Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный
осмотический баланс, экскретируя лишние соли через:
1) почки. а) 1, 2, 3;
2) жабры. б) 1, 2, 4;
3) ректальные железы. в) 2, 3, 5;
4) кожу. г) 2, 3, 5.
5) слизистую оболочку рта.
8. Относится (-ятся) к идиоадаптациям:
1) мимикрия. а) 1, 2, 3;
2) покровительственная окраска. б) 1, 3, 4;
3) предостерегающая окраска. в) 2, 3, 5;
4) половой диморфизм. г) 3, 4, 5.
5) паразитизм.
9. Для анафазы митоза не характерно:
1) образование «экваториальной пластинки». а) 3, 5;
2) начало перемещения хромосом к полюсам. б) 2, 5;
3) формирование веретена деления. в) 1, 2, 5;
4) появление ядрышек. г) 1, 3, 4.
5) образование «дочерних звезд».
10. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:
1) мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом. а) 1, 2, 4;
2) женщин в паре половых хромосом. б) 1, 2, 5;
3) мужчин в паре половых хромосом. в) 1, 3, 4;
4) кур паре половых хромосом. г) 2, 3, 4, 5.
5) петухов паре половых хромосом.
Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.
2. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.
3. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.
4. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.
5. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает.
6. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.
7. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.
8. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.
9. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.
10. Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.
11. Единственная функция клеточной мембраны – поддержание постоянной формы клетки.
12. Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.
13. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.
14. Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций.
15. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.
16. Все анаэробы – это микроорганизмы, осуществляющие брожение.
17. Рибосомы образуются путем самосборки.
18. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа
19. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).
20. Гены парных признаков при дигибридном скрещивании находятся в разных хромосомах.
Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –12,5.Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их признаками
Признаки: Систематическая группа:
1. Гаметофит раздельнополый. А. Покрытосеменные
2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются Б. Папоротниковидные
и мужские и женские гаметы.
3. Гаметофит представлен заростком.
4. Для оплодотворения необходима водная среда.
5. Для оплодотворения не нужна водная среда.
2. Соотнесите половые клетки человека (А–Б) с их характеристиками (1–5):
Характеристики клетки: Половые клетки:
1. В строении клетки различают головку, шейку и хвост. А. Сперматозоид
2. Обладают относительно крупными размерами по сравнению Б. Яйцеклетка
с половыми клетками, принадлежащими противоположному полу.
Клетка способна к активному передвижению.
Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся поверх
Цитоплазматической мембраны.
Из одной клетки-предшественницы их образуется четыре.
Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).
Организмы: Трофические уровни:
Сапротрофные бактерии. А. Консументы.
Зеленые растения Б. Редуценты.
Травоядные животные. В. Продуценты.
Хищные животные.
Плесневые грибы.
Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1–5).
Биологический материал: Вещество:
Клеточная стенка грибов А. Крахмал
Печень животных Б. Сахароза
Клеточный сок растений В. Целлюлоза
Сердцевина стебля растений Г. Хитин
Хлопковое волокно Д. Гликоген
Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1–5).
Функции: Вещества: