Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обшестве
Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь! употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин-| дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движеЧ' ния материи), он имеет биологические и социальные потребности .I ii пыясиения взаимосвязи между ними необходимо сначала от-ис i и 11. на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци-н и.in м- и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло-ппс ким или неким двойственным, социально-биологическим су-Ш" том? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы п.пижим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно-IUIMIVIO на диалектической концепции развития, концепции соотно-нм'пнн основных форм (ступеней развития) материи и на исследова-iiii i\ и области биологии и медицины.
11 философии, социологии, психологии и других науках об обще-( in- сложились четыре концепции соотношения социального и био-'ii'i пчсского в человеке (обществе):
I) имовек — прежде всего биологическоесущество, подчиненное :.i конам природы;
',') 'иювек — чисто социальноесущество:
,'l) и.ювек имеет двойственную социально-биологическую прпро-
i v, является биосоциальным существом; Ii и ювек имеет целостную социальную природу,которая в сня-
11 >м, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче-
■ кой, химической и биологической форм материи.
i '.ксмотрим эти концепции подробнее.
I 11онимание человека как биологического, природного сущест-и.iпреобладало в философии французских материалистов XVIII в. и
I Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гсге-II ,■ его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее
i \ uiccTBo, а общество — это закономерный этап развития абсолют-п"п идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности i льзовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить |м ;|;птие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен-п hi отбора и борьбы за существование. Однако после создания ма-и г-налистической концепции общества этот подход оказался явно
■мревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак неi падали под действие законов биологии, и данный подход утратил "" цержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно-■ i и. а те биологические потребности, которые у него действительно ■' 11. (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.
'I. Определение человека как чисто социального существанико-i 1.1 не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быт
результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию высказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологического аспекта природы человека и общества.
3. Представление о человеке как биосоциальном,или социально- , биологическом существешироко распространено в российской нау-; ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, j психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологического, психического и социального. «Человек, — пишет автор од-' ного из лучших учебников философии, — представляет собой це-' лостное единство биологического (организменного), психического и i социального уровней, которые формируются из двух — природного j и социального, наследственного и прижизненно приобретенного»1.. Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологические, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выглядит как странное нарушение законов логики: психика, сознание являются социальными явлениями, следовательно, социальная составляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учитывать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие информации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что mho-Jгие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде-: ляется не только чисто социальными факторами.
Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и : обществе социальные и биологические законы. Если следовать логи-j
м простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и сопи.> и.нос — то правильнее было бы вообще считать человека каким-III фжшо-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш 1>|н .inнимподчиняется не только социальным и биологическим зако-ii.im.но и законам физики и химии.
i ('оотношение социального и биологического в человеке и об-1Ц|| i не наиболее полно и точно описывает концепция целостной (пик тральной) социальной природы человека1.Человек рассмат-|1пп.и1 гея как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со-: «ф.шмются свойства и закономерности биологической формы материм I la этой концепции необходимо остановиться подробнее.
( Иогношение биологического и социального в человеке подчиня-
| ги ; следующим закономерностям:
♦ ко-нервых,социальное возникает из биологического и янляется ноным качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло-i пи, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности t мены общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обгае-i i пенных явлений, возникающей в результате исторической эволю-пни труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора 'кономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации и ш человеческого организм;
♦ по-вторых,с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, нанример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи-иать информацию, на скорость осуществления любого вида дея-
тельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно признаются неразумными и на них накладываются общественные (т. е. социальные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к услугам, связанным с применением наркотиков и сильнодействующих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека; ♦ в-третьих,социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии). Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в нище, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя-, ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.
Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология ; человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражает- \ ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к занятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наибольшей в животном мире физической активностью. Существуют
|ц>.. ты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг
,ф. mi.(ik) носа в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищники ' '(шкальная активность приводит к повышению биологической in. i ипности организма (человек двигается больше, чем животные). П||.|ц был Гегель: «...Практическая культура и состоит именно в при-iii.itкс I! потребности в занятии» (см.: гл. 2, § 7).
Г> \оде исторического развития меняется социальный запрос на (шм'югкческие особенности человеческого организма. С момента возит жжения человека современного, кроманьонского тина физическая ii|ii .шнзация и умственные способности людей изменились очень ма-'и i i)днако в процессе образования и воспитания на основе одного и lulu же биологического организма можно создать разные типы лично-пг При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова-iii.i совершенно различные биологические черты и задатки человека. '1,п,, н эпоху примитивного физического труда ценится физическая и i.i, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо-м»ii к «:ти. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос-Н'им гель компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по-' i \\ что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в
.... и заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка-I.'mi икбудь зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное п.!мю человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему
(им | югического, все же направляет развитие последнего и определя-|| содержание исторического процесса. Это означает, что природа 'ii iопека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа-и-1. i пчески снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло- скую, химическую и физическую основы.
Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи-I»' ice точно описывает именно концепция интегральной социальной п|щроды человека.
Концепция двойственной, социально-биологической природы че-юнека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба м' |,ду биологическим и социальным началом. Говорят, например, •ми человек все больше и больше «очеловечивается», культура выменяет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе общественною развития роль биологических процессов уменьшается, а роль ■ "|шальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче< i.oii основы человеческого организма уменьшается и сужается. Чеюпек становится все «более социальным» и все «менее биологиче
Расширяющееся социальное начало |
Рис.5. Изменение роли социального и биологического компонентов
в обществе
Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить человека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считается, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потребность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в физических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхода ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школьников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют множество экономических и политических причин, однако логично поставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятельность общества основывается на неправильном, упрощенном понимании взаимодействия социального и биологического?
С точки зрения концепции целостной, интегральной природы человека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вместе с укреплением собственно социального. Социальное не «вытесняет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаимодействие в истории общества изображено на рис. 6.
Укрепление, а не ослабление биологических основ общества — необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.
недостаточно понятая современным обществом закономерность юсговерно одтверждается рядом исследований, проведенных в течение последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школьников по всей Российской Федера-п;in явно связано с недостатком фи-.111 ческой активности. Согласно ис-i к'дованиям, проведенным еще в /и -80-е гг. XX в. в нескольких республиках СССР, школьники и сту-леиты тратят на занятия спортом в 11 к-днем 4 часа в неделю. Между тем (»"снованный медиками минимум, необходимый для поддержания нормального состояния здоровья, — I'.'. часов для школьников и 10 часов i i:i студентов. «Обобщая данные
исследований, проведенных на Украине, а также в других республи-i..iv, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор-м\ двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»1. С происходящим в современном обществе увеличением психических нагрузок физические нагрузки должны не осла-i'спать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно-цсспть нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак-|с|чю, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте i.iснимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследовании был обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, i -. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея-i < i ьностыо2. Усиленные физические нагрузки им только помогают. Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. < 'ча проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мопс тонных, однообразных физических движений несовместимо с био-ю1ией человека и уродует его организм. Так, у работников однооб-чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видо\ спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положительных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физическго. нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если обществ» не создает условий для такой деятельности, закономерно входят моду другие, разрушительные для организма виды компенсации шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (пре ступного) поведения, алкоголя и наркотиков.
Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общее] ва, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах ч( ловеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверш. кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть оснований говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в коте ром находится современная цивилизация. В период формировани человеческого общества биологическая организация человека посте пенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздейств] ем изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, ее, вершенствовались нервная система и органы чувств. Формирований индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно во; никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественш изменение физических нагрузок на организм. Однако биологическ! приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем рг. вивается современная техника и меняется образ жизни. Техничесга новшества внедряются под влиянием экономических и политичесга интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто .. первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биол( гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более и; менее сильное рассогласование между этими возможностями и ш вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизь Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоеш. атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исп|" п.mi ченпых технологий: урановые стержни, например, иевозмож-iiii и '. и 11, в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовместимо > ,1.Н.ч1Ы0.
< к ),1.пое, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор-|м i\i оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво-I/iMiM.i-i аппаратура, новые, синтезированные человеком химические ним . та, навязанный современным обществом режим работы и от-и Miioine другие факторы окружающей нас «второй природы». [• iiim.m словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия :i(hiii-i та по согласованию новых реальностей общественной жизни || ом" югичсских возможностей человеческого организма. Это нро->;>'-'1ие не может разрешиться само собой.
рвпсная деятельность выполняет очень важные функции в • пенни дисгармонии между социальными процессами и биоло-i.iiMH особенностями человека. Во-первых, можно с высокой |цп iiKio вероятности предсказать, что в обозримой исторической |м I......... ктиве будут существовать и усиливаться потребности в раз
им ч видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении 1фп -и и-ских и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок 1 ii.i "|;: ,!низм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует
I Ни м i чих видах сервиса — в социальном и медицинском обслуживание а образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в ири-| Mi п. ii-iii и обслуживании необходимых для них техники и обору-Л'" мня. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей,Mi I- ii.i их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био-■чгских условий существования человека. Новые потребности в1 \ I-- и творении биологических запросов организма — которое все-1.1-1 происходит в той или иной социально выработанной форме —\ ' создать сферы применения для новых направлений и техноло. (-раненой деятельности..наш образом, взаимосвязь биологических и социальных факто-1М.ШНТИЯ человека и общества не остается неизменной. Она эво-•II' шюпирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание иг 'исходящих при этом изменений — одно из условий эффективно-I" функционирования системы сервиса.
§ 1. Биологические и социальные потребности 83
Глава 4