Изменения биоценоза активного ила
Технологические изменения процесса биологической очистки в аэротенках | Ответные изменения в биоценозе активного ила |
Снижение концентрации растворенного кислорода | Преобладание мелких жгутиковых, а также устойчивых к низким концентрациям кислорода ресничных инфузорий. Вытягивание, потеря подвижности и последующее отмирание коловраток. Отрыв вортицелл от стебелька с образованием свободноплавающих форм (зооидов), которые затем раздуваются в виде шара и лопаются. Потеря подвижности ресничек (особенно у кругоресничных инфузорий) |
Увеличение токсичности стоков | Сжатие коловраток (голова и ноги прячутся под грудной панцирь). Снижение подвижности простейших. Увеличение количества цист. |
Увеличение концентрации органических веществ (по БПК5) в сточной воде | Увеличение концентрации свободноплавающих бактерий, а также мелких жгутиковых. Сжатие коловраток. Увеличение количества цист. |
Уменьшение концентрации органических веществ (по БПК5) в сточной воде | Снижение концентрации бактерий. Мельчание простейших. Увеличение количества цист. |
Образование в аэротенке застойных зон, где активный ил оседает (в силу низкой интенсивности аэрации) | Появление червей |
3. Задание.
1. Приготовить прижизненный препарат активного ила, замерив его объем.
2. Выполнить микроскопирование, определив структуру хлопьев, содержание различных групп микроорганизмов.
3. Сделать заключение о состоянии активного ила и качества биологической очистки.
4. Ход работы.
1. Приготовление прижизненного препарата активного ила.
Из пробы иловой смеси с известной концентрацией активного ила (задается преподавателем) отобрать пипеткой и нанести на предметное стекло каплю объемом около 0,05мл (измерить по делениям пипетки). Каплю накрыть покровным стеклом, имеющим размеры 20´20 мм.
Рассчитать количество активного ила в приготовленном препарате:
,
где | - количество ила в препарате, мг; |
- объем препарата, мл; | |
- концентрация ила, г/л. |
2. Микроскопирование с определением структуры хлопьев и содержания различных групп микроорганизмов.
Просмотреть препарат и идентифицировать простейших с точностью до класса и подкласса (до вида – инфузорий Paramecium caudatum и Vorticella microstoma).
Определить средний размер хлопьев и их структуру (рыхлые или компактные, наличие участков минерализации).
При увеличении 600 оценить среднее расстояние между свободноплавающими бактериями и рассчитать их концентрацию ( ):
,
где | – концентрация бактерий, 1/мл; |
– расстояние между бактериями, мкм. |
Найти количество свободноплавающих бактерий в 1 г активного ила:
,
где | - количество свободноплавающих бактерий, тыс. шт./г; |
- концентрация ила, г/л. |
При увеличении 120 просмотреть весь препарат, начиная с угла, как показано на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Траектория движения по препарату в ходе микроскопирования с подсчетом простейших и коловраток
По мере движения по препарату необходимо подсчитывать количество микроорганизмов по группам, представленным в табл. 3.1 и фиксировать состояние микроорганизмов (см. табл. 3.2).
После завершения подсчета простейших и коловраток (во всем препарате) заполнить табл. 3.3, рассчитав количество микроорганизмов каждой группы по формуле:
,
где | - количество микроорганизмов -й группы (амебы, жгутиковые и т.д.), тыс. шт./г активного ила; |
- число микроорганизмов -й группы в препарате, найденное в ходе микроскопирования, шт.; | |
- количество ила в препарате, мг. |
Таблица 3.3