Каков хар-р прикрепления челюстного аппарата к мозговому черепу у млекопитающих и человека?
Аутостильный тип прикрепления (т.е челюсти прикреплены непосредственно к черепу)
Назовите структурные элементы челюстной и подъязычной висцеральных дуг?
У низших позвоночных челюстная дуга (1-я висцеральная) состоящая из небно-квадратного и Меккелева хряща и подъязычная дуга (2-я висцеральная) состоящая из гиомандибулярного хряща и гиоида, преобразуется в первичные челюсти. У высших позвоночных эти дуги дают начало подъязычному аппарату и слуховым косточкам.
Какие структуры висцер. черепа преобразуются в слуховые косточки среднего уха?
Гиомандибулярный хрящ столбик стремечко
Небно-квадратный хрящ наковальня
Меккелев хрящ молоточек
Из каких элементов висц. черепа формируется поъязычна кость, хрящи гортани и трахеи?
Гиоид подъязычная кость
3-5 висцеральные дуги хрящи гортани и трахеи
Онто-филогенетические пороки развития висцер. черепа у человека?
- увеличение числа костных элементов
- расщелина твердого неба
- 1 слуховая косточка и.т.д.
Билет № 39
За весь репродуктивный период у женщины созревает 400-420 яйцекеток......
1. Какие стадии включает овогенез, в каком периоде онтогенеза они проходят?
2. Назовите клетки каждой стадии овогенеза, набор хромосом и кол-ва ДНК в них.
3. Какие существенные отличия наблюдаются в первом мейотичкском делении овогенеза по сравнению со сперматогенезом?
4. Под влиянием каких факторов завершается второе мейотическое деление?
5. Почему из овоцита, прошедшего стадию роста, образуется только одна яйцеклетка?
1.Стадия размножения(овогонии 2n2c). Стадии роста( овоцит 1 порядка 2n4c)-увеличение клеточных размеров, стадия созревания (овоцит 2 порядка 1n2c)-два поседовательных деления:редукционное и эквационное, которые вместе составляют мейоз.В результате делений на стадии созревания каждый сперматоцит 1 порядка дает 4 сперматозоида, тогда как овоцит 1 порядка одну полноценную яйцеклетку и редукционные тельца, которые в размножении не учавствуют. Багодаря этому в женской гамете концентрируется максимальное количество питательного материала-желтка.
Отличия: происходят в разное время, в овогенезе неравный мейоз, нет формирования у яйцеклеток.
В исследованиях 19-20 веков………
- Назовите авторов и их труды в которых показаны связи между филогенезом и онтогенезом.
- Перечислите и охарактеризуйте способы филогенетических морфофункциональных преобразований органов.
- Приведите примеры следующих преобразований усиления ф-ций, смены ф-ций, расширение ф-ций.
- Что такое субституция органа? Гетеротопия? Приведите примеры этих преобразований.
Филогене́з, — историческое развитие организмов
Онтогене́з индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году-онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза. Ф. Мюллер сделал вывод о том. Что ныне живущие ракообразные в своем развитии повторяют путь, пройденный их предками.
Исследовател К. Бер (начала 19 в.) сопоставляя стадии развития зародышей разных видов сделал выводы:эмбриона животных одного типа на ранних стадиях развития сходны, потом развиваются признаки, указывающие на принадлежность к определенному виду, и , наконец, индивидуальные черты.
Эволюция протекает благодаря изменениям, происходящим в их онтогенезах. Изменения сводятся к тому, что конкретные онтогенезы отклоняются от пути, проложенного предковыми формами, и приобретают новые черты. Ценогенезы – приспособления , возникающие у зародышей или личинок и адаптирующие их к особенностям среды обитания( у взрослых организмов не сохраняются). Филэмбриогенез-отклонение от онтогенеза, характерного для предков, проявляющиеся в эмбриогенезе ( волосы).
а) Анаболии, или надставки, возникают после того, как орган практически завершил свое развитие(специфическое тело камбалы, изгибы позвоночника ,сращение швов в мозговом черепе).
б) Девиация-уклонение, возникающие в процессе морфогенеза органа(развитие сердца)
в) Архаллаксисы- изменения, обнаруживающиеся на уровне зачатков (развитие волос у млекопитающих.
Субституция-замещение. Отклонение места и развития органа-гетеротопия. Сохраняются лишь полезные. Примеры: сдвиги во времени закладок наиболее жизненно важных органов. У человека, дифференцировка переднего мозга существенно опережает развитие других его отделов. Гетеротопии приводят к формированию новых пространственных и функциональных связей между органами, обеспечивая в дальнейшем их совместную эволюцию. Сердце у рыб под глоткой-для лучшего газообмена в жаберных артериях. В загрудинной области у наземных-функционирование в едином комплексе с новыми органами.
В семье молодых здоровых родителей родился ребенок с незаращением верхней губы и вторичного неба . Мать ребенка на 6-ой неделе беременности перенесла грипп средней тяжести. У родственников со стороны обоих родителей указанных пороков развития не было.
1) Почему заболевание матери гриппом на 6-ой неделе беременности привело к рождению ребенка с данным пороком развития?
2) Нарушение каких клеточных процессов обусловило эти пороки развития?
3) Какие клеточные процессы происходят у зародыша во время гисто- и органогенеза?
4) Что такое тератогены, их классификация?
5) Возможно ли рождение второго ребенка с таким же пороком развития?
1.Небо формируется на 2—3-м месяце эмбрионального развития. Первичное небо возникает сращением срединного и боковых носовых отростков. Оно отделяет обонятельную ямку от ротовой полости. На 2-м месяце эмбрионального развития начинает формироваться окончательное (вторичное) небоиз небных пластинок внутренней части верхнечелюстных отростков.
2.Незаращение неба (расщелина неба, волчья пасть) -объясняется воздействием экзогенных или эндогенных факторов в первые 8—12 недель эмбрионального развития.
3.В основе гисто– и органогенеза лежат следующие процессы: митотическое деление (пролиферация), индукция, детерминация, рост, миграция и дифференцировка клеток.
4. Тератоген – вещество, которое усиливает вероятность деформации при развитии зародыша. К ним относятся некоторые медикаменты и наркотики, такие как алкоголь, некоторые патогенные микроорганизмы ( такие как вирусы, вызывающие краснуху или корь), и различные виды ионизирующего излучения ( н-р, рентгеновские лучи в больших дозах). Тератогены, принятые внутрь матерью в течение периода беременности, вызывают уродство плода.Чувствительность к тератогенному воздействию зависит от стадии эмбрионального развития: у человека на стадии бластоцисты воздействие неблагоприятных (в том числе тератогенных) факторов приводит к гибели части бластомеров (клеток бластоцисты): при повреждении большого числа бластомеров зародыш гибнет, при повреждении относительно небольшого количества бластомеров дальнейшее развитие не нарушается. Максимальная чувствительность к тератогенным факторам у эмбриона человека приходится на 18-60-е сутки развития, то есть период интенсивной клеточно-тканевой дифференциации и органогенеза. По окончании этого периода неблагоприятные воздействия обычно приводят не к порокам развития, а к недоразвитию или функциональной незрелости органов плода.
5. Так как ни у родителей, ни у других родственников не было данного порока – ребенку этот порок передался не по наследству. Незаращение твердого неба, в данном случае, связано с воздействием на организм матери тератогенов ( в виде противовирусных препаратов, либо сами вирусы гриппа) на 2-м месяце беременности (происходит формирование окончательного (вторичного) неба), максимальная чувствительность к которым у эмбриона человека приходится на 18-60-е сутки развития (т.е. 2 мес.).
Рождение второго ребенка с таким же пороком развития в данной семье невозможно,(т.к. не наследственное) при условии , если не будет воздействия тератогенных веществ на организм матери в течение периода беременности.