Систематика и экология птиц.
Систематика и экология птиц.
Демонстрация умения работать с определителем.
(максимум 20 баллов)
Оборудование и материалы: чучело птицы, определитель.
Ход работы.
1. Пользуясь определителем, определите птицу до вида.
Название вида ______________________________________
Запишите ключ к определению:
2. Опишите систематическое положение предложенной Вам птицы.
Тип | ||
Класс | ||
Отряд | ||
Семейство | ||
Род |
3. По строению тела определите образ жизни птицы (принадлежность к определенной экологической группе) и вероятное местообитание.
Экологическая группа | Местообитание |
4. Перечислите особенности внешнего строения птицы, указывающие на принадлежность к определенной экогруппе.
5. Укажите пищевую специализацию птицы (отметьте галочкой).
фитофаг | малакофаг | герпетофаг | |||
орнитофаг | энтомофаг | хироптерофаг | |||
миофаг | ихтиофаг | детритофаг | |||
некрофаг | мимеркофаг | всеядность |
6. Укажите, к какой группе относится птица:
перелетные | оседлые | кочующие |
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 6-8 февраля 2004 года.
Практический тур.10-11 классы
Задание.
Систематика и эволюция птиц.
Демонстрация умения работать с определителем.
(максимум – 20 баллов)
Оборудование и материалы: чучело птицы, определитель.
Ход работы.
1. Пользуясь определителем, определите птицу до вида.
Название вида ______________________________________
Запишите ключ к определению:
2. Опишите систематическое положение предложенной Вам птицы.
Тип | ||
Класс | ||
Отряд | ||
Семейство | ||
Род |
3. Назовите признаки, возникшие в систематической группе птиц в результате ароморфоза.
4. Перечислите признаки идиоадаптации у предложенной Вам птицы.
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 6-8 февраля 2004 года.
Практический тур.9 классы
Задание.
Морфологический анализ растения.
(максимум 20 баллов)
Оборудование и материалы: гербарный образец растения.
Ход работы.
1. Рассмотрите внимательно предложенное растение.
Определите его (без определителя).
Название вида _________________________________________________
2. Составьте морфологическую характеристику растения по следующему плану:
1. Жизненная форма растения______________________________________________
2. Тип корневой системы __________________________________________________
3. Видоизменения корней (если имеются, записать название) ___________________
________________________________________________________________________
4. Побеги подземные (записать название, если присутствуют у растения) _________
________________________________________________________________________
5. Побеги надземные:
а) по направлению роста в пространстве ___________________________
_______________________________________________________________________
б) по длине междоузлий _________________________________________
_______________________________________________________________________
6. Листья: а) простые, сложные ____________________________________________
б) черешковые, сидячие _________________________________________
в) жилкование _________________________________________________
г) видоизменения листа (если имеется) ____________________________
д) листорасположение ___________________________________________
7. Выборочная характеристика цветка:
а) околоцветник (простой, двойной)________________________________
б) расположение (одиночные / собраны в соцветия; верхушечные /
пазушные)_____________________________________________________
8. Соцветие _____________________________________________________________
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 6-8 февраля 2004 года.
Практический тур.10-11 классы
Задание.
Жизненная форма растения по Раункиеру
фанерофиты | хамефиты | гемикриптофиты | криптофиты | терофиты |
Видоизменения корней
отсутствуют | корнеплоды | бактериальные клубеньки | корневые шишки | втягивающие корни | воздушные корни |
Побеги подземные
отсутствуют | каудекс | корневище | столоны и клубни | луковица |
6. Побеги надземные:
а) по направлению роста в пространстве
прямостоячие | лежачие | ползучие | цепляющиеся | вьющиеся | приподнимающиеся |
б) по длине междоузлий
удлиненные / безрозеточные | полурозеточные | укороченные / розеточные |
7. Листья:
А) | простые | сложные | ||||||||||||||
цельно-крайние | перисто-расчлененные | тройчато-расчлененные | пальчато-расчлененные | парнопе-ристый | непарно-перистый | паль-чатый | тройча-тый | |||||||||
Б) | черешковые | сидячие | ||||||||||||||
В) жилкование: | сетчатое | дуговое | параллельное | |||||||||||||
Г) листорасположение: | мутовчатое | супротивное | спиральное (очередное) | |||||||||||||
Соцветие
простое | сложное | ||||||||||||||||
кисть | колос | початок | головка | щиток | зонтик | корзинка | двойная кисть | сложный зонтик | сложный колос | метелка | дихазий | монохазий | извилина | завиток | двойной завиток | плейохазий | тирс |
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 6-8 февраля 2004 года.
Практический тур.9, 10-11 классы
Задание
Растение. Ответ обоснуйте.
5. Соотнесите увиденное в микроскоп с изображением на рис. Б. Подпишите название частей, отмеченных на рисунке. | |||
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 8-10 января 2003 года.
Практический тур.10,11 классы
Задание.
Проведите эксперимент.
3А. В первую пробирку прилейте р-р перекиси водорода (Н2О2) и оставьте ее в штативе как контрольную.
Объясните полученные результаты опытов 3Б, 3В, 3Г, сравнив их с контролем с контролем (3А). Cделайте выводы.
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 6-8 февраля 2004 года.
Практический тур.10-11 классы
Задание.
Систематика и экология птиц.
Демонстрация умения работать с определителем.
(максимум 20 баллов)
Оборудование и материалы: чучело птицы, определитель.
Ход работы.
1. Пользуясь определителем, определите птицу до вида.
Название вида ______________________________________
Запишите ключ к определению:
2. Опишите систематическое положение предложенной Вам птицы.
Тип | ||
Класс | ||
Отряд | ||
Семейство | ||
Род |
3. По строению тела определите образ жизни птицы (принадлежность к определенной экологической группе) и вероятное местообитание.
Экологическая группа | Местообитание |
4. Перечислите особенности внешнего строения птицы, указывающие на принадлежность к определенной экогруппе.
5. Укажите пищевую специализацию птицы (отметьте галочкой).
фитофаг | малакофаг | герпетофаг | |||
орнитофаг | энтомофаг | хироптерофаг | |||
миофаг | ихтиофаг | детритофаг | |||
некрофаг | мимеркофаг | всеядность |
6. Укажите, к какой группе относится птица:
перелетные | оседлые | кочующие |
Всероссийская олимпиада по биологии.
Областной этап. 6-8 февраля 2004 года.
Практический тур.10-11 классы
Задание.