Дорожная карта обновления содержания учебного предмета «Биология»
I уровень | Концепция учебного предмета «Биология» | Дано теоретическое представление о структуре и содержании учебного предмета |
II уровень | ФГОС основного общего и среднего общего образования | Предметные результаты изучения учебного предмета представлены по уровням основного общего и среднего общего образования. По годам обучения распределены разделы учебного предмета, состоящие из тематических блоков с перечнем с дидактических единиц |
III уровень | Примерные программы основного общего и среднего общего образования | По годам обучения приведены планируемые предметные результаты. Содержание разделов распределено на предметные темы с указанием лабораторных и практических работ. Приведен список средств обучения и учебного оборудования |
IV уровень | Авторские и рабочие программы | Содержание предметных тем конкретизировано и представлено в соответствии с авторскими концепциями. |
V уровень | Учебно-методические комплекты | Раскрыто содержание всех дидактических единиц, подлежащих усвоению обучающимися |
2. Модернизация методических подходов и технологий обучения
В условиях личностно-ориентированной парадигмы образования при обучении биологии наиболее эффективными являются педагогические технологии, направленные на максимальную познавательную активность, самореализацию и развитие творчества обучающихся. Обновленные примерные программы учебного предмета «Биология», создаваемые на их основе учебно-методические комплекты, новые образовательные технологии обеспечат достижение выпускниками предметных, метапредметных и личностных результатов федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Необходимы следующие шаги в совершенствовании преподавания биологии:
- Усилить практико-ориентированный подход в преподавании, что предполагает опору на актуальные знания и жизненный опыт учащихся. В частности, при изучении многообразия организмов необходимо частично отказаться от сравнительно-морфологического подхода (связь «структура-функция») в пользу экологического («роль в природе и жизни человека»). Необходимо связывать познание с задачами реальной жизни, предлагать ученикам разрабатывать инженерные, управленческие и технологические инновационные решения, некоторые из которых могут быть более глубоко проработаны и доведены до реализации;
- Развивать навыки критического мышления на основе анализа научных доказательств. В связи с особой важностью медицинских аспектов биологии ввести в школьную программу основы научного и доказательного подхода к медицине;
- Развивать проблемное обучение и деятельностный подход, предполагающий мотивационно-обусловленное взаимодействие учащегося с изучаемым материалом, в ходе которого ученик выступает как активное творческое начало. При таком подходе факты не преподносятся в готовом виде, а проблемы ставятся не только учителем, но и самими обучающимися. Необходимо сформировать представление о биологии не как о застывшем кодексе знаний, а как об активно развивающейся и меняющейся во времени науке.
- В рамках деятельностного подхода развивать обучение через исследование, в том числе разработать систему лабораторных работ исследовательского характера и стимулировать развитие учебно-исследовательской деятельности при выполнении индивидуальных проектов;
- Ввести в преподавание элементы подхода «от общего к частному», в том числе предварять теоретическим введением (включая основы эволюционной теории) курс биологии основной школы;
- Развивать на уроках биологии информационную грамотность и медиаграмотность, в том числе в области медицины, работая с современными источниками информации;
- Внедрять междисциплинарный подход в преподавании биологии, стремиться на уроках биологии интегрировать знания из области физики, химии, математики и других дисциплин, учить применять эти знания в новом контексте, иллюстрировать неразрывное единство всего научного знания и условность границ между дисциплинами;
- Осуществлять дифференцированный подход к обучению, в частности, создать наполненные многообразным содержанием мультимедийные онлайн-порталы, где школьник может выбрать уникальную индивидуальную траекторию в зависимости от собственных пожеланий и личных целей. Подход к преподаванию, сфокусированный не на учителе (фронтальный), а на обучающемся, позволит создать более гибкую систему, учитывающую потребности разных учеников. Могут быть разработаны такие траектории, как биология для будущих инженеров, физиков, врачей и т.д.