Модуль IV. Методика изучения раздела «Человек». Модуль V. Методика изучения раздела «Общая биология»
Вид контроля | Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля | Кол-во баллов | Критерии оценки | За семестр | Тема для изучения | Сроки выполнения (№ нед.) |
Текущий | Составление конспекта урока гигиенического содержания (тип урока – изучение нового материала). | 3-6 | 3 балла – конспект краткий, составлен с биологическими и методическими ошибками 4 балла – конспект написан сплошным текстом, без выделения изучаемых вопросов, без указания видов деятельности учащихся 5 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, дано описание основных заболеваний, указаны правила гигиены системы органов 6 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, дано описание основных заболеваний, указаны правила гигиены системы органов и их обоснование | Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобраз. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004. § 9, 12, 21, 27, 35, 40, 42, 64, «Влияние алкоголя и никотина на системы органов человека» | ||
Составление конспекта экскурсии в природу (музей) | 5-10 | 1-5 баллов конспект экскурсии не соответствует требованиям 6 баллов – конспект краткий, составлен с биологическими и методическими ошибками 7 баллов – конспект написан сплошным текстом, без выделения этапов экскурсии 8 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, карточки для самостоя-тельной работы уч-щя содержат одинаковые задания 9 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, карточки для самостоя-тельной работы уч-щя вариативны, но содержат мало заданий 10 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структурировано, карточки для самостоятельной работы уч-щя вариативны, содержат 3-4 задания | Рекомендуемые темы: 1.Весенние явления в жизни растений. Приспособленность растений к среде обитания (Раздел «Растения») 2.Разнообразие видов цветковых растений и их мест обитания (Раздел «Растения») 3.Разнообразие и роль членистоногих в природе (Раздел «Животные») 4.Жизнь птиц весной (Раздел «Животные») 5.Смешанный лес как природный биогеоценоз. Сезонные явления в нем (Раздел «Общая биология») 6.Луг как природный биогеоценоз. Сезонные явления в нем (Раздел «Общая биология») 7.Пруд как природный биогеоценоз. Сезонные явления в нем (Раздел «Общая биология») 8. Экскурсия в ботанический сад по любой тематике. 9. Экскурсия в зоологический музей ПГСГА | |||
Всего | ||||||
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | ||||||
Всего | ||||||
Всего по модулю |
Требования к составлению конспекта на тему: «Кабинет биологии»
1. Организация помещения кабинета:
· Стол учителя.
· Рабочие места учащихся.
· Доска и стендовая наглядность.
· Технические средства обучения и их размещение.
· Оформление окон.
2. Организация лаборантской комнаты:
· Виды наглядности и способы их хранения.
· Самодельная наглядность и ее роль в образовательном процессе.
· Библиотека учителя биологии
3. Организация уголка живой природы:
· Значение для образовательного процесса.
· Растения уголка.
· Животные уголка.
4. Значение и функции кабинета:
· Учебно-воспитательная роль.
· Научно-методическая роль.
· Справочная функция.
· Функция учета и планирования кабинета.
Рекомендуемая литература:
4) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
5) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.
6) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.
Требования к составлению конспекта на тему: «Школьный учебно-опытный участок»
1. Значение учебно-опытного участка для осуществления учебно-воспитательной работы по биологии. (Указать воспитательное значение, реализацию различных форм обучения биологии, отметить значение как материальной базы преподавания биологии).
2. Структура учебно-опытного участка:
· Отдел полевых культур
· Отдел овощных культур
· Отдел плодово-ягодных культур
· Отдел биологии растений: раздел систематики, раздел экологии, дарвиновская площадка
· Отдел цветочно-декоративных культур
· Дендрологический отдел
При описании отделов участка указать структуру самого отдела, выращиваемые растения и их размещение, примерную занимаемую площадь, оптимальное расположение данного отдела на пришкольном участке. (Лучше всего использовать учебник Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской «Общая методика преподавания биологии»).
3. Виды деятельности учащихся в каждом из отделов. (Указать возможные опыты с растениями, возможные наблюдения, виды летних заданий, проведение экскурсий, коллекционирование).
Рекомендуемая литература:
7) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
8) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.
9) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.
Конспект урока.
Тема: Пищеварение в ротовой полости и желудке.
Цель: рассказать о строении ротовой полости и желудка и процессах пищеварения, происходящих в них.
Задачи:
1.Образовательные: изучить, состав слюны, заболевания зубов; выявить условия пищеварения в ротовой полости; рассмотреть акт глотания; рассказать о составе желудочного сока, о нервно-гуморальной регуляции слюноотделения и желудочного сокоотделения.
2.Развивающие: развитие понятий «нервная регуляция», «гуморальная регуляция», «условный рефлекс», «безусловный рефлекс»; развитие умений проводить исследование, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, гигиеническое воспитание на примере объяснения гигиенических правил пищеварения.
Тип урока:комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (эксперимент в форме лабораторной работы).
Оборудование: на каждый стол: чашка Петри, р-р йода, 2 спички, вата, 2 куска накрахмаленной марли; таблица «Строение пищеварительной системы».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
1.Работа по дидактическим карточкам.
2.Работа у доски:
А) Заполнить схему
Пищеварительная система
↓ ↓
Желудочно-кишечный Пищеварительные
тракт железы
Б) Зарисовать строение зуба и отметить его части. Назвать состав зуба и виды зубов с указанием их функций.
В) Рассказать о строении желудочно-кишечного тракта с помощью таблицы, указав последовательность расположения отделов.
3.Работа с классом – диктант.
На доске написаны ответы, из которых учащиеся выбирают правильные на каждый вопрос. Вопросы диктуются учителем устно.
Ответы:
1. Пищевод
2. Аппендикс
3. Желудок
4. Печень
5. Тонкий кишечник
6. Поджелудочная железа
7. Толстый кишечник
8. Двенадцатиперстная кишка
9. Ротовая полость
10. Слюнные железы
Вопросы:
I. Самая большая железа
II. Самый длинный орган ЖКТ
III. Отдел, следующий за желудком
IV. Проводит пищу в желудок
V. Образуют кишечник
VI. Отдел ЖКТ, стенки которого образованы 3-мя слоями гладкой мускулатуры.
VII. Железы, впадающие в 12-типерстную кишку.
VIII. Отдел, где происходит измельчение пищи.
III. Целеполагание.
Факты:
1. Французский король Людовик XV на завтрак съедал: тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, девять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом. Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается.
2. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.
3. От перенасыщения пищевого рациона мясными изделиями в кишечнике начинают развиваться гнилостные микроорганизмы. Они вырабатывают ядовитые вещества, которые через стенки кишечника поступают в кровь и отравляют организм. Предотвращают такое самоотравление кисломолочные продукты: кефир, простокваша.
Итак, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении, о том, что происходит с пищей в пищеварительной системе.