Урок – основная форма организации учебной работы по биологии
Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.Следует заметить, что проведение уроков возможно вне классного помещения.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на 3 группы (Бабанский Ю.К., 1983): дидактические, воспитательные и организационные.
К числу дидактических и методических требований относятся: 1) четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков; 2) определение оптимального содержания урока согласно требованиям учебной программы, целям урока и с учетом подготовки учеников; 3) выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля; 4) выбор методов, которые обеспечивают познавательную активность; 5) сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учеников.
Воспитательные требования к уроку: 1) четкая постановка воспитательных задач урока, которые обеспечивают формирование научной картины мира, трудолюбия и т.д.; 2) формирование и развитие у учеников познавательных интересов, самостоятельности, владения творческой инициативы и активности; 3) соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку: 1) наличие продуманного плана проведения урока; 2) четкая организация урока на всех этапах его проведения; 3) рациональное использование различных средств обучения (ТСО).
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока.
Подготовка учителя к урокам
Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:
1) Определение места данного урока в системе уроков курса темы с учетом программы, отражение внутрипредметных и межпредметных связей.
2) Определение триединой цели урока.
3) Ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, корректировка ее с обязательным минимумом.
4) Выбор типа урока, его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала и определение разноуровневых вопросов.
5) Изучение методической литературы по теме урока.
6) Подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения.
7) Отбор нужных объектов, оборудования, составление инструкции для самостоятельной работы учеников.
8) Указание фамилий учеников для проверки домашнего задания.
9) Разработка структурных элементов урока, хронометраж этапов урока.
10) Составление плана или конспекта урока.
Следует отметить, что порядок этапов в подготовке учителя к уроку может быть иным и этапы могут быть другие. Однако при подготовке обязательным будет составление плана или конспекта урока.
План урока– это краткое отображение содержания и хода урока, перечень действий учителя и учеников. План урока – личный документ учителя и каждый может писать его так, как считает нужным. Формально, проверяющий должен потребовать план урока в том случае, если посещенный урок проведен на низком уровне и цели урока не достигнуты.
Конспект урока – наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, которое отражает совместную деятельность и учителя, и учеников. В конспекте,в отличие от плана, отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений. В конспекте также представлены модельные ответы учеников, приводятся рисунки и схемы, формулировки для записи в ученических тетрадях и прочее. Указывается методическая и биологическая литература к уроку.
Форма написания конспекта не имеет определенной схемы. Рекомендуется, чтобы конспект урока содержал три основные части: формальную, содержательную и аналитическую.
Формальная часть содержит: дату проведения, тему, цель, оборудование, литературу, последовательность этапов урока с хронометражем.
Содержательная часть состоит из двух частей: 1) текстов всех заданий, новый учебный материал, задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания; 2) таблицы, в которой зафиксировано: что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.
Аналитическая частьзаполняется после урока. Выполняется анализ собственного урока. Эта часть – необязательная.
Конспекты уроков составляются студентами во время педагогических практик, молодыми специалистами, а также опытными учителями во время подготовки открытых уроков, при проведении педагогического эксперимента, а также в случае введения новых учебных программ.
Подготовка к уроку – самая трудоемкая часть работы учителя. При добросовестном отношении к делу даже опытные педагоги тратят на подготовку одного урока около двух часов.
Постановка цели урока
Для урока необходимо определить триединую цель; она состоит из функций: образовательной, развивающей, воспитывающей.
Образовательная предусматривает: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности (речь, память, внимание, воображение, восприятие).
Воспитывающая: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения, трудовое воспитание, эстетическое, физическое и т.д.
Образовательная цель должна быть прописана не только для учителя, но и для ученика. Должна быть конкретной, отражать суть изучаемого на уроке.
Не на каждом уроке имеются возможности для реализации развивающих и воспитательных аспектов цели в полной мере. Часто такие цели носят декларативный характер, заносятся учителем в план «по требованию».