Раздел viii гормональная регуляция обмена веществ

ЗАНЯТИЕ 12

ТЕМА: Классификация и механизм действия белково-пептидных гормонов.

ЦЕЛЬ: Разобрать классификацию и механизмы передачи гормональных сигналов в клетки.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Роль гормонов в регуляции обмена веществ.

2. Механизм действия белково-пептидных гормонов

3. Гормоны гипоталамуса и гипофиза.

4. Гормоны поджелудочной железы и ЖКТ.

5. Гормоны мозгового слоя надпочечников.

Оснащение занятия:

1. 10% -ый раствор NаОН

2. 1%-ый раствор сульфата меди

3. раствор инсулина(ампулы)

4. 1%-ый раствор хлорного железа

5. Аммиак(конц)

6. 0,01%-ый раствор адреналина(ампулы)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Цветные реакции на инсулин. Обнаружение пептидных связей.

Принцип метода:Инсулин как и любой белок образует сине-фиолетовое окрашивание при проведении биуретовой реакции.

Ход работы:К 3 каплям раствора инсулина добавляют 1 каплю 1%-го раствора сульфата меди и 3 капли 10%-го NаОН. Появляется фиолетовое окрашивание.

Делают выводы по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Цветные реакции на адреналин. Реакция с хлорным железом.

Принцип метода:Пирокатехиновое кольцо адреналина образует с хлорным железом окрашенное комплексное соединение зеленого или желтого цвета.

Ход работы:В пробирку вносят 4-5 капель адреналина и добавляют 1 каплю 1%-го раствора хлорного железа. Возникает зеленое окрашивание постепенно переходящее в желтое. После внесения 1 капли амммиака желтая окраска становится коричневой.

Делают выводы по работе.

ЗАНЯТИЕ 13

ТЕМА: Классификация, механизм действия стероидных и тиреоидных гормонов.

ЦЕЛЬ: Разобрать классификацию и механизмы передачи гормональных сигналов в клетки.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Синтез стероидных гормонов в организме

2. Механизм действия стероидных гормонов

3. Минералокортикоиды, их синтез и биологические эффекты

4. Глюкокортикоиды, их синтез и биологические эффекты

5. Половые гормоны, их синтез и биологические эффекты

6. Тиреоидные гормоны, их синтез, механизм действия и биологические эффекты

Оснащение занятия:

1. 30% -ый раствор NаОН

2. 2%-ый раствор мета- динитробензола в этаноле

3. 1%-ый раствор сульфаниловой кислоты

4. 5%-ый раствор азотистокислого натрия

5. углекислый натрий 10%-ый раствор

6. моча

7.Фолликулин (масляный раствор в ампулах)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Обнаружение 17-кетостероидов в моче.

Принцип метода:Реакция основана на способности 17-кетостероидов давать с мета-бензолом в щелочной среде продукт конденсации красно-фиолетового цвета за счет метиленовой группы, соседней с кетогруппой. Интенсивность окраски пропорциональна количеству находящихся в моче 17-кетостероидов.

Ход работы:В пробирку вносят 5 капель мочи, 5 капель 30%-го раствора едкого натра и 5 капель 2%-го раствора мета-динитробензола. Содержимое пробирки перемешивают. Через несколько минут появляется красное окрашивание.

Делают выводы по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Диазореакция на фолликулин (эстрон)

Принцип метода:При взаимодействии диазореактива с эстроном образуется соединение желтого цвета.

Ход работы:Готовят диазореактив. Для этого в пробирке смешивают 3 капли 1%-го раствора сульфаниловой кислоты и 3 капли 5%-го раствора азотистокислого натрия. Затем в пробирку добавляют 3 капли масляного раствора фолликулина и 2 капли 10%-го раствора углекислого натрия. Пробирку встряхивают. Через несколько минут появляется желтое окрашивание.

Делают выводы по работе.

ЗАНЯТИЕ 14

ТЕМА: Гормональная регуляция водно-солевого обмена, обмена кальция и фосфатов.

ЦЕЛЬ: Разобрать механизмы влияния гормонов, участвующих в регуляции обмена воды и минеральных солей в организме.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Синтез и механизм действия антидиуретического гормона.

2. Механизм действия альдостерона. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.

3. Синтез и механизм действия предсердного натриуретического фактора.

4. Синтез и механизм действия паратгормона в регуляции обмена Са и Р.

5. Синтез и механизм действия кальцитриола и кальцитонина.

Оснащение занятия:

1. 4%-ый раствор щавелевокислого аммония

2. 2%-ый раствор аммиака

3. 1н. раствор серной кислоты

4. 0,01н. раствор марганцовокислого калия

5. Сыворотка крови

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Количественное определение кальция в сыворотке

Крови.

Принцип метода:Метод основан на осаждении кальция из сыворотки в виде щавелевокислого кальция, который разлагается при нагревании с серной кислотой. Образовавшаяся щавелевая кислота оттитровывается перманганатом калия и по ее количеству определяют то количество кальция, которое было с ней связано.

Ход работы:Берут две пробирки. В первую наливают 2 мл воды(контрольная проба), а во вторую 1 мл воды и 1 мл сыворотки (опытная проба). В обе пробирки добавляют по 1 мл 4%-го раствора щавелевокислого аммония, встряхивают и оставляют на 20 минут, после чего пробирки центрифугируют 5 минут при 3000 об/мин. Надосадочную жидкость осторожно сливают и добавляют к осадку щавелевокислого кальция по 2 мл 2%-го раствора аммиака, чтобы отмыть осадок от избытка щавелевокислого аммония. Пробирки встряхивают и снова центрифугируют. Надосадочную жидкость сливают, добавляют в обе пробирки по 1 мл 1н. раствора серной кислоты, перемешивают стеклянными палочками и помещают на 2 мин. в горячую водяную баню. Затем горячий раствор титруют при помешивании 0,01 н. раствором перманганата калия до появления слаборозовой окраски, не исчезающей в течение одной минуты.

Расчет производят по формуле: Х = 0,2 ´ (А - В) ´ 100,

где Х - количество кальция в мг%; А - количество 0,01 н. раствора перманганата калия в мл, израсходованное на титрование опытной пробы; В - количество 0,01 н. раствора перманганата калия в мл, израсходованное на титрование контрольной пробы; 0,2 - количество кальция в мг, эквивалентное 1 мл 0,01 н. раствора перманганата калия; 100 - коэффициент для пересчета на 100 мл сыворотки.

Концентрация кальция в ммоль/л равна полученному значению Х умноженному на 0,25.

РАЗДЕЛ IX БИОХИМИЯ КРОВИ

ЗАНЯТИЕ 15

ТЕМА: Биохимия крови.

ЦЕЛЬ: Разобрать химический состав крови, функции крови, свертывающую и противосвертывающую системы крови.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Функции крови в организме.

2. Свертывающая система крови.

3. Противосвертывающая система крови.

4. Белки плазмы крови.

Оснащение занятия:

1. 0,1% -ый раствор хлористого кальция

2. Сыворотка крови

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Проба Вельтмана.

Принцип метода:Принцип метода заключается в том, что в присутствии хлористого кальция глобулины плазмы крови образуют осадок. Альбумины в этих условиях препятствуют выпадению глобулинов, поэтому снижения содержания альбуминов или увеличение количества глобулинов в крови облегчает появление осадка.

Ход работы:Берут 10 пробирок с растворами хлорида кальция убывающей концентрации от 0,1% до 0,01%. Для этого делают ряд разведений, как показано в таблице:

№пробирки 0,1% раствор хлорида кальция (мл) Вода (мл) Концентрация хлорида кальция %
5,0 0,1
4,5 0,5 0,09
4,0 1,0 0,08
3,5 1,5 0,07
3,0 2,0 0,06
2,5 2,5 0,05
2,0 3,0 0,04
1,5 3,5 0,03
1,0 4,0 0,02
0,5 4,5 0,01

Затем во все пробирки, начиная с 10-й, добавляют по 0,1 мл сыворотки, перемешивают и помещают их в кипящую водяную баню на 15 минут. После чего отмечают в каких пробирках появились хлопья осадка(но не помутнение).

В норме выпадение хлопьев (флокуляция) происходит вплоть до 7-й пробирки с концентрацией хлорида кальция 0,04%. Появление хлопьев в пробирках с более низкой концентрацией хлорида кальция указывает на наличие в организме патологического процесса, сопровождаещееся изменением соотношений между белковыми фракциями в пользу глобулинов. Это бывает при болезни Боткина, атрофии печени и т.д. Появление хлопьев в 8-10-й пробирках называется расширением полосы коагуляции. При ряде состояний полоса коагуляции, наоборот, может суживаться, как, например, при воспалительных процессах, опухолях и других заболеваниях.

Делают выводы по работе.

ЗАНЯТИЕ 16

ВОПРОСЫ 2-Й РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Обмен серина и глицина.

2. Обмен серосодержащих аминокислот. Образование активного метионина.

3. Синтез креатина и его роль в организме.

4. Обмен фенилаланина и тирозина.

5. Переваривание нуклеопротеинов в ЖКТ

6. Источники синтеза пуриновых нуклеотидов в тканях.

7. Катаболизм пуриновых нуклеотидов в кишечнике и тканях.

8. Нарушения обмена пуриновых нуклеотидов. Гиперурикемия, подагра.

9. Синтез пиримидиновых нуклеотидов.

10. Катаболизм пиримидиновых нуклеотидов.

11. Синтез гема. Регуляция синтеза гема.

12. Распад гема.

13. Обмен билирубина. Роль печени в обезвреживании билирубина и его выведения из организма.

14. Диагностическая роль определения билирубина. Типы желтух.

15. Организация эндокринной системы. Система иерархий.

16. Классификация гормонов.

17. Молекулярный механизм действия белково-пептидных гормонов и катехоламинов.

18. Аденилатциклазная система проведения гормонального сигнала.

19. Молекулярный механизм действия стероидных и тиреоидных гормонов.

20. Гормоны гипоталамуса. Либерины и статины.

21. Гормоны гипофиза.

22. Гормоны щитовидной железы.

23. Гормоны коры надпочечников.

24. Синтез глюкокортикоидов.

25. Синтез минералокортикоидов.

26. Синтез андрогенов.

27. Гормоны мозгового слоя надпочечников. Синтез катехоламинов.

28.Гормоны поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта.

29. Антидиуретический гормон и его роль в регуляции водного баланса организма.

30. Альдостерон и его роль в регуляции электролитного баланса организма.

31. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.

32. Предсердный натриуретический фактор и его роль в регуляции водно-солевого

обмена.

33. Паратгормон и его роль в регуляции обмена кальция и фосфора.

34. Кальцитриол, строение, синтез и роль в регуляции обмена кальция и фосфора.

35. Кальцитонин и его роль в регуляции обмена кальция и фосфора.

36. Функции крови в организме.

37. Свертывающая система крови. Факторы свертывания крови.

38. Противосвертывающая система крови.

39. Основные белковые фракции крови. Диспротеинемии.

40. Сывороточный альбумин и его роль в поддержании осмотического давления

плазмы крови.

41. Белки острой фазы.

ЗАНЯТИЕ 17

ВОПРОСЫ 3-Й РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ СОСТОЯТ ИЗ ВОПРОСОВ 1-Й И 2-Й РУБЕЖНЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Наши рекомендации