Лекция 2. История естествознания
План лекции
1. Общая периодизация истории естествознания.
2. История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления.
Периодизация истории естествознания
Мы начнем общую периодизацию истории естествознания с античной натурфилософии, к которой мы всё более возвращаемся в построении “натурфилософии компьютерной эпохи“, с целью осознания концептуально-программного вида знания, задающего и общую периодизацию истории естествознания (см. схему 8). Таким образом, начав периодизацию естествознания с протонауки, мы отметим также классику, неоклассику и постнеоклассику естествознания.
Схема 8. Общая периодизация истории естествознания
Периоды | |||||||
Протонаука (с VI в. до н.э.-до XVII в. н.э.) | Классика (XVII-XIX вв.) | Неоклас-сика (XX в.) | Постнео-классика (XXI в.) | ||||
Эпохи | |||||||
Эпоха натурфилософии | Эпоха схоластики и раннего Ренессанса | Эпоха механистического естествознания | Эпоха эволюционных идей в естествознании | Эпоха зарождения неклассического естествознания | Эпоха неклассического естествознания | Эпоха постнеклассического естествознания | |
(с VI в. до н.э.-до II в. н.э.) | (до второй половины XVI в.) | (вторая половина XVI-XVIII вв.) | (XIX в.) | (конец XIX-начало XX вв.) | (XX в.) | (XXI в.) | |
Схема 9. Концептуальные программы и основные концепции античной натурфилософии (с VI в. до н.э. до II в. н.э.)
v Субстанциональная концептуальная программа первоначал мира (Фалес ок. 625 – ок. 547 до н.э.), Анаксимандр (610 – 547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 до н.э.), Гераклит (ок. 540 – ок. 470 до н.э.), Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.), Платон (ок. 428 – ок. 348 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.). v Математическая концептуальная научная программа: Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.), Платон, Евклид (конец IV– пер. половина III вв. до н.э.). v Корпускулярная (атомистическая) концептуальная научная программа, согласно которой мир состоит из материи, которая образуется в результате взаимодействия и движения корпускул (атомов) и пустоты: Левкипп(ок. 550 – ок. 440 до н.э.), Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), Эпикур (341 – 270 до н.э.). v Континуалистская концептуальная научная программа, согласно которой материя бесконечно делима, пустота отсутствует, и материя заполняет все пространство: Анаксагор(ок. 500 – ок. 428 до н.э.), Аристотель.. v Концепция нравственности в познании и действиях: Лао Цзы (IV – III вв. до н.э.), Конфуций (551 – 479 до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон, Эпикур и др. v Концепция целостности теории и практики: Архимед (287 – 242 до н.э.), Герон Александрийский (150 – 100 до н.э.), К. Птоломей (ок. 90 – ок. 160). v Геоцентрическая картина мира: Аристотель, К. Птолемей. |
Схема 10. Концептуальные программы и основные концепции средневековой схоластики и раннего Ренессанса (до 2-ой половины XVI в.).
v Концептуальная программа схоластического антропоцентризма, в рамках которой происходит переход к одной духовной субстанции – всемогущему Богу и Человек предстает как центр Вселенной и конечная цель мироздания: Августин Блаженный Аврелий (350 – 430), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Альберт Великий (ок. 1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1247) и др. v Концепция «любовного» (эмпирического) познания Природы, предполагавшая распространение натурфилософии на Восток и обратное движение восточной мудрости на Запад, развитие абстрактного мышления в поисках отношения общего к единичному и в «традиционно-книжной» культуре: Альберт Великий, Фома Аквинский, Абу Наср аль-Фараби (870 – 950), Мухаммед аль-Батани (850 – 929), Ибн-Рушд (1126 – 1198), Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037), Н. Неморарий (вторая половина XIII в.), Р. Бэкон (1214 – 1292), Т. Брадвардин (1290 – 1349) и др. v Концепция методологического принципа, названного впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости» (У. Оккам (1285 – 1349)). v Концепция «натуральной магии», основанной на вере в чудеса, произведенные Природой, и их использовании человеком («Фаустовский факел» Ренессанса или Возрождения античной красоты, мысли, науки). (Теофраст Парацельс (1493 – 1541), Джироламо Кардано (1511 – 1576), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Кампанелла (1568 – 1639), Ф. Бэкон (1561 – 1626)). |
Схема 11. Концептуальные программы и основные концепции механистического естествознания (вторая половина XVI – XVIII вв.)
v Гелиоцентрическая картина мира и концепция множественности миров: Н. Коперник (1473 – 1543), Джордано Бруно (1548 – 1600), Г. Галилей (1564 – 1642), И. Кеплер (1571 – 1630) и др. v Концепция конструктивно-теоретических моделей аналитического естествознания и рационализма в познании мира: Г. Галилей, Р. Декарт (1596 – 1650). v Становление механистической физической исследовательской программы и на её основе классического естествознания: Г. Галилей, И. Ньютон (1643 – 1727), Г. Лейбниц (1646 – 1716), Р. Гук (1635 – 1703), Б. Паскаль (1623 – 1663) и др. v Установлены классические законы гравитационного и электрического взаимодействия: И. Ньютон, Г. Кавендиш (1731 – 1810), Ш. Кулон (1736 – 1806). v Концепция химического элемента и становление учения о составе химических соединений. Закон сохранения массы при химических реакциях: Р. Бойль (1627 - 1691), М.В. Ломоносов (1711-1765), А. Лавуазье (1743 – 1794). v Концепция бинарной биологической номенклатуры в терминах рода и вида. Принцип иерархического соподчинения таксонов: К. Линней (1707 – 1778). v Концептуальная научная программа аналитической и «небесной» механики: Р. Бошкович (1711-1787), Л. Эйлер (1707 – 1783), Ж. Даламбер (1717 – 1783), Д. Бернулли (1700 – 1782), Ж. Лагранж (1736 – 1813), П. Лаплас (1749 – 1827), У. Гамильтон (1805 – 1865) и др. v Становление парадигмы движения И. Ньютона и классической стратегии естественнонаучного мышления. |