Направленность тренировочной работы
Фундамент высших достижений в плавании закладывается в подготовительном периоде спортивной тренировки, обеспечивающем эффективность всей последующей работы в годичном цикле [6]. Учебно-тренировочные занятия в начале сезона необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, с обязательным включением дополнительных видов спорта, преследуя цель общей физической подготовки, и постепенным повышением интенсивности физической нагрузки [9]. Выявлено, что значительная по объему и интенсивности физическая нагрузка по плаванию в течение одного месяца с использованием беговых нагрузок в виде активного отдыха приводит к повышению результатов в обоих видах деятельности [18]. Однако в плавании часто встречается недооценка значения такой важной части спортивной тренировки, какой является общая физическая подготовка [21].
Моделирование специальной подготовленности пловцов с помощью определения наиболее значимых факторов может способствовать оптимальному подбору средств и методов в направленности проведения учебно-тренировочного процесса. В современной тренировке пловца существенное внимание уделяется развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, так как подмечено, что пловцы на дистанции 100 метров достигают средней скорости – 1,75 м/сек, преодолевая при этом внешнее сопротивление до 122 кг [18].
Если с первого этапа подготовительного периода использовать повышенный объем работы скоростной направленности при относительной интенсивности до 62%, то это будет способствовать эффективному комплексному развитию двигательных качеств юных пловцов 11-13 лет, обеспечивая улучшение результатов и приспособление к перенесению физических нагрузок [26]. Большой объем тренировочной работы, проводимой на 2-м этапе подготовительного периода с несколько меньшей скоростью, чем требуется при проведении соревнований, обеспечивает улучшение общей и специальной работоспособности пловцов [27].
В течение первых 2-4-х лет спортивной тренировки у пловцов отмечается наибольший прирост скорости плавания, а ее наивысшие показатели достигаются в основном после 5-11 лет тренировочных занятий, причем увеличение происходит скачками (ступенеобразно) [30].
На здоровье юных пловцов не оказывают отрицательного воздействия занятия с большой нагрузкой при объеме интенсивной скоростной работы до 60-65% от общего объема, которая в достаточной степени соответствует их функциональным возможностям [12]. Юные пловцы 8-12-ти лет могут освоить современные тренировочные нагрузки при условии оптимальной организации учебно-тренировочного процесса путем использования 2-х разовых занятий в день, что улучшает функциональные показатели: снижает ЧСС на 7%, увеличивает ЖЕЛ на 14%, MBЛ – на 10% [38]. Обосновано использование больших физических нагрузок в спортивной тренировке по плаванию, которые, вызывая временное снижение работоспособности, в дальнейшем повышают ее относительно исходного уровня [16].
Воспитанию специальной выносливости у пловцов 8-12-ти лет способствуют организация используемых средств, оптимальное распределение объема мышечной работы на длинных, средних и коротких отрезках на 1-2-м этапах подготовительного периода в пропорции 45-40-15% и 25-45-30% [32]. Это создает кумулятивный эффект, обеспечивающий рост спортивных достижений в соревновательном периоде.
Проведение учебно-тренировочных занятий, направленных преимущественно на развитие скоростных качеств, положительно влияет уже в первый месяц, на развитие скоростной выносливости – через 1,5-2 месяца, на выносливость – через 2-2,5 месяца [19].
Предлагается оптимальная последовательность развития двигательных качеств в сдвоенном тренировочном цикле: выносливость – быстрота – скоростная выносливость.
1.3. Специальная подготовка пловцов на суши
Специальная подготовка планируется на базе общей физической подготовки и практически является ее специализированным продолжением [7].
Основной формой специальной подготовки пловцов на суше является тренировка с использованием тренажеров типа «Мини-джи» и «Хюттель». Обычно применяется три типа тренировки:
1. Тренировка на выносливость. Проводится на тренажере «Хюттель» с сопротивлением 60-75% от максимального. Выполняются движения руками брассом сериями (3 раза по 5 минут, или 5 раз по 3 минуты, или 10 раз по 2 минуты). Интервал отдыха между повторениями – 30-60 секунд. Темп движений приблизительно соответствует темпу плавания (48-55 гребков в минуту). Если спортсмен выдерживает такой темп, сопротивление увеличивается на 1-2 резины (пружины). Продолжительность тренировки на выносливость – 20-25 минут.
После серии упражнений на выносливость, если позволяет время желательно провести серию упражнений на максимальное развитие силы. При этом спортсмены выполняют 5-10 подходов к тренажеру (по 3-10 движений в каждом подходе) с постоянным увеличением сопротивления до максимального, рекордного. Эта часть тренировки всегда проводится в форме соревнования, с фиксацией рекордов.
2. Тренировка на специальную выносливость. Проводится также на тренажере «Хюттель». С сопротивлением 70-90% от максимального выполняются более короткие серии, но в более высоком темпе и с большей скоростью.
3. Тренировка на комплексное развитие выносливости и быстроты. Вначале выполняются серии на выносливость (5 раз по 3 минуты, или 10 раз по 2 минуты, или 3 раза по 5 минут). Затем следует работа на быстроту (10 раз по 30 секунд сопротивлением 90-95% от максимального и 10 раз по 20 секунд с увеличением сопротивления во второй серии) [15].
Тренировка всех трех указанных типов проводится и для ног, только в этом случае вместо лопаток к тросам тренажера крепятся лямки для ступней.
Специальная тренировка для ног на тренажерах включается в программу не реже 3 раз в неделю. Ее продолжительность – обычно 15-25 минут «чистого» времени.
Иногда тренировка на тренажерах заменяется упражнениями на наклонной скамье (тележке). В этом случае нагрузка дозируется в зависимости от количества движений и наклона скамьи. Если тренировка на скамье направлена на развитие выносливости, то выполняется, например, серия 10 раз по 50 движений (скамья имеет при этом довольно пологий наклон – 25-30º). Если же тренировка направлена на развитие силы, наклон скамьи больше, а серия составляет 10-20 раз по 20 движений [24].
Также применяется тренажер «Мини-джи», но у спортсменов он менее популярен, потому что на нем трудно дозировать нагрузку.
Планируя тренировку на суше, мы стремимся к тому, чтобы разнообразить средства и методы работы в течение сезона. Это делается для того, чтобы добиться всестороннего воздействия на организм спортсмена, а также для того, чтобы создать условия для психологического переключения.
Дело в том, что современная практика пловца с ее большими и продолжительными нагрузками весьма монотонна и однообразна и нередко приводит к большим психическим перегрузкам. Возможность внести разнообразие лучше всего предоставляется во время занятий на суше [7].
1.4. Специальная подготовка пловцов в воде
В дополнение к специальной подготовке на суше применяется широкий комплекс специальных силовых упражнений в воде, которые обычно называют «силовым плаванием». Рассмотрим наиболее употребительные упражнения «силового плавания».
Плавание с резиновым шнуром. Впервые комплексы упражнений с резиновыми шнурами были разработаны в 1978 году при подготовке к чемпионату мира. В последующие годы проводились длительные практические эксперименты, в результате которых тренировка со шнурами совершенствовалась, уточнялась, пока не стала такой, как в настоящее время.
Мы исходили из того, что плавание с растягиванием резинового шнура создает, прежде всего, дополнительное сопротивление в воде и способствует быстрому росту силовых качеств. Однако это еще не все. Плавая с резиной, спортсмен довольно быстро (быстрее, чем с помощью других средств и приемов) находит правильную координацию движений, повышает слитность (взаимодействие) движений рук и ног, что в целом приводит к быстрому и ощутимому росту скорости плавания (особенно на отрезках 50, 75 и 100 метров).
При плавании с растягиванием шнура исключительно хорошие условия для развития у пловца волевых качеств, что является важным условием для подготовки спортсмена мирового класса. Кроме всех перечисленных факторов немаловажно и то, что при правильной организации тренировка со шнуром вносит в работу пловца определенное разнообразие, вызывает дополнительные эмоции и в целом способствует психологической разгрузке спортсмена [24].
На тренировке применяется резина разного диаметра и разной упругости, чтобы спортсмен был способен во время плавания растягивать шнур на 25 метров. При этом с помощью динамометра мы подбираем шнуры с натяжением 15, 20 и 25 кг для девочек и 20, 25, 30 и 40 кг – для мальчиков. Если шнур при растягивании не дает нужного сопротивления, его немного укорачивают (наматывая на стартовый поручень тумбочки).
Следует заметить, что работа с резиновым шнуром наиболее эффективна тогда, когда она сопровождается постоянным контролем за силой тяги на суше и в воде. Смысл систематических измерений силы тяги (особенно в воде) состоит, прежде всего, в следующем: знание максимальных показателей тяги позволяет тренеру подбирать такие шнуры и такие режимы выполнения упражнения, с которыми спортсмен постоянно должен (хотя бы немного) поработать выше предела своих возможностей – «через не могу».
Вторая причина обязательного измерения силы тяги заключается в том, что сами измерения силы тяги являются для спортсменов постоянным стимулом, т. е. позволяют постоянно фиксировать рост и развитие силовых качеств, и непросто силовых качеств, а именно тех, в которые спортсмены верят (сила тяги в воде в общей координации и отдельно рук и ног) [15].
Широко используется в нашей тренировке и буксировка спортсмена на резиновом шнуре. Этот прием позволяет создать такие условия, при которых спортсмен может плыть со скоростью, превышающей соревновательную.
Очень важно подчеркнуть, что эффективность упражнений с резиновым шнуром в значительной степени зависит от индивидуального подбора как натяжения шнура, так и чередования упражнений.
В целом в программе на работу со шнуром в течение года отводится в среднем 1,5-2 часа в неделю, т. е. 3-4 раза по 30 минут «чистого» времени.
В период непосредственной подготовки к соревнованиям (последние 2-3 недели) в программу включаются два варианта упражнений:
а). Интервальное плавание:
- 15 раз по 25 м при помощи ног, стартуя через 1 минуту 15секунд;
- 10 раз по 25 м при помощи рук, стартуя через каждые 1 минуту 20 секунд;
- 20 раз по 25 м с полной координацией движений, стартуя через 1 минуту.
Интервалы отдыха – возвращение к стенке бассейна – свободное плавание кролем.
б). Повторное плавание на максимальное растягивание шнура: 20 раз с полной координацией движений, 15 раз при помощи ног и 15 раз при помощи рук. Интервалы отдыха – в зависимости от самочувствия, но не более 1-1,5 минут.
Плавание на блоках. Плавание на блоках включается в нашу программу главным образом в подготовительных периодах тренировки, когда закладывается фундамент общей и специальной силовой подготовки. Обычно выполняется следующая стандартная серия:
- груз 8-12 кг, плавание с полной координацией движений, 3 раза по 5 минут;
- груз 5-6 кг, плавание при помощи рук, 3 раза по 5 минут;
- груз 6-8 кг, плавание при помощи ног, 3 раза по 5 минут.