Раздел viii гормональная регуляция обмена веществ
ЗАНЯТИЕ 12
ТЕМА: Классификация и механизм действия белково-пептидных гормонов.
ЦЕЛЬ: Разобрать классификацию и механизмы передачи гормональных сигналов в клетки.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Роль гормонов в регуляции обмена веществ.
2. Механизм действия белково-пептидных гормонов
3. Гормоны гипоталамуса и гипофиза.
4. Гормоны поджелудочной железы и ЖКТ.
5. Гормоны мозгового слоя надпочечников.
Оснащение занятия:
1. 10% -ый раствор NаОН
2. 1%-ый раствор сульфата меди
3. раствор инсулина(ампулы)
4. 1%-ый раствор хлорного железа
5. Аммиак(конц)
6. 0,01%-ый раствор адреналина(ампулы)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Цветные реакции на инсулин. Обнаружение пептидных связей.
Принцип метода:Инсулин как и любой белок образует сине-фиолетовое окрашивание при проведении биуретовой реакции.
Ход работы:К 3 каплям раствора инсулина добавляют 1 каплю 1%-го раствора сульфата меди и 3 капли 10%-го NаОН. Появляется фиолетовое окрашивание.
Делают выводы по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Цветные реакции на адреналин. Реакция с хлорным железом.
Принцип метода:Пирокатехиновое кольцо адреналина образует с хлорным железом окрашенное комплексное соединение зеленого или желтого цвета.
Ход работы:В пробирку вносят 4-5 капель адреналина и добавляют 1 каплю 1%-го раствора хлорного железа. Возникает зеленое окрашивание постепенно переходящее в желтое. После внесения 1 капли амммиака желтая окраска становится коричневой.
Делают выводы по работе.
ЗАНЯТИЕ 13
ТЕМА: Классификация, механизм действия стероидных и тиреоидных гормонов.
ЦЕЛЬ: Разобрать классификацию и механизмы передачи гормональных сигналов в клетки.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Синтез стероидных гормонов в организме
2. Механизм действия стероидных гормонов
3. Минералокортикоиды, их синтез и биологические эффекты
4. Глюкокортикоиды, их синтез и биологические эффекты
5. Половые гормоны, их синтез и биологические эффекты
6. Тиреоидные гормоны, их синтез, механизм действия и биологические эффекты
Оснащение занятия:
1. 30% -ый раствор NаОН
2. 2%-ый раствор мета- динитробензола в этаноле
3. 1%-ый раствор сульфаниловой кислоты
4. 5%-ый раствор азотистокислого натрия
5. углекислый натрий 10%-ый раствор
6. моча
7.Фолликулин (масляный раствор в ампулах)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Обнаружение 17-кетостероидов в моче.
Принцип метода:Реакция основана на способности 17-кетостероидов давать с мета-бензолом в щелочной среде продукт конденсации красно-фиолетового цвета за счет метиленовой группы, соседней с кетогруппой. Интенсивность окраски пропорциональна количеству находящихся в моче 17-кетостероидов.
Ход работы:В пробирку вносят 5 капель мочи, 5 капель 30%-го раствора едкого натра и 5 капель 2%-го раствора мета-динитробензола. Содержимое пробирки перемешивают. Через несколько минут появляется красное окрашивание.
Делают выводы по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Диазореакция на фолликулин (эстрон)
Принцип метода:При взаимодействии диазореактива с эстроном образуется соединение желтого цвета.
Ход работы:Готовят диазореактив. Для этого в пробирке смешивают 3 капли 1%-го раствора сульфаниловой кислоты и 3 капли 5%-го раствора азотистокислого натрия. Затем в пробирку добавляют 3 капли масляного раствора фолликулина и 2 капли 10%-го раствора углекислого натрия. Пробирку встряхивают. Через несколько минут появляется желтое окрашивание.
Делают выводы по работе.
ЗАНЯТИЕ 14
ТЕМА: Гормональная регуляция водно-солевого обмена, обмена кальция и фосфатов.
ЦЕЛЬ: Разобрать механизмы влияния гормонов, участвующих в регуляции обмена воды и минеральных солей в организме.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Синтез и механизм действия антидиуретического гормона.
2. Механизм действия альдостерона. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.
3. Синтез и механизм действия предсердного натриуретического фактора.
4. Синтез и механизм действия паратгормона в регуляции обмена Са и Р.
5. Синтез и механизм действия кальцитриола и кальцитонина.
Оснащение занятия:
1. 4%-ый раствор щавелевокислого аммония
2. 2%-ый раствор аммиака
3. 1н. раствор серной кислоты
4. 0,01н. раствор марганцовокислого калия
5. Сыворотка крови
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Количественное определение кальция в сыворотке
Крови.
Принцип метода:Метод основан на осаждении кальция из сыворотки в виде щавелевокислого кальция, который разлагается при нагревании с серной кислотой. Образовавшаяся щавелевая кислота оттитровывается перманганатом калия и по ее количеству определяют то количество кальция, которое было с ней связано.
Ход работы:Берут две пробирки. В первую наливают 2 мл воды(контрольная проба), а во вторую 1 мл воды и 1 мл сыворотки (опытная проба). В обе пробирки добавляют по 1 мл 4%-го раствора щавелевокислого аммония, встряхивают и оставляют на 20 минут, после чего пробирки центрифугируют 5 минут при 3000 об/мин. Надосадочную жидкость осторожно сливают и добавляют к осадку щавелевокислого кальция по 2 мл 2%-го раствора аммиака, чтобы отмыть осадок от избытка щавелевокислого аммония. Пробирки встряхивают и снова центрифугируют. Надосадочную жидкость сливают, добавляют в обе пробирки по 1 мл 1н. раствора серной кислоты, перемешивают стеклянными палочками и помещают на 2 мин. в горячую водяную баню. Затем горячий раствор титруют при помешивании 0,01 н. раствором перманганата калия до появления слаборозовой окраски, не исчезающей в течение одной минуты.
Расчет производят по формуле: Х = 0,2 ´ (А - В) ´ 100,
где Х - количество кальция в мг%; А - количество 0,01 н. раствора перманганата калия в мл, израсходованное на титрование опытной пробы; В - количество 0,01 н. раствора перманганата калия в мл, израсходованное на титрование контрольной пробы; 0,2 - количество кальция в мг, эквивалентное 1 мл 0,01 н. раствора перманганата калия; 100 - коэффициент для пересчета на 100 мл сыворотки.
Концентрация кальция в ммоль/л равна полученному значению Х умноженному на 0,25.
РАЗДЕЛ IX БИОХИМИЯ КРОВИ
ЗАНЯТИЕ 15
ТЕМА: Биохимия крови.
ЦЕЛЬ: Разобрать химический состав крови, функции крови, свертывающую и противосвертывающую системы крови.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Функции крови в организме.
2. Свертывающая система крови.
3. Противосвертывающая система крови.
4. Белки плазмы крови.
Оснащение занятия:
1. 0,1% -ый раствор хлористого кальция
2. Сыворотка крови
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Проба Вельтмана.
Принцип метода:Принцип метода заключается в том, что в присутствии хлористого кальция глобулины плазмы крови образуют осадок. Альбумины в этих условиях препятствуют выпадению глобулинов, поэтому снижения содержания альбуминов или увеличение количества глобулинов в крови облегчает появление осадка.
Ход работы:Берут 10 пробирок с растворами хлорида кальция убывающей концентрации от 0,1% до 0,01%. Для этого делают ряд разведений, как показано в таблице:
№пробирки | 0,1% раствор хлорида кальция (мл) | Вода (мл) | Концентрация хлорида кальция % |
5,0 | 0,1 | ||
4,5 | 0,5 | 0,09 | |
4,0 | 1,0 | 0,08 | |
3,5 | 1,5 | 0,07 | |
3,0 | 2,0 | 0,06 | |
2,5 | 2,5 | 0,05 | |
2,0 | 3,0 | 0,04 | |
1,5 | 3,5 | 0,03 | |
1,0 | 4,0 | 0,02 | |
0,5 | 4,5 | 0,01 |
Затем во все пробирки, начиная с 10-й, добавляют по 0,1 мл сыворотки, перемешивают и помещают их в кипящую водяную баню на 15 минут. После чего отмечают в каких пробирках появились хлопья осадка(но не помутнение).
В норме выпадение хлопьев (флокуляция) происходит вплоть до 7-й пробирки с концентрацией хлорида кальция 0,04%. Появление хлопьев в пробирках с более низкой концентрацией хлорида кальция указывает на наличие в организме патологического процесса, сопровождаещееся изменением соотношений между белковыми фракциями в пользу глобулинов. Это бывает при болезни Боткина, атрофии печени и т.д. Появление хлопьев в 8-10-й пробирках называется расширением полосы коагуляции. При ряде состояний полоса коагуляции, наоборот, может суживаться, как, например, при воспалительных процессах, опухолях и других заболеваниях.
Делают выводы по работе.
ЗАНЯТИЕ 16
ВОПРОСЫ 2-Й РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Обмен серина и глицина.
2. Обмен серосодержащих аминокислот. Образование активного метионина.
3. Синтез креатина и его роль в организме.
4. Обмен фенилаланина и тирозина.
5. Переваривание нуклеопротеинов в ЖКТ
6. Источники синтеза пуриновых нуклеотидов в тканях.
7. Катаболизм пуриновых нуклеотидов в кишечнике и тканях.
8. Нарушения обмена пуриновых нуклеотидов. Гиперурикемия, подагра.
9. Синтез пиримидиновых нуклеотидов.
10. Катаболизм пиримидиновых нуклеотидов.
11. Синтез гема. Регуляция синтеза гема.
12. Распад гема.
13. Обмен билирубина. Роль печени в обезвреживании билирубина и его выведения из организма.
14. Диагностическая роль определения билирубина. Типы желтух.
15. Организация эндокринной системы. Система иерархий.
16. Классификация гормонов.
17. Молекулярный механизм действия белково-пептидных гормонов и катехоламинов.
18. Аденилатциклазная система проведения гормонального сигнала.
19. Молекулярный механизм действия стероидных и тиреоидных гормонов.
20. Гормоны гипоталамуса. Либерины и статины.
21. Гормоны гипофиза.
22. Гормоны щитовидной железы.
23. Гормоны коры надпочечников.
24. Синтез глюкокортикоидов.
25. Синтез минералокортикоидов.
26. Синтез андрогенов.
27. Гормоны мозгового слоя надпочечников. Синтез катехоламинов.
28.Гормоны поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта.
29. Антидиуретический гормон и его роль в регуляции водного баланса организма.
30. Альдостерон и его роль в регуляции электролитного баланса организма.
31. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.
32. Предсердный натриуретический фактор и его роль в регуляции водно-солевого
обмена.
33. Паратгормон и его роль в регуляции обмена кальция и фосфора.
34. Кальцитриол, строение, синтез и роль в регуляции обмена кальция и фосфора.
35. Кальцитонин и его роль в регуляции обмена кальция и фосфора.
36. Функции крови в организме.
37. Свертывающая система крови. Факторы свертывания крови.
38. Противосвертывающая система крови.
39. Основные белковые фракции крови. Диспротеинемии.
40. Сывороточный альбумин и его роль в поддержании осмотического давления
плазмы крови.
41. Белки острой фазы.
ЗАНЯТИЕ 17
ВОПРОСЫ 3-Й РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ СОСТОЯТ ИЗ ВОПРОСОВ 1-Й И 2-Й РУБЕЖНЫХ АТТЕСТАЦИЙ