Организм – единое целое. Многообразие живых организмов
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов, определяющих содержание образования в основной или (средней) школе:
- Федеральный компонент гос.стандарта (полного) образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089)
- Примерной программы общего образования по биологии для образовательных учреждений с русским языком обучения (приказ Минобразования РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана)
- Учебный план МКОУ Борковской СОШ
- Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 10-11 классов: основной курс авторы В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова. Издательство «Просвещение» 2008 год.
Обоснование выбора программы:
- Данная программа соответствует возрастным особенностям учащихся данного класса
- Программа посвящена проблемам общей биологии, которые освещены в нем глубоко и подробно, чем в учебнике 9 класса, где учащиеся впервые знакомятся с ними, с учетом последних достижений в различных областях биологической науки
- Учитывает и способствует подготовки учащихся к ЕГЭ
Общее количество часов, на которые рассчитана программа: 72 согласно учебному плану МКОУ Борковской СОШ (отводится 36 часов из федерального компонента и выделено 36 часов из регионального компонента.)
Цель: обобщить биологические знания у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций, учений, а также показать прикладное значение биологии, формирование естественно-научного мировоззрения и экологической культуры учащихся
Задачи:
1. Обобщить ранее полученные знания о строении, жизнедеятельности и живых организмов, о методах познания живой природы;
2. Расшить понятия об основах экологии, эволюции живой природы
3. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и биологические эксперименты;
4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
5. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде
Характеристика УМК и дидактико-методического материала, сопутствующего УМК
- Учебник: «Биология 10-11 классы. Общая биология» А.А,Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, издательство «Дрофа», 2006 год
- Рабочая тетрадь «Биология 10-11 классы. Общая биология» А.А,Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, издательство «Дрофа», 2006 год
УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ и соответствует:
- Федеральному перечню учебников
- Федеральному компоненту государственного стандарта по биологии
- Возрастным и психологическим особенностям учащихся
Содержание курса
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
Демонстрация.Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
Методы цитологии. Клеточная теория
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Химический состав клетки
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Строение клетки
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
Реализация наследственной информации в клетке
ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекул ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль кодов в биосинтезе белка.
Вирусы
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.
Демонстрация.Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
Лабораторные и практические работы.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.