
12. Запишите уравнение реакции нуклеофильного замещения SN.
Примеры: реакции SN in vitro
а) С2Н5ОН+ НСl ↔
б) С2Н5Сl + НОН ↔
в) С2Н5Сl + NaOH (в среде HOH) →
г) СН3–СНСl–СН3 + 2 NH3 →
д) нагревание этанола с конц. серной кислотой при Т < 140 оС
С2Н5ОН + С2Н5ОН →
Примеры реакции SN , моделирующие реакции in vivo:
а) триметиламин + хлорметан
(СН3)3N + CH3Cl → тетраметиламмоний хлорид
б) пиридин + CH3Cl → N-метилпиридиний хлорид
13. Запишите уравнение реакции элиминирования (Е). Отщепление воды – реакция дегидратации.
а) нагревание этанола с конц. серной кислотой при Т > 175 оС
С2Н5ОН →
б) нагревание галогеналканов со спиртовым раствором щелочи
С2Н5Сl + NaOH (спирт) →
СН3–СНСl–СН3 + NaOH (спирт) →
14. Запишите реакции элиминирования Е in vivo
а) 2-гидроксибутандиовая кислота (яблочная) → НОН + фумаровая кислота
б) 3-гидроксибутановая кислота (β-оксимасляная) → НОН + кротоновая кислота
15. Запишите уравнения окислительно-восстанови-тельных реакций in vivo с участием кофермента НАД+.
1. этанол ↔ этаналь → уксусная кислота;
2. молочная кислота ↔ пировиноградная;
3. 3-гидроксибутановая ↔ 3-оксобутановая (ацетоуксусная);
4. яблочная (2- гидроксибутандиовая) ↔ щавелевоуксусная;
5. этантиол ↔ 1,2-диэтилдисульфид;
6. цистеин ↔ цистин;
Тесты
1. Выберите электрофилы:
1. Br– 2. RO– 3. Br+ 4. Н3О+
5. NH3 6. С2Н5+ 7 Н +
а) 3, 4, 5, 7 б) 1, 2, 5, 6 в) 2, 3, 4, 5, 7
г) 3, 4, 6, 7 д) 1, 3, 6, 7
2. Выберите нуклеофилы:
1. C6H5-NH2 2. Н2О 3. ОН– 4. Н+
5. С2Н5-ОН 6. NH4+
а) 1, 2, 4, 5 б) 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 5
г) 1, 2, 5 д) 4, 6
3. Какие из нижеприведенных соединений вступают в реакцию АЕ по правилу Марковникова:
1. CH2=CH–CN2.СН2=СН–Сl
3. СН2=СН-СООН 4. СН2=СН–СН3
а) 1, 2, 4 б) 2, 3, 4 в) 1, 2, 3 г) 1, 4 д) 2, 4
4. Какие из нижеприведенных соединений вступают в реакцию АЕ против правила Марковникова:
1. СН2=СН–СН32. СН2=СН–Сl 3. СН2=СН–СООН
4 CH2=CH–CN 5. СН3-СН=СН-СООН
а) 2, 3 б) 1, 3 в) 3, 4 г) 2, 3, 4 д) 3, 4, 5
5. Взаимодействие пропена с водой относится к реакции:
а) АR б) АE в) АN г) SE д) SN
6 . Взаимодействие альдегида с 1 моль спирта приводит к образованию соединения:
а) гликозида б) полуацеталя в) кетона
г) лактона д) ацеталя
7. Реакция гидратации пропена относится(выберите тип реакции):
а) АЕ б) АN в) Е г) SN д) SE
8. Кофермент НАДН участвует в реакциях:
а) дегидрирования б) гидратации
в) восстановительных реакциях г) нет верного ответа
9. В составе кофермента НАД+ имеется гетероциклическое соединение:
а) пиррол б) пиримидин в) пиридин
г) имидазол д) тиофен
10. Кофермент НАД+ образован на основе водорастворимого витамина
а) РР б) Р в) С г) В2
д) В1 е) А
Ответы к теме XII
1г; 2в; 3д; 4в; 5б; 6б; 7а; 8в; 9в; 10а.