Раздел v обмен и функции углеводов
ЗАНЯТИЕ 12
ТЕМА: Строение и свойства углеводов.
ЦЕЛЬ: Изучить структурную организацию моносахаридов, олигосахаридов и полисахаридов.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Общая характеристика и классификация углеводов.
2. Строение и свойства моносахаридов. Альдозы и кетозы.
3. Строение и свойства олигосахаридов. Важнейшие дисахариды.
4. Строение и свойства полисахаридов. Гомополисахариды и гетерополисахариды.
Оснащение занятия:
Реактивы: 1. 1%-ный раствор глюкозы
2. 1%-ный раствор фруктозы
3. 1%-ный раствор мальтозы
4. 1%-ный раствор лактозы
5. 1%-ный раствор сахарозы
6. 1%-ный раствор сернокислой меди
7. 10%-ный раствор едкого натра
8. 10%-ный раствор серной кислоты
9. 0,1%-ный раствор крахмала
10. 0,1%-ный раствор гликогена
11. 1%-ный раствор Люголя
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Реакция Троммера
Принцип метода:В щелочной среде альдегидная группа моносахаридов при нагревании окисляется, восстанавливая ионы меди. При этом гидрат окиси меди голубого цвета восстанавливается в гидрат закиси меди желтого цвета или в закись меди кирпично-красного цвета. Сахара, не имеющие свободную альдегидную группу реакции Троммера не дают.
Ход работы: Берут2 пробирки. В первую пробирку добавляют 2 капли раствора глюкозы, а во вторую - фруктозы. Затем в каждую пробирку добавляют по 2 капли 10%-го раствора едкого натра, после чего добавляют по капле 1%-го раствора сульфата меди и нагревают. Сначала появляется желтое, затем оранжевое и, наконец, кирпично-красное окрашивание.
Делают выводы по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Восстанавливающие свойства дисахаидов
Принцип метода:Дисахариды, имеющие свободный глюкозидный (полуацетальный) гидроксил, такие как мальтоза и лактоза, способны восстанавливать металлы. Сахароза, у которой отсутствует свободный полуацетальный гидроксил, не обладает способностью к восстанавлению металлов.
Ход работы:Берут 3 пробирки. В первую добавляют 3 капли раствора мальтозы, во вторую - столько же лактозы и в третью - сахарозы. Затем с каждым дисахаридом проделывают реакцию Троммера. Для этого добавляют в каждую пробирку по 2 капли раствора едкого натра и по 1 капле раствора сульфата меди. После нагревания в первой и второй пробирках происходит восстановление меди с появлением желтого и красного окрашивания, в третьей пробирке с сахарозой окраска не появляется.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Восстановление меди продуктами гидролиза сахарозы
Принцип метода:Сахароза, молекула которой состоит из моносахаридов глюкозы и фруктозы, не обладает редуцирующей способностью, поскольку глюкоза и фруктоза соединены друг с другом полуацетальными гидроксилами. Если сахарозу гидролизовать, то с появлением в растворе свободных молекул глюкозы и фруктозы появляется и способность восстанавливать металлы.
Ход работы:В пробирку вносят 3-4 капли раствора сахарозы, 2 капли серной кислоты и нагревают до кипения. Затем пробирку охлаждают и добавляют 4 капли раствора едкого натра и 1 каплю раствора сульфата меди, после чего пробирку снова нагревают. Появляется желтое или красное окрашивание.
Делают выводы по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 Цветные реакции на крахмал и гликоген
Принцип метода:Ионы йода окрашивают молекулы крахмала в синий цвет, а молекулы гликогена - в красно-бурый.
Ход работы:Берут 2 пробирки. В первую добавляют 3 капли раствора крахмала, а во вторую - столько же раствора гликогена. В обе пробирки добавляют по 1 капле раствора Люголя ( раствор иода и иодистого калия). Появляется синее и красно-бурое окрашивание.
Делают выводы по работе.
ЗАНЯТИЕ 13
ТЕМА: Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Синтез и распад гликогена в печени.
ЦЕЛЬ: Изучить механизм переваривания углеводов и роль в этом процессе ферментов желудочно-кишечного тракта. Разобрать системы транспорта моносахаридов из ЖКТ в кровеносное русло, обмен гликогена в печени.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Переваривание углеводов. Ферменты, обеспечивающие гидролиз полисахаридов до моносахаридов.
2. Всасывание углеводов через кишечную стенку.
3. Механизм транпорта глюкозы и других моносахаридов из кишечника в кровь и из крови в клетки тканей. Белки-переносчики.
4. Синтез и распад гликогена.
5. Регуляция обмена гликогена в печени.
Оснащение занятия:
Реактивы: 1. a-амилаза слюны(разведенная 1: 10)
2. крахмал 0,1%-ный
3. Раствор Люголя(0,1%-ный раствор иода в 0,2%-ом растворе иодида
калия)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Определение активности a-амилазы слюны.
Принцип метода:Метод основан на определении наименьшего количества амилазы полностью расщепляющего весь добавленный крахмал. Амилазная активность слюны выражается количеством 0,1%-го раствора крахмала в миллилитрах, которое расщепляется 1 мл неразведенной слюны при температуре 38° С в течение 30 минут и обозначается А38°/30¢. В норме амилазная активность слюны равна 160-320. Этот метод можно использовать для определения активности амилазы в других биологических жидкостях (кровь, моча).
Ход работы:В 10 пробирок наливают по 1 мл воды, затем в первую пробирку добавляют 1 мл разведенной в 10 раз слюны и перемешивают, после чего переносят 1 мл смеси во вторую пробирку, также перемешивают, отбирают 1 мл смеси и переносят в третью пробирку и т. д. до десятой пробирки. Из десятой пробирки отбирают 1 мл смеси и выливают. Во все пробирки добавляют по 1 мл воды и по 2 мл 0,1%-го раствора крахмала, перемешивают и инкубируют 30¢ при 38° С. Затем пробирки охлаждают и в каждую добавляют по 1 капле раствора Люголя. При этом пробирки окрашиваются в желтоватый, розоватый и фиолетовый цвет. Отмечают последнюю пробирку с желтоватой окраской, где гидролиз крахмала прошел полностью, и делают расчет. Полученные данные заносят в таблицу.
№ пробирки | ||||||||||
разведение | 1:20 | 1:40 | 1:80 | 1:160 | 1:320 | 1:640 | 1:1280 | 1:2560 | 1:5120 | 1:10240 |
окраска (+) |
Расчет амилазной активности производится следующим образом: определив номер пробирки, в которой крахмал полностью гидролизовался, по таблице уточняется степень разведения слюны. Например, для пробирки №4 степень раз ведения слюны составляет 160 раз. Соответственно, чтобы рассчитать сколько 0,1%-го крахмала гидролизует 1 мл неразведенной слюны, нужно составить пропорцию:
1/160 мл - 2 мл 0,1%-го крахмала
1 мл - Х
При этом Х=2´1´160=320 мл. Следовательно, А38°/30¢ равна
320.
ЗАНЯТИЕ 14
ТЕМА: Катаболизм глюкозы.
ЦЕЛЬ: Изучить пути утилизации глюкозы в качестве источника энергии для жизнедеятельности клеток.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Анаэробный распад глюкозы. Ферменты гликолиза.
2. Энергетический выход гликолиза.
3. Аэробный распад глюкозы. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты в пируватдегидрогеназном комплексе.
4. Пути переноса водорода из цитоплазмы в митохондрии. Глицерофосфатный и малат-аспартатный челночные механизмы.
5. Энергетический выход аэробного окисления глюкозы до конечных продуктов распада.
Оснащение занятия:
Реактивы: 1. фенол 1%-ый раствор
2. хлорное железо 1%-ый раствор
3. гликоген(крахмал) 1%-ный раствор
4. трихлоруксусная кислота 10%-ый раствор
5. вазелиновое масло
6. фосфатный буфер, рН 8 (6,55 г двузамещенного фосфорнокислого
натрия и 0,265 г однозамещенного фосфорнокислого натрия до 1 л
раствора)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Определение молочной кислоты в мышцах.
Принцип метода:В процессе распада гликогена в мышцах образующаяся глюкоза расщепляется под действием ферментов гликолиза до молочной кислоты. Поэтому, о процессах гликогенолиза и гликолиза можно судить по скорости образования молочной кислоты. Определение молочной кислоты происходит за счет реакции Уффельмана, когда молочная кислота в присутствии фенолята железа, окрашенного в фиолетовый цвет, образует лактат железа желто-зеленого цвета.
Ход работы:Берут 2 пробирки. В каждую добавляют по 3 мл фосфатного буфера и по 1 мл 1%-го раствора гликогена или крахмала. В первую пробирку добавляют 1 мл воды, а во вторую - 1 мл10%-го раствора ТХУ. Затем в обе пробирки вносят по 1 г свежеприготовленной мышечной кашицы и добавляют по 10 капель вазелинового масла для создания анаэробной среды, после чего инкубируют пробирки при 38°С в течение 30-60 мин. После инкубации в первую пробирку добавляют 1 мл 10%-го раствора ТХУ, а во вторую - 1 мл воды и перемешивают. Пробирки центрифугируют 5 мин при 2000 об/мин, отбрасывают вазелиновое масло и добавляют по 15 капель надосадочной жидкости из каждой пробирки в пробирки, содержащие по 2 мл реактива Уффельмана (смесь хлорного железа и фенола). Фиолетовая окраска жидкости переходит в желто-зеленую. Во второй пробирке, где ферменты были инактивированы 10%-ой ТХУ до инкубации, желто-зеленое окрашивание происходит менее интенсивно.
Делают выводы по работе.
ЗАНЯТИЕ 15
ТЕМА: Регуляция содержания глюкозы в крови. Глюконеогенез. Альтернативные пути утилизации глюкозы. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы.
ЦЕЛЬ: Изучить роль печени в регуляции содержания глюкозы в крови, альтернативный путь окисления глюкозы в качестве поставщика пентоз и НАДФН для жизнедеятельности клеток.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Глюконеогенез. Цикл Кори.
2. Регуляция содержания глюкозы в крови. Роль инсулина и контринсулярных гормонов(глюкагон, адреналин).
3. Окислительный этап пентозофосфатного пути превращения глюкозы.
4. Неокислительный этап пентозофосфатного пути.
Оснащение занятия:
Реактивы: 1. трихлоруксусная кислота 3%-ый раствор
2. ортотолуидиновый реактив
3. стандартный раствор глюкозы 1г/л
4. сыворотка крови
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Определение глюкозы крови ортотолуидиновым методом.
Принцип метода:Глюкоза при нагревании с ортотолуидином в растворе уксусной кислоты дает зеленое окрашивание, интенсивность которого пропорциональна концентрации глюкозы.
Ход работы:В две центрифужные пробирки наливают по 0,9 мл 3%-го раствора ТХУ. В первую пробирку добавляют 0,1 мл стандартного раствора глюкозы, а во вторую - 0,1 мл сыворотки. Пробирки перемешивают и центрифугируют 10 мин при 3000 об/мин. Затем из каждой пробирки отбирают по 0,5 мл надосадочной жидкости и переносят в чистые сухие пробирки, после чего в каждую пробирку добавляют по 2 мл ортотолуидинового реактива, перемешивают и кипятят 5-10 мин на водяной бане. После охлаждения содержимое пробирок колориметрируют при красном светофильтре (620 нм) против воды.
Содержание глюкозы в крови рассчитывают по формуле:
Ск = Сст х Ек / Ест
где Ск - концентрация глюкозы в крови, г/л;
Сст - концентрация глюкозы в стандартной пробе 1 г/л;
Ек - экстинция в пробе с кровью
Ест - эксинция в стандартной пробе
Концентрация глюкозы в крови человека, определяемая данным методом, в среднем колеблется от 60 до 90 мг%.
ЗАНЯТИЕ 16
ВОПРОСЫ 2-Й РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Функции биологических мембран.
2. Липидный состав биологических мембран.
3. Строение и функции мембранных белков .
4. Транспорт веществ через мембраны.
5. Основные этапы обмена веществ. Катаболизм и анаболизм. Экзэргонические и эндэргонические реакции.
6. АТФ - универсальный аккумулятор энергии в клетке.
7. Компоненты дыхательной цепи.
8. Строение коферментов никотинзависимых и флавинзависимых дегидрогеназ.
9. Структура и функции цитохромов.
10. Структура и функции коэнзима Q.
11. Роль витаминов в функционировании дыхательной цепи.
12.Хемиосмотическая теория сопряжения окисления веществ с фосфорилированием АДФ до АТФ.
13. Механизм окислительного фосфорилирования.
14. Разобщители тканевого дыхания.
15. Реакции цикла трикарбоновых кислот.
16. Ферменты ЦТК.
17. Субстратное фосфорилирование в ЦТК.
18. Энергетический баланс ЦТК.
19. Регуляция ЦТК. Дыхательный контроль.
20. Что такое углеводы и какие основные функции они выполняют в организме?
21. Классификация углеводов.
22. Альдозы и кетозы. Структура, представители, свойства.
23. Дисахариды. Структура, представители, свойства.
24. Гомополисахариды. Структура, представители, свойства.
25. Гетерополисахариды. Структура, представители, свойства.
26. Основные углеводы пищи. Переваривание углеводов.
27. Всасывание моносахаридов в кишечнике.
28. Транспорт глюкозы из крови в ткани. Белки-переносчики глюкозы.
29.Биосинтез гликогена.
30. Распад гликогена.
31.Регуляция обмена гликогена в печени.
32.Катаболизм глюкозы. Анаэробный гликолиз.
33.Субстратное фосфорилирование при анаэробном гликолизе.
34.Гликолитическая оксидоредукция. Пируват как акцептор водорода.
35.Энергетический баланс анаэробного гликолиза.
36.Аэробный гликолиз. Окислительное декарбоксилирование пирувата.
37.Энергетический баланс аэробного гликолиза.
38.Глицерофосфатный и малат-аспартатный челночный механизм транспорта водорода из цитоплазмы в митохондрии.
39.Глюконеогенез. Цикл Кори.
40. Регуляция уровня глюкозы в крови. Инсулин и контринсулярные горрмоны.
41.Пентозофосфатный путь окисления глюкозы.
42.Биологическая роль пентозофосфатного пути окисления глюкозы.
ЗАНЯТИЕ 17
ВОПРОСЫ 3-Й РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ СОСТОЯТ ИЗ ВОПРОСОВ 1-Й И 2-Й РУБЕЖНЫХ АТТЕСТАЦИЙ
СЕМЕСТР