Состояние школьного естествознания в начале становления советской школы (до 1932г.)
Предмет и задачи методики обучения биологии, ее научная база
Термин «методика» используется в разных смыслах:
1) методика предмета (частная методика) – наука, отвечающая на вопросы чему и как учить по биологии в широком смысле;
2) методика как совокупность конкретных правил действий учителя, приемов проведения занятий (узкий смысл). Именно такое понятие наиболее близко к понятию «образовательная технология»;
3) методика как учебная дисциплина в педагогическом учебном заведении.
«Методика обучения биологии – педагогическая наука о системе образования, воспитания и развития учащихся в процессе изучения биологии». Знание этой системы позволяет учителю управлять процессом обучения биологии.
Система процесса обучения биологии включает следующие структурные компоненты: цель обучения биологии, содержание биологического образования, методы обучения биологии, средства обучения биологии, формы организации обучения биологии. Все перечисленные компоненты обучения тесно взаимосвязаны между собой и образуют некую целостность.
Основные задачи методики обучения биологии:
1) определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;
2) разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников, проверка этих предложений на практике и в школе;
3) определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;
4) разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;
5) разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, учебных наглядных пособий и пр.
Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она подразделяется на общую и частные методики обучения.
Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность и т.д.
Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учеников. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, т.е. система преподавания конкретного курса по биологии.
Общая методика обучения биологии тесно взаимосвязана со всеми частными биологическими методиками. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальная части.
Основная задача методики обучения биологии как учебного предмета – обеспечение профессиональной подготовки, формирование личности учителя.
Основные этапы развития методики преподавания биологии.
Предпосылки введения естествознания как учебного предмета в общеобразовательную отечественную школу (1786 г.). Первый отечественный учебник по естественной истории для народных учителей написанный В.Ф. Зуевым. Характеристика учебника (структура учебника, направленность изложения учебного материала, научность, связь с практикой, стиль изложения материала). Учебник В.Ф. Зуева как первое методическое пособие для учителей. Описательно-систематическое направление в развитии школьного естествознания.
Школьная реформа 1804г. Описательно- систематическое направление в школьном естествознании. Причины исключения естествознания из учебных планов гимназий (1828 г.) и его восстановления (1852 г.) Учебники по биологии описательно- систематического направления преподавания биологии, их характеристика.
Развитие биологического направления в школьном естествознании.
Школьная реформа 1864г. Биологическое направление в школьном естествознании и причины его развития. Развитие школьного курса биологии под влиянием методических идей германского методиста А. Любека. Отечественные учебники, составленные по Любену. Значение работ А.Я. Герда в развитии отечественной методики преподавания биологии. Причины исключения естествознания в начале XX века. Причины возобнавления изучения естествознания (мужские гимназии, 1900г.) Особенности программы по биологии. Предложенной Д.Н. Кайгородовым, и её критика прогрессивными учеными - биологами.
Роль В.В. Половцова в развитии отечественной методики естествознания. Значение его книги "Основы общей методики естествознания" (1907 г.) Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики естествознания.
Состояние школьного естествознания в начале становления советской школы (до 1932г.)
Новые задачи школьного естествознания начала советского периода. Принципы политехнического обучения и трудового воспитания учащихся в преподавании биологии. Исследовательский подход в изучении биологии. Зарождение юннатского движения. Основные недостатки в преподавании биологии в 20-е годы: отсутствие системы биологических знаний, поиски универсальных методов обучения.