Биохимические свойства сальмонелл
Название микроба | Сахаролитические свойства | Протеолитические свойства | ||||||
лактоза | глюкоза | маннит | мальтоза | сахароза | индол | H2S | NH 3 | |
Salmonella typhi | ||||||||
Salmonella paratyphi | ||||||||
Salmonella schottmuelleri |
Сокращенная схема Кауфмана-Уайта антигенной структуры бактерий сальмонеллёзной группы
Группа | № | Тип | О — антиген | Н - антиген | ||||
1-я фаза | 2-я фаза | |||||||
А В С D | S. paratyphi A S. paratyphi В S. typhimurium S. stanley S. heidelberg S. reading S. derby S. abortus equi S. abortus ovis S. brandenburg S. bispebjerg S. abony S. kisangani S. altendorf S. saint paul S. stanleyville S. paratyphi С S. cholcrae suis S. thompson S. virchow S. oranienburg S. potsdam S. tcnnessee S. mission S. bareilly S. infantis S. newport S. bovis morbiftcans S. glostrup S. muenchen S. kentucky S. chailey S. sandrov S. typhi S. enteritidis S. dublin S. rostock S. moscow S. sendai S. dar-es-salaam S. eastbourne S. panama S. gallinarum- pullorum | 1 2 12 1 4 5 12 » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » 6 7 vi » » » » » » » » » » » » » » » » » » 6 8 » » » » » » (8) 20 » » 6 8 9 vi 12 1 9 12 » » 12 » » » » » » » » » » » » » » » » » » » » | а b i d r e, h f, g — c l, v a b a c e, h z4,z23 c c k r m, t l, v z, 29 d y r e, h r z, 10 d i z4,z23 f, g d g, m g, p g, p, u g, q d l, w e, h l, v — | — 1,2 1,2 1,2 1,2 1,5 — e, n, x 1,6 e, n, z, 15 e, n, x e, n, x 1,2 1,7 1,2 1,2 1,5 1,5 1,5 1.2 — e, n, z, 15 — 1,5 1,5 1,5 1.2 1,5 e, n, z, 15 1.2 z6 e, n, z, 15 e, n, z, 15 — — — — — 1,5 e, n, x 1,5 | ||||
календарь профилактических прививок против инфекционных заболеваний, проведение которых необходимо на эндемичных или энзоотичных территориях по эпидемиологическим показаниям.
инфекция | сроки начала вакцинации | сроки ревакцинации |
чума | с 2 лет | |
туляремия | с 7 лет | каждые 5 лет |
бруцеллёз | с 18 лет только профессиональный контингент | через 1 год |
лептоспироз | с 7 лет | |
сибирская язва | только профессиональный контингент | через 1 год |
лихорадка Ку | с 14 лет | |
клещевой энцефалит | с 4 лет | ежегодно в течение 3 лет |
брюшной тиф | с 7 лет | через 2 года |
грипп | с 3 лет, группы повышенного риска | |
желтая лихорадка | с 9 месяцев; лицам, выезжающим в эндемичные зарубежные страны |
*перечень эндемичных и энзоотичных территорий определяется Минздравом России по предоставлению органов управления здравоохранением и центров Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации
Возбудители кишечных эшерихиозов
ЭТКП | ЭПКП | ЭИКП | ЭГКП |
О6, О8, О15, О20, О25, О27, О63, О78, О80, О85, О115, О139, О148, О153, О159, О168 | КЛАСС 1: О55, О111, О119, О125-О128, О142 КЛАСС 2: О18, О44, О112, О114 | О28, О29, О124, О136, О143, О144, О152, О164, О167 | О157:Н7, О126:Н11, О111:Н- |
Оснащение занятия.
Микроскоп, иммерсионное масло.
Предметные стекла с мазками изучаемой культуры.
Среда Эндо с посевом кишечной палочки.
Стерильная среда Клиглера.
Среда Клиглера с посевами.
Спиртовки, спички, бактериальные петли.
Дезинфицирующий раствор, карандаши по стеклу.
Иммунобиологические препараты, используемые для диагностики, профилактики и лечения.
Самостоятельная работа студентов.
Задача №1: Пересеять бактериальной петлёй колонию исследуемого микроба со среды Эндо на среду Клиглера. Поместить посевы в термостат (370С, 24 часа).
Задача №2: Изучить характер роста кишечной палочки на среде Эндо (отметить особенности в протоколе).
Задача №3: Провести иммерсионную микроскопию препарата чистой культуры кишечной палочки.
Задача №4: Зарисовать в протокол препарат чистой культуры сальмонелл (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 48).
Среда Эндо с посевом кишечной палочки
Лактозоположительные колонии Лактозоотрицательные колонии
_____________________________
Занятие 8 Дата
Тема: Возбудители бактериальных кишечных инфекций. Микробиологическая диагностика шигеллёзов, холеры.
Цель: изучить биологические свойства шигелл, холерного вибриона, уметь лабораторно подтвердить диагноз шигеллеза, холеры, знать препараты для специфической профилактики и лечения этих заболеваний.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Классификация, основные свойства и факторы патогенности шигелл.
2. Микробиологическая диагностика шигеллезов.
3. Характеристика и таксономическое положение холерного вибриона.
4. Микробиологическая диагностика холеры.
5. Препараты для специфической профилактики и терапии.