Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Что значит биосоциальное? Это единство биологических и социальных и психических качеств.
Биологические составляющие :
· является частью природы, и относится к высшим млекопитающим; тело и мозг – это результат деятельности природы;
· биологическая природа проявляется в его анатомии и физиологии (строение организма, кровеносная, мышечная, нервная системы) и базовых потребностях (сон, питание, воспроизводство потомства);
· способность к членораздельной речи
Биологические качества человека всегда передаются по наследству.
Психические качества:
o Эмоции
o Память
o Темперамент
o Инстинкт (инстинкт – автоматическое поведение в определенной ситуации, без участия воли и мысли)
o Задатки и способности (специальные, теоретические, практические, учебные, творческие, коммуникативные и др.)
o
Человек как социальное существо:
§ неразрывно связан с обществом.
§ имеет социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь)
§ имеет духовные потребности (мораль, нравственность, религия)
§ подавляет и контролирует инстинкты
§ имеет осмысленную речь (язык)
§ обладает такими свойствами как мышление и разум, ответственность, саморазвитие
§ наличие сознательной деятельности, как способа преобразовывать мир и себя.
-орудийно-производственная деятельность
-мыслительная д-ть
-коллективная д-ть и разделение труда
Современная наука утверждает что биологическое и социальное при определении сущности и природы человека возможно только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека.
Таким образом, можно утверждать, что человеческая природа двойственна и человек не только продукт биологической эволюции, но и продукт развития общества. Рождаясь человек, представляет собой природное существо, а с возрастом, в процессе влияния на него общества, биологическое в нем ослабевает, а вырабатываются социальные черты и признаки.
Рассмотрим основные отличия человека от животного
Только человек может размышлять о своем прошлом, оценивая его, может мечтать о будущем и строить на него планы. Речью обладают и некоторые виды приматов, но только человек может передать соплеменникам объективную информацию об окружающем мире.
Задания на понимание: ( по типу №4 на егэ)
№1. В приведенном списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:
1) потребность в пище
2) способность к творчеству
3) способность эмоций
4) наличие сознания
№2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
№3. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
По типу задания5, части1
№4 Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА | |
А) У Антона голубые глаза. Б) Рост Петра — 180 см. В) Анна трудолюбива. Г) Катя очень отзывчива. Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих. | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
·
Итак, рождаясь человек, представляет собой природное существо, а с возрастом, в процессе влияния на него общества, биологическое в нем ослабевает, а вырабатываются социальные черты и признаки, которые характеризуют его как личность.
Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «человек» «индивид» и «личность».
1. Человек – как структурный элемент общества, который отражает общие черты присущие всему человеческому роду. (Это анатомия, речь, деятельность, мышление, способности)
Если из всего человечества взять одного то это будет -
2. Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт.Характеризуется такими признаками как : пол, возраст, раса, эмоции задатки, темперамент.
Чем отличается один индивид от другого?
3. Индивидуальность – неповторимое своеобразие и уникальность индивида(облик, манера поведения, характер). Индивидуальность является результатом самовыражения;
- это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств;
По типу№2
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Индивид, индивидуальность, человек, личность, талант
2. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана — 180 см.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Ответ: 3456
3. Верны ли следующие суждения о личности?
| ||||||||||||
|
Человек родившийся - индивид, а в процессе социализации он становится личностью.
Потребности
С самого рождения человек зависит от своих потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма, и для развития его личности.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.
Способности
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности, и их развитие не возможно вне соц. среды.
Память, внимание, мышление, воображение — это психические процессы. А их особая организация, специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определённой деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность.
В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, мозговой деятельности. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.
Способности:
Потенциальные (не реализуются в данный момент, но могут проявиться в соответствующих условиях)
Актуальные (реализованные сп-сти, развивающиеся в каком-либо виде деятельности).
Общие –определяют успешность выполнения многих видов деятельности (интеллект, креативность, внимательность, наблюдательность, физические сп-сти, способность к обучению, работоспособность)
Специальные- определяют успехи в специфических видах деятельности. (музыкальные, математические, конструктивно-технические, литературные, художественные, лингвистические, спортивные.)
Уровни развития способностей:
Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей у какого-либо человека.
Талант- выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством и оригинальностью.
Гениальность – высший уровень развития способностей, результатом которого является создание качественно новых творений, изобретений, концепций, открытий и т.д.
Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Что значит биосоциальное? Это единство биологических и социальных и психических качеств.
Биологические составляющие :
· является частью природы, и относится к высшим млекопитающим; тело и мозг – это результат деятельности природы;
· биологическая природа проявляется в его анатомии и физиологии (строение организма, кровеносная, мышечная, нервная системы) и базовых потребностях (сон, питание, воспроизводство потомства);
· способность к членораздельной речи
Биологические качества человека всегда передаются по наследству.
Психические качества:
o Эмоции
o Память
o Темперамент
o Инстинкт (инстинкт – автоматическое поведение в определенной ситуации, без участия воли и мысли)
o Задатки и способности (специальные, теоретические, практические, учебные, творческие, коммуникативные и др.)
o
Человек как социальное существо:
§ неразрывно связан с обществом.
§ имеет социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь)
§ имеет духовные потребности (мораль, нравственность, религия)
§ подавляет и контролирует инстинкты
§ имеет осмысленную речь (язык)
§ обладает такими свойствами как мышление и разум, ответственность, саморазвитие
§ наличие сознательной деятельности, как способа преобразовывать мир и себя.
-орудийно-производственная деятельность
-мыслительная д-ть
-коллективная д-ть и разделение труда
Современная наука утверждает что биологическое и социальное при определении сущности и природы человека возможно только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека.
Таким образом, можно утверждать, что человеческая природа двойственна и человек не только продукт биологической эволюции, но и продукт развития общества. Рождаясь человек, представляет собой природное существо, а с возрастом, в процессе влияния на него общества, биологическое в нем ослабевает, а вырабатываются социальные черты и признаки.
Рассмотрим основные отличия человека от животного
Только человек может размышлять о своем прошлом, оценивая его, может мечтать о будущем и строить на него планы. Речью обладают и некоторые виды приматов, но только человек может передать соплеменникам объективную информацию об окружающем мире.
Задания на понимание: ( по типу №4 на егэ)
№1. В приведенном списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:
1) потребность в пище
2) способность к творчеству
3) способность эмоций
4) наличие сознания
№2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
№3. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
По типу задания5, части1
№4 Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА | |
А) У Антона голубые глаза. Б) Рост Петра — 180 см. В) Анна трудолюбива. Г) Катя очень отзывчива. Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих. | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
·
Итак, рождаясь человек, представляет собой природное существо, а с возрастом, в процессе влияния на него общества, биологическое в нем ослабевает, а вырабатываются социальные черты и признаки, которые характеризуют его как личность.
Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «человек» «индивид» и «личность».
1. Человек – как структурный элемент общества, который отражает общие черты присущие всему человеческому роду. (Это анатомия, речь, деятельность, мышление, способности)
Если из всего человечества взять одного то это будет -
2. Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт.Характеризуется такими признаками как : пол, возраст, раса, эмоции задатки, темперамент.
Чем отличается один индивид от другого?
3. Индивидуальность – неповторимое своеобразие и уникальность индивида(облик, манера поведения, характер). Индивидуальность является результатом самовыражения;
- это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств;