Лабораторные и практические работы
8.Строение животной клетки и тканей животного организма..
9.Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
10.Особенности строения рыб.
11.Особенности строения птиц связанные с полётом.
12.Особенности строения млекопитающих.
13.Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ .
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочнымизаданиями и кодификаторами в форме ОГЭ , заслушивание сообщений и докладов учащихся.
Тематическое планирование элективного курса
«Многообразие и эволюция живой природы».
№ | Тема | Дата | Демонстрации | Фома занятия |
Введение (1 ч ) | ||||
1. | Систематика живой природы. | 1 нед | эволюция живой природы | лекция |
Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.) | ||||
2. | Особенности строения растительной клетки. | 2 нед | Строение растительной клетки | Л.р. № 1 Строение растительной клетки |
3. | Ткани растений. | 3 нед | Растительные ткани | Л.р. №2 Строение растительных тканей. |
4 -5. | Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. | 4-5 нед | Органы растений Фотосинтез | Сообщения учащихся, лекция |
6. | Особенности строения и отличительные признаки водорослей. | 6 нед | Многообразие водорослей | Сообщения учащихся, лекция |
7. | Особенности строения и отличительные признаки мохообразных. | 7 нед | Строение мха кукушкина льна и сфагнума | Сообщения учащихся, лекция |
8. | Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных | 8 нед | Строение папоротникообразных | Сообщения учащихся, лекция |
9. | Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. | 9 нед | Строение и цикл развития голосеменных. | лекция |
10. | Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. | 10 нед | Многообразие и цикл развития покрытосеменных. | лекция |
11-12. | Семейства покрытосеменных растений | 11-12 нед | Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые. | Пр.р. № 1 Тренинги. |
13. | Лишайники – симбиотический организм. | 13 нед | Многообразие и особенности строения | лекция |
Раздел 2. Грибы.(2 ч.) | ||||
14. | Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. | 14 нед | Шляпочные грибы | Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба лекция |
15. | Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами . | 15 нед | Грибы-паразиты | Лекция Пр.р. № 2 Тренинги. |
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.) | ||||
16. | Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний | 16 нед | Бактерии | |
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.) | ||||
17-18 | Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. | 17 -18 нед | Многообразие простейших | Л.р. №4 Многообразие простейших. П.р. №3 Тренинги. |
Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.) | ||||
19. | Особенности строения животной клетки и тканей | 19 нед | Строение животной клетки, ткани. | Л.р. № 5 Строение животной клетки и тканей животного организма.. |
20. | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных | 20 нед | Многообразие кишечнополостных | лекция |
21. | Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. | 21 нед | Многообразие плоских червей | лекция |
22. | Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей | 22 нед | Многообразие круглых червей | лекция |
23. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | 23 нед | Многообразие кольчатых червей | лекция |
24. | Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. | 24 нед | Многообразие моллюсков | Сообщения учащихся, лекция |
25. | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. | 25 нед | Многообразие членистоногих. | Л.р. №6 Внешнее строение представителей типа Членистоногие. |
26. | Общая характеристика и классификация хордовых. | 26 нед | Многообразие хордовых. | лекция |
27-28. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб. | 27-28 нед | Многообразие рыб. | Л.р. №7 Особенности строения рыб. |
29. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные | 29 нед | Многообразие и развитие земноводных. | Сообщения учащихся, лекция |
30. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся. | 30 нед | Многообразие пресмыкающихся. | Сообщения учащихся, лекция |
31-32. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы. | 32 -32 нед | Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц. | Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом. |
33-34. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие. | 33-34 нед | Многообразие млекопитающих. | Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих. Прр. №4 Тренинги. |
Итого : | 34 часа | Л.р–9, Тренинги – 4. |
Планируемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
· Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
· Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
· Особенности строения бактериальной клетки;
· Особенности строения тканей растений и животных;
· Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
· Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
· Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
· Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
· сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
· определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
· распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
· распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
· характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
· изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
· осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
· составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.